Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
7 декабря родились[en]: Федор Матвеевич Апраксин, Пьетро Масканьи
Скончались[en]:
Цицерон Марк Туллий, Иннокентий IV, Роберт Листон

Леонид Николаев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Леонид Владимирович Николаев — биография

Леонид Владимирович Николаев

Леонид Владимирович Николаев (1878-1942) — российский пианистПианино (итальянское pianino, букв. — маленькое фортепиано) — клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Дека и механика расположены вертикально. и композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений., педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.)., музыкально-общественный деятель, народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. России[en] (получил в 1938 году), доктор искусствоведения (1941). Знак зодиака — Лев.

Создатель пианистической школы. ПрофессорПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора.

В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. В Российской Федерации звание профессор присваивается, как правило, ВАК Российской Федерации; в начале 90-х годов насчитывалось около 25 тысяч профессоров.
Санкт-Петербургской консерваторииКонсерватория (от итальянского conservatorio) — музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). (с 1912). Член КПСС с 1939.

Леонид Владимирович Николаев родился 13 августа (1 августа по старому стилю) 1878 года в Киеве. Окончил Московскую консерваторию по классу фортепьяноФортепьяно (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. Василия Ильича Сафонова (1900); учился по классу композиции у Сергея Ивановича Танеева и Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (окончил в 1902).

13-летним ребенком Лёня был представлен А.Г. Рубинштейну и П.И. Чайковскому. Петр Ильич предсказал мальчику большое будущее. Вспоминая этот эпизод, Леонид Владимирович с горечью добавлял: «На этот раз Петр Ильич ошибся».

Л.В. Николаев был очень скромным человеком. Гимназию он закончил с золотой медалью, учась в московской консерватории по двум специальностям — роялю и композиции — получил большую золотую медаль, и был занесен на доску отличия рядом с именами Александра Николаевича Скрябина и Сергея Васильевича Рахманинова. Параллельно Николаев учился на юридическом факультете Киевского университета и благополучно его закончил, получив диплом I степени.

В 1904 — 1906 годах Леонид преподавал игру на фортепьяно и музыкально-теоретические предметы в Высшем музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. В 1906 — 1909 годах преподавал в Московской народной консерватории.

В 1909 году по приглашению Александра Константиновича Глазунова Леонид Владимирович приехал преподавать в Петербургскую консерваторию. Самарий Ильич Савшинский отметил, что студенты, попавшие к новому педагогу, были поражены, что он «не только детально показывает, что как надо играть, но и объясняет, почему это надо делать так, а не иначе. И, главное, показывает, как это делается, добиваясь тут же на уроке основного приспособления ученика к заданому»

С 1909 и до конца жизни работал в Петербургской (Ленинградской) консерватории (с 1912 профессор). Одновременно выступал как пианист.

Леонид Владимирович — создатель одной из ведущих русских и советских пианистических школ. Среди его наиболее выдающихся учеников — Самарий Ильич Савшинский, Владимир Владимирович Софроницкий, Мария Вениаминовна Юдина, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Павел Алексеевич Серебряков.

Преподавал также композицию. В числе учеников Леонида Николаева в этом направлении были: Владимир Михайлович Дешевов и Александр Абрамосич Крейн. Автор инструментальных и вокальных сочинений.

Педагогический метод Николаева был основан на тщательном научном анализе причинности явлений пианистического искусства, их обобщении и систематизации. Его ученики отличались высоким техническим мастерством, ярким насыщенным драматизмом исполнения, продуманностью и логической законченностью в воплощении замыслов.

Леонид Владимирович считал, что работа учителя и ученика — труд совместный. Происходит взаимное влияние друг на друга. Работа над одним и тем же произведением с каждым учеником велась по-разному. «Педагог, достаточно чуткий на уроке, говорит и действует, исходя из того, что услышал от ученика, приноравливаясь к нему». Николаев всегда слушал всю пьесу целиком или до репризы, и никогда не прерывал исполнения своими замечаниями. По его мнению, цель педагога: научить и приучить самостоятельно работать и отвечать за свою работу. «Задача учителя — раскрыть учащемуся значимость его деятельности, научить его работать над собой и над произведением. Кто умеет работать, тот научится и играть!».

«Я хочу быть твоею музыкой» — Дмитрий Хворостовский

Техника по Николаеву

Незыблемые правила

  • 1. Играют всегда всей рукой; меняется только степень участия каждой части руки;
  • 2. Основные рабочие функции выполняют верхние отделы руки. Кисть и пальцы больше опорные и хватательные органы, чем собственно ударные;
  • 3. Рука (ее верхние отделы) своими передвижениями обеспечивает пальцам и кисти удобные для игры положения;
  • 4. Удобным положением будет такое, при котором палец может отвесно упереться в клавишу;
  • 5. Важное значение имеет положение большого (1-го) пальца. Распространенное подведение его под ладонь связывает гибкость, подвижность кисти и пальцев. Николаев добивался «противопоставления» большого пальца остальным. Большой палец должен составлять разомкнутое кольцо с каждым играющим в данный момент пальцем;
  • 6. Большое значение Николаев придавал положению пятого пальца. Он не выносил «гувернантский» мизинец, то есть мизинец сильно согнутый, несколько отставленный в сторону и поднятый вверх.

Таким образом, всю подготовительную работу проделывает рука, а пальцу остается только «наступить» на клавишу из удобного положения. Предполагается, что пальцы работают, не вызывая затруднения, как ноги[en] при спокойной ходьбе.

Самостоятельная работа

В работе пианиста не должно быть механической зубрежки. Надо определить, в чем трудность, разбить на элементы. При повторении ставить перед собой определенную задачу, каждый раз ее несколько видоизменяя.

Работа без сосредоточенного внимания — зря потраченное время. Темп должен быть настолько медленным, чтобы все технические и художественные задачи были выполнены. Л.В. Николаев решительно возражал против многократного проигрывания пьесы целиком. «Надо ограничиться таким куском, который без больших затруднений укладывается в памяти… Когда он усвоен, к нему прибавляется новый, столь же легко усваиваемый кусок». Однако, он должен иметь элементарное выразительно — смысловое значение.

Николаева часто спрашивали, сколько нужно заниматься пианисту. Он отвечал, что работать нужно каждый день минимум три часа. Для талантливого пианиста, ставящего перед собой высокие цели, хорошая норма — пять часов занятий в день. Заниматься нужно столько, сколько держится внимание. «Если ко мне придет ученик и скажет, что какие-то уважительные причины мешают ему работать, то я как человек посочувствую ему», — говорил Леонид Владимирович, — «но жизнь его не пожалеет и выбросит за борт». Это относится и к педагогам. «Рассказы о замечательных педагогах, мало талантливых как исполнители, — тоже сказки!» — решительно утверждал Леонид Владимирович Николаев.

Звуковая сторона пианизма

Этой работе Леонид Владимирович уделял постоянное внимание. Добивался от учеников «опертого звука». Любил[en] насыщенный реалистический звук, присущий Рахманинову. «Когда начинаешь играть пьесу, то первые звуки должны быть ясными и не слишком тихими, так как внимание слушателя еще не привлечено к исполнению…pp должно звучать как театральный шепот-ясно и проартикулированно». Казимир Францевич говорил, что pianissimo должно быть слышно в самом последнем ряду зала.

Существуют определенные правила исполнения: мелодия должна быть громче, чем аккомпанемент, бас в аккомпанементе весомее, чем остальные части фактуры. Снятие руки — аналог дыхания, поэтому на начало фразы рука ставится, с последней нотой фразы — снимается. Николаев говорил о том, что нюанс необходимость, а не украшение. В основе всего — интонирование мелодии, и мы как драматические актеры должны найти убедительную интонацию. Точно так же, как и в нашей речи, «не все слова и слоги равноправные. Один слог является точкой опоры фразы».

Леонид Владимирович любил повторять, что фальшива может быть не только нота, но и интонация. Он не признавал беспедальной игры, учил педализировать басы, а не мелодию. Если мелодия движется вверх, а бас — глубоко внизу, то можно смешивать на педали аккордовые звуки с неаккордовыми. Если мелодия движется вниз, то этого делать нельзя. Целостность формы основывалась на логичности. В произведении все должно быть пропорциональным. «Если идет ход к кульминации, то без основания не нужно прерывать его. Также нужно помнить, что кульминации в произведении не равномерны».

Аккордовая техника

Николаев требовал, чтобы звучало все содержимое аккорда, то есть аккорд был с «начинкой». Для этих целей использовались упражнения, вырабатывающие хватательные ощущения. Рука перед взятием аккорда не должна быть жесткой. Аккорд готовим «не в руке, а в голове». Понятие «свободной руки» он трактовал так: «При игре наша рука не должна быть ни мягкой, как тряпка, ни жесткой, как палка, — она должна быть упругой, подобно пружине». Стремиться надо не к тому, чтобы сил затрачивалось мало, а чтобы они затрачивались рационально.

Урок

Необходимо вести урок так, чтобы он легко усваивался, не перегружать внимание ученика и задавать столько, сколько он способен проработать между уроками. Трудно определить эту меру при загруженности современных учащихся! Николаев считал, что урок — всегда импровизация, что педагог говорит и действует, исходя из того, что услышал от ученика. Выслушать, вникнуть в задуманное, найти слова ободрения для всего хорошего, что сделано, и лишь затем перейти к тщательному критическому анализу — таков был «николаевский» метод проведения урока.

Гаммы

Леонид Владимирович подчеркивал, что элементами почти всех пассажей являются гаммы и арпеджии, и что овладев ими, мы упростим и изучение пассажей. Работать над гаммами и арпеджиями необходимо, но надо иметь ввиду их отделку, чтобы исполнение было ловким, свободным и красивым. Руки двигаются как в зеркальном отражении. «Я лично потому сторонник пользования примитивными элементами техники, что здесь мы встречаем такой материал, который не нуждается в предварительной работе над его усвоением». Полезно гамму играть, как эпизод из художественного произведения, то есть направляя внимание на внутренннее представление образа. Казимир Францевич говорил, что гаммы, как полуфабрикаты в холодильнике, и мы их используем по мере надобности.

Николаев утверждал, что технически нужно работать каждый день и помногу. «При прекращении же работы страдает в первую очередь пальцевая беглость и звучание — звук делается проще, примитивнее». Один этюд выучить блестяще полезнее, чем десять — хорошо, так как этюд начинает приносить пользу, когда он выучен качественно.

Леониду Николаеву принадлежат воспоминания о Московской консерватории и ряд статей о фортепьянном исполнительстве. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Леонид Владимирович Николаев скончался 11 октября 1942 года в Ташкенте. (В. И. Рензин)

Подробнее о Леониде Николаеве читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)