Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Леонид Гайдай Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Леонид Иович Гайдай — биография

Леонид Иович Гайдай

Леонид Иович Гайдай — советский российский[en] кинорежиссер, актер и сценарист. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970). Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Водолей.

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 в городе Свободный, Амурской области. В 1947 Лёня окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, в 1955 — ВГИК (мастерская Г. В. Александрова). Был режиссером-практикантом на съемках комедии «Ляна» (1955) Бориса Васильевича Барнета. Два этих учителя как бы подтверждают несомненную связь творчества Гайдая с традициями отечественной кинокомедии. Но первый фильм «Долгий путь» (1956, совместно с В. И. Невзоровым) он поставил по сибирским рассказам В. Г. Короленко, таким образом отдав дань своему дальневосточному происхождению.

Интерес к комедии

Леонид Гайдай обратился к жанру сатирической комедии только в следующей работе «Жених с того света» (1958), которая подверглась жесткой цензуре и в результате была значительно сокращена. Фильм «Трижды воскресший» (1960), решенный в жанре героической киноповести с явным идеологическим пафосом, считается вообще вынужденным в творчестве Гайдая, который все-таки был чужд политике вопреки ныне приписываемым ему диссидентским мотивам. Но немаловажно, что действие «Трижды воскресшего» сначала происходит в годы Гражданской войны, а для режиссера эпоха начала 20 века (вплоть до 1930-х годов) окажется впоследствии одной из самых излюбленных, если судить по экранизациям произведений И. Ильфа и Е. Петрова («12 стульев», 1971), Михаила  Афанасьевича БулгаковаИван Васильевич меняет профессию», 1973), Михаила Михайловича Зощенко («Не может быть!», 1975). Да и в упомянутом «Долгом пути», а также в фильмах «Деловые люди» (1963, по рассказам О. Генри) и «За спичками» (1980, СССР—Финляндия, совместно с Р. Орко, по М. Лассиле) события разворачиваются примерно тогда же. Интерес к той поре, безусловно, связан у Гайдая еще и с его пристрастием к раннему кинематографу.

Клондайк Гайдая

В 1961 году в короткометражке «Пес Барбос и необычайный кросс» Леонид Гайдай вроде бы случайно взялся за «экранизацию» газетного фельетона Степана Олейника, чтобы не оставаться в простое. Но в невидимом перенесении во времени, в ориентации на сатирическо-комедийное искусство 20-х годов как советское, так и американское (Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд), Гайдай нашел истинный Клондайк. И даже приемы эксцентрической американской комедии приобрели у него чисто российское и вполне советское звучание. Эта незатейливая короткометражка также породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке «Самогонщики» (1962), в третьей новелле комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в «Кавказской пленнице» (1966). Две последние названные картины и «Бриллиантовая рука» (1968), удостоенная Государственной[en] премии в 1970 году, образовали своеобразную комедийную трилогию 1960-х годов. Все эти фильмы являются также самыми кассовыми — только за 15 месяцев проката их посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР.

Один из эпизодов «Операции "Ы"» был снят Гайдаем на основе личного армейского опыта. Во время Великой Отечественной войны[en] Леонид участвовал в боях, сначала служил в Монголии, потом на Калининском фронте, где получил тяжелое ранение. В Монголии он объезжал лошадей для фронта. Гайдая это категорически не устраивало! Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» — Гайдай ответил: «Я!». Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Позже режиссёр адаптировал этот эпизод для фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».

В целом же аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Леонида Гайдая составила (без учета повторного проката) около 600 млн. человек (например, у Стивена Спилберга в США[en] зрителей было раза в полтора меньше). То есть по весьма грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 млн. рублей в ценах до 1991 года. Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Гайдая. В Америке был бы при жизни мультимиллионером, у нас же жил скромно, как, допустим, Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки». Неслучайно, что именно эта комедия в 1995 году в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей. Это и наиболее кассовое, и совершенное творение режиссера, вошедшего наряду с Эльдаром Александровичем Рязановым и Георгием Николаевичем Данелией в первую тройку советских комедиографов.
Григорий Шпигель, Юрий Никулин и Леонид Каневский в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968)

Григорий Шпигель, Юрий Никулин и Леонид Каневский в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968).

Роль Горбункова, который всегда готов выручить и помочь совершить чудо, была доверена Юрию Владимировичу Никулину. Эта карнавальная двойственность героя, программно заявленная и в его любимой[en] песне про зайцев, была своеобразным выходом за пределы регламентированного социального существования, романтически-пародийным проявлением индивидуального куража. Столь популярная и всегда приносившая большую удачу в кинопрокате формула «свой среди чужих, чужой среди своих» обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который вынужден играть не свойственную себе значительную роль (этот мотив не раз использовался и Чаплином и Китоном, перед которыми Гайдай преклонялся всю жизнь).

И несмотря на то, что режиссер Гайдай порой сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом следовало бы считать симпатичного Семена Семеновича (вот и реальная жена режиссера актриса Н. Гребешкова сыграла супругу Горбункова), наивного, добродушного и сердечного «агента поневоле», вынужденного жить на «острове невезения» и спасаться от отчаяния, напевая «А нам все равно, а нам все равно...». Вот почему «Бриллиантовая рука» — не только самая смешная и умная, но и наиболее личная работа Гайдая.

Экранизация классики и перестроечные фильмы Леонида Гайдая

А его по-своему знаменательный уход в застойные 1970-е годы прочь от современной тематики и увлечение эксцентрическими экранизациями литературы прошлого в итоге привело режиссера к заведомой неудаче в случае обращения в «Инкогнито из Петербурга» (1978) к «Ревизору» Николая Васильевича Гоголя. Последующие, уже перестроечные работы Гайдая: «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) — позволили ему вернуться к современности. Однако в изменившейся ситуации прежняя гайдаевская манера сочетания трюковых комедий с сатирическим зарядом действия и остро выписанными характерами персонажей теперь оборачивалась беззубостью в социальной критике действительности и лишь внешней комедийностью героев. После смерти Леонида Гайдая началась стремительная (иногда чересчур залихватская) переоценка творчества режиссера, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии. С. В. Кудрявцев, Энциклопедия Кирилл и Мефодий.

Еще:

«Отец Леонида - Иов Гайдай - был родом с Полтавщины и до революции отбывал срок на каторге (он взял на себя вину другого человека). Там он познакомился с девушкой, сестрой другого ссыльного, и женился на ней. В этом браке у них появились на свет трое детей[en], и последним ребенком (и как показало будущее, самым талантливым) оказался наш герой - Леонид Гайдай. Хотя по началу его биография складывалась вполне обычно.

В 1941 году Леонид пошел служить в армию и попал в Монголию. Но вскоре началась война и его отправили на Калининский фронт. Так как в школе он учил немецкий язык, его определили в разведку. Совершив несколько рейдов по фашистским тылам, сержант Леонид Гайдай во время одного из них подорвался на мине. Ему дали вторую группу инвалидности и комиссовали подчистую. Так завершилась, едва начавшись, военная карьера будущего комедиографа.

После войны Гайдай решил пойти в артисты, хотя с детства не выговаривал буквы «р» и «л». Однако его приняли в театральную студию при Иркутском областном драмтеатре, которую он в 1947 году благополучно закончил. Затем в течение нескольких лет он играл в местном театре, причем роли ему доверяли отнюдь не эпизодические. Гайдай, например, играл Соленого в «Трех сестрах», Ивана Земнухова в «Молодой гвардии», Винченцио в «Укрощении строптивой», Якова Яссе в «Заговоре обреченных» и другие роли. Но Иркутск, видимо, был слишком мал для таланта Леонида Иовича, и в 1949 году он приехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет.

По словам его бывших сокурсников, Леонид Гайдай уже тогда выделялся своими хохмами. Однажды они с приятелем возвращались в Останкино и шли по территории нынешнего ВВЦ. Места там были глухие, а с ними за компанию увязалась молодая сотрудница ВГИКа. И когда они прошли половину пути, Гайдай вдруг остановился и, обращаясь к девице, глухим голосом произнес: «А ну-ка, снимай шубу!» Девушка растерялась, а Гайдай продолжил в том же духе: «Чего стоишь? Может тебе помочь?» И девушка уже начала расстегивать пуговицы, когда Гайдай с приятелем вдруг громко рассмеялись.

Однако приколы Леонида не очень нравились его преподавателям, и уже после первого полугодия будущий классик кинокомедии был отчислен из института за профнепригодность».

На фото: Дональд Трамп и Леонид Гайдай на съёмках его последней комедии "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди"

Дональд Трамп и Леонид Гайдай на съёмках комедии На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди

Ещё:

...в 1949 году инвалид войны 2-й группы, актер Иркутского областного драмтеатра 26-летний Леонид Иович Гайдай «приехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет. По словам его бывших сокурсников, Гайдай уже тогда выделялся своими хохмами».

«Однако приколы Гайдая не очень нравились его преподавателям, и уже после первого полугодия будущий классик кинокомедии был отчислен из института за профнепригодность. Другой бы в такой ситуации опустил руки, но Леонид Гайдай был не таким человеком. Он стал ходить по высоким кабинетам и доказывать, что его отчислили несправедливо. В конце концов ему поверили и приняли вновь с испытательным сроком.

На одном курсе с Гайдаем училась молодая студентка Нина Гребешкова. Вот что она вспоминает о своих отношениях с нашим героем:

«Леня меня очень долго провожал из института. Я жила на Арбате, а институт находился у ВДНХ, и мы ходили пешком. Мне с ним было безумно интересно, потому что он много знал. И однажды он мне говорит: «Ну что, давай поженимся?» Я говорю: «Поженимся? Да ты такой длинный, я такая маленькая. Мы с тобой вообще не пара». Однако Леонид Иович оказался настойчивым и 1 ноября 1953 года они поженились». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 652

Автор музыки всех известнейших фильмов Леонида Гайдая - Александр Сергееевич Зацепин.

«В ноябре 1993 года Гайдай угодил в больницу. Жена добилась того, чтобы врачи[en] разрешили ей все время находиться рядом с ним. У нее на руках он и умер. По ее словам: «Леня умер от тромба легочной артерии. Только что мы сидели, разговаривали, он меня прогонял домой, говорил: «Иди, уже поздно, сейчас криминальная обстановка». И вдруг как-то вперед наклонился. Я боялась, что у него случится инфаркт, ведь у Лени была аритмия. Я обняла его одной рукой, а другой держала за голову. И он на руках у меня умер[en]. Я сразу даже не поняла, что произошло». Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 660.

Леонид Иович Гайдай умер 19 ноября 1993 года  во время отдыха в Израиле.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)