Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Леонид Леонов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Леонид Максимович Леонов — биография

Леонид Леонов

Леонид Максимович Леоноврусский писатель, прозаик, драматург. Академик РАН (1991; академик АН СССР[en] с 1972). Знак зодиака — Близнецы.

Направление: социалистический реализм. Жанры: роман, повесть, пьеса, очерк.

В рассказах и повестях 20-х годов, в романах «Барсуки» (1924), «Вор» (1927, 2-я редакция 1959) драматические события и трагические последствия революционной ломки России[en]. Пьеса «Золотая карета» (3-я редакция 1964) о счастье, не отрывном от чувства долга и достигаемом ценой жертв. Роман «Русский лес» (1953) о нерасторжимой связи русского характера с родной природой и губительности для народа ее бездумного покорения. В последнем монументальном романе Леонида Леонова «Пирамида» (1994) — переоценка российской реальности 20 века в свете христианства.

Леонид Леонов родился 31 мая (19 мая по старому стилю) 1899 года в Москве. Воспитывался в семье деда, мелкого торговца. Печататься начал в 1915 году в газетах Архангельска, куда был сослан его отец, поэт Максим Леонович Леонов. В 1920 — в Красной Армии, участвовал в боях на Южном фронте, работал в военных газетах. В 1922 году опубликовал прозаическую сказку «Бурыга», затем первую книгу рассказов (1923) и повести «Петушихинский пролом» (1923), «Конец мелкого человека» (1924).

В 1924 году вышел первый роман Леонида Максимовича «Барсуки» — крупное эпическое полотно, изображавшее предреволюционное московское мещанство и драматические эпизоды революционной борьбы в деревне. Глубокое знание старорусского бытового уклада дало возможность Леонову создать яркие образы деревенских искателей правды, показать характеры городских торговцев и ремесленников. Пафос романа — в раскрытии неизбежности победы социалистических сил в деревне.

Реализм и мастерство автора «Барсуков» были высоко оценены Максимом Горьким и Анатолием Васильевичем Луначарским. В философском романе «Вор» (1927), написанном на материале наблюдений над социальным дном нэповского города, в повестях «Провинциальная история» и «Белая ночь» (обе — в 1928), в «Необыкновенных рассказах о мужиках» (1928), в пьесах «Унтиловск» (1928) и «Усмирение Бададошкина» (1929) были продолжены и развиты антимещанские мотивы «Барсуков».

Одновременно, в 1928 — 1929 годах, Л.М. Леонов начал работу над романом «Соть» (1930) — одним из первых в советской литературе произведений о трудовом героизме народа, строящего социализм, о превращении глухих окраин России в индустриально развитые районы. Главный герой романа — коммунист Увадьев, энергичный организатор строительства. В романах Леонида Леонова «Скутаревский» (1932) и «Дорога на океан» (1935) большое место занимает художественное исследование идейной и психологической перестройки старой интеллигенции, принявшей участие в революционном преобразовании страны[en], изображение острой идеологической и классовой борьбы в её среде. В «Дороге на океан» ведущую роль играет образ коммуниста — организатора, философа и мечтателя, отдающего жизнь строительству коммунистического будущего.

В конце 30 — начале 40-х годов писатель выступал в основном как драматург: пьесы «Половчанские сады», «Волк» (обе — в 1938 году), «Метель» (1939), «Обыкновенный человек» (1941).

Первым откликом Леонова на Великую Отечественную войну 1941 — 1945[en] явилась пьеса «Нашествие» (1942; Государственная премия СССР[en], 1943), за которой последовали пьеса «Лёнушка» (1943) и повесть «Взятие Великошумска» (1944). Широкое звучание в военные годы приобрела патриотическая публицистика писателя.

После окончания войны Леонов приступил к созданию романа «Русский лес» (1953; Ленинская премия, 1957) — крупнейшего своего произведения, посвященного борьбе советских людей с фашизмом и сложным нравственным проблемам современности. Многолетняя история борьбы в русской науке о лесе, рассказ о двух типах учёных становится в многоплановом повествовании «Русского леса» страстной исповедью писателя, выражением его главных жизненных и творческих идей, где первое место занимает идея действенного и ответственного патриотизма, основанного на глубоком проникновении в дух национальной культуры и подкрепленного практическим участием в народной жизни. Здесь находят завершение долгие поиски Леонида Максимовича Леонова новой формы романа, сочетающей реалистическую достоверность и точность психологических мотивировок с эпической обобщенностью картин народной жизни и глубоким лиризмом повествовательного стиля.

В «Русском лесе» особенно очевидно органическое соединение традиционности леоновского изображения, тесно связанного с реализмом и гуманизмом русской классической литературы, с оригинальным использованием художественного опыта 20 века. Особенно важное место в образной системе романа занимают реалистические символы и ёмкие метафоры.

Во 2-й половине 50 — начале 60-х годов писатель возвратился к старым замыслам, создал новые варианты пьесы «Золотая карета» (1946, 2-я редакция 1955, 3-я — 1964), в 1952 — новое, коренным образом переработанное издание романа «Вор», в 1963 — новую редакцию пьесы «Метель» и в 1964 — «Нашествия». Леонов доработал написанную в 1938 году повесть о русской эмиграции «Evgenia lvanovna» (1963). С темами антивоенной публицистики Леонида Леонова связан его сатирический кинопамфлет «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961).

Писатель вёл активную общественную деятельность как борец за мир. Выступал в защиту природы; активно участвовал в обществе охраны памятников истории и культуры. Его произведения были переведены на многие иностранные языки.

Л.М. Леонов был депутатом Верховного Совета СССР 2 — 7-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. (Е. В. Старикова)

Сочинения Леонида Максимовича Леонова

Награды и премии

Леонид Максимович Леонов скончался 8 августа 1994 года в Москве. Отпет в московской церкви Большое Вознесение. Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве, участок № 10.

Подробнее про Леонида Леонова читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


.
Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности