Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
22 января: родились[en]: Иоанн III Васильевич, Фрэнсис Бэкон, Пьер Гассенди, Готхольд Лессинг, Андре Мари Ампер, Сергей Эйзенштейн, Михаил Кирпонос, Лев Ландау, Леонид Ярмольник, Лера Козлова

Главная / Оглавление / Знаменитые тезки / Леонид Утесов / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Леонид Осипович Утесов (Лазарь Васбейн) - биография

Леонид Осипович Утесов

Леонид Осипович Утесов (настоящие имя и фамилия Лазарь Иосифович Вайсбейн) (1895-1982) — советский эстрадный певец, киноактер, народный артист СССР (1965). Выступал на эстраде с 1911 года. Организатор (1929), руководитель и солист первого советского джазового коллектива — «Теа-джаза» (позднее Государственный эстрадный оркестр РСФСР), с которым снялся в фильме «Веселые ребята» (1934). Внес значительный вклад в развитие советской песни.

Леонид Осипович Утесов родился 21 марта (9 марта по старому стилю) 1895 года, в Одессе. Учился Лёня в Одессе в коммерческом училище, но не закончил его. С 1909 работал в бродячем цирке, учился играть на скрипке. В 1912 поступил в Кременчугский театр миниатюр, тогда же взял сценический псевдоним Утесов. В 1917 занял первое место на Гомельском конкурсе куплетистов и в этом же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж». В 1919 впервые снялся в кино в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу». С 1921 по 1928 Леонид Утесов играл в Московском театре революционной сатиры и Театре музыкальной комедии, Палас-театре, Ленинградском свободном театре, Рижском театре «Маринэ». В 1925 снялся в фильмах «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие».

8 марта 1929 в Ленинграде дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Музыканты разыгрывали разнообразные сценки между собой и дирижером.

В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к т. н. «блатному фольклору». В программу «Теа-джаз» были включены песни «Лимончики», «Гоп со смыком» и др. Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — «Русской», «Украинской», «Еврейской» и «Советской». По-новому, в синкопированном ритме зазвучали популярные мелодии. В дальнейшем Леонид Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР. В 1933 появляется пьеса «Музыкальный магазин» (авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая ряд небольших, условно связанных между собой комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, ариоза Герцога из «Риголетто» Джузеппе Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» П.И. Чайковского.

В 1934 вышел фильм Г. В. Александрова «Веселые ребята», в котором снимался весь оркестр Леонида Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского, написанные на стихи Лебедева-Кумача: «Сердце, тебе не хочется покоя» и «Марш веселых ребят» («Легко на сердце...») в исполнении Леонида Утесова. С 1936 в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца). В 1937 джаз-оркестр Утесова представил новую программу «Песни моей Родины». В первую часть программы вошли песни о Гражданской войне («Тачанка», «Полюшко»), вторую составили лирические и шуточные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до 1941. В 1939 вышла его первая книга «Записки актера». В этом же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: «Жди меня», «Землянка», «Темная ночь», «Одессит Мишка», сатирические антифашистские частушки «Гадам нет пощады!».

В 1942 Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: «Прощание», «Пароход», «Десять дочерей», «Два друга». 9 мая 1945 при огромном стечении народа Леонид Утесов выступал с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве. К 800-летию Москвы (1947) оркестр Утесова подготовил оркестровую фантазию «Москва». В финале программы впервые прозвучала песня Дунаевского «Дорогие мои москвичи!».

В 1947 Леонид Утесов был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Двадцатипятилетние коллектива (1954) было отмечено эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих песен Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского «Я песне отдал все сполна», которая впоследствии была включена в фильм «Веселые звезды» (экранизация эстрадного концерта).

В марте 1960 в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». Исполняя марш С. С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу Клода Дебюсси «Ревери», музыканты ставили своей целью доказать возможность исполнения джазовым оркестром сложных произведений классической музыки. В 1965 Леониду Утесову было присвоено звание Народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. В 1966 он принял решение покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. В декабре 1981 состоялось последнее выступление Утесова.

Об отсутствии у себя певческого голоса, Леонид Утесов говорил: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!»

В 1995 в Москве, Петербурге, Одессе широко отмечалось 100-летие со дня рождения замечательного певца и музыканта. Н. Б. Картозия

«...вождь любил блатные песни в исполнении Леонида Утесова. По этому поводу приведу слова кинорежиссера Леонида Маргиняна: «Леонид Утесов мне как-то рассказывал: «До войны было принято гулять по Кузнецкому. Вот поднимаюсь я как-то днем по Кузнецкому, а навстречу по противоположному тротуару идет Керженцев Платон Михайлович. Тот самый, который закрыл и разогнал театр Мейерхольда. Увидев меня, остановился и сделал пальчиком. Зовет. Я подошел. «Слушайте, Утесов, - говорит он, - мне доложили, что вы вчера опять, вопреки моему запрету, исполняли «Лимончики», «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком». Вы играете с огнем! Не те времена. Если еще раз узнаю о вашем своеволии - вы лишитесь возможности выступать. А может быть, и не только этого», - и пошел вальяжно сверху вниз по Кузнецкому.

На следующий день мы работали в сборном концерте в Кремле в честь выпуска какой-то военной академии. Ну, сыграли фокстрот «Над волнами», спел я «Полюшко-поле». Занавес закрылся, на просцениуме Качалов читает «Птицу-тройку», мои ребята собирают инструменты... Тут ко мне подходит распорядитель в полувоенной форме и говорит: «Задержитесь. И исполните «Лимончики», «Кичман», «Гоп со смыком» и «Мурку». Я только руками развел: «Мне это петь запрещено». - «Сам просил, - говорит распорядитель и показывает пальцем через плечо на зал. Я посмотрел в дырку занавеса - в зале вместе с курсантами сидит Сталин.

Мы вернулись на сцену, выдали все по полной программе, курсанты в восторге, сам, усатый, тоже ручку к ручке приложил.

Вечером снова гуляю по Кузнецкому. Снизу вверх. А навстречу мне - сверху вниз - Керженцев. Я не дожидаюсь, когда подзовет, сам подхожу и говорю, что не выполнил его приказа и исполнял сегодня то, что он запретил. Керженцев побелел:

- Что значит «не выполнили», если я запретил?

- Не мог отказать просьбе зрителя, - так уныло, виновато отвечаю я.

- Какому зрителю вы не могли отказать, если я запретил?

- Сталину, говорю.

Керженцев развернулся и быстро-быстро снизу вверх засеменил по Кузнецкому. Больше я его не видел».

«Песня «Мишка-одессит» в исполнении Утесова была одной из самых популярных на фронте».

Еще:

Леонид Утесов (настоящее имя - Лазарь Васбейн) родился в Одессе 9 (21) марта 1895 года. За пятнадцать минут до его рождения на свет появилась его сестра, которую счастливые родители назвали Полиной. Девочкой она была спокойной, чего не скажешь о ее брате. Сам Утесов позднее вспоминал: «Я был сорванцом и буйной головой, усидчивые игры были не для меня». Родители мальчика хотели, чтобы он стал инженером, врачом или адвокатом, однако Лазарь, или Ледя, как его все называли, с детства мечтал стать дирижером симфонического оркестра, на худой конец, просто артистом. В 15 лет он уже прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах, пел в синагоге, исполнял еврейские песни на свадьбах.

Леонид Утесов был самородком, не имевшим даже полного среднего образования. На четвертом курсе коммерческого училища у него возник конфликт с преподавателем закона Божьего (Утесов вымазал чернилами его одежду). Дерзкого ученика исключили из училища, несмотря на то, что провинившийся солировал в хоре, играл на скрипке и вообще подавал большие надежды.

Для родителей мальчика отчисление было ударом, его стали считать самым непутевым в семье. Старший брат говорил: «Он будет на большой дороге!» Но сам провинившийся так не считал. Он увлеченно занимался музыкой, любил спорт и цирк. Последнее увлечение и привело его на Куликово поле в балаган Бороданова. Его взяли в этот разъездной балаган в качестве артиста на кольцах, на трапеции и даже рыжего.

...Примерно в то же самое время, в 1912-1913 годах, Лазарь Васбейн стал Леонидом Утесовым. Как вспоминал сам артист, это псевдоним появился после встречи с артистом Василием Скавронским. Тот создал в Одессе комедийно-фарсовый театр и пригласил Л. Васбейна. Именно Скавронский и предложил молодому артисту взять себе псевдоним.

В 1913 году судьба забросила Леонида Утесова в Театр миниатюр города Кременчуга. Сам артист затем подписал: «Это был мой первый театральный город». Здесь же молодой Утесов по-настоящему влюбился в девушку по имени Роза. Однако эта любовь оказалась без взаимности. Он вернулся в Одессу, где работал актером в Театре миниатюр. И здесь он вновь стал героем любовной истории, которая, в отличие от кременчугской, больше походила на бульварный роман. Дело было так.

На сцене театра Леонид Утесов часто читал рассказы, которые внешне выглядели как театрализованные представления. Например, во время чтения рассказа «лекция о дамских модах» по сцене фланировали манекенщицы, поражая зрителей нарядами из разных эпох. Утесову понравилась одна из девиц. Однако она была замужем, причем ее мужем оказался полицейский пристав. Но это Утесова не остановило. Узнавший о романе муж публично пригрозил артисту убить его, благо пистолет у полицейского имелся. Чувствуя, что дело принимает серьезный оборот, Утесов счел за благо сбежать в Херсон.

Однако на этом любовные приключения Леонида Утесова не завершились. Вскоре из Херсона он вместе с театром отправился в Александровск и там познакомился с молодой актрисой Еленой Осиповной Голдиной (сценический псевдоним Ленская), которая пришла наниматься к ним в Театр миниатюр. Крыши над головой у нее не было, и Утесов предложил ей пожить у него. Ленская согласилась. Вскоре она стала первой официальной женой Утесова. В 1914 году у них родилась дочь Эдит.

Несмотря на то что с женой Леонид Утесов прожил ровно пятьдесят лет, их отношения нельзя было назвать безоблачными. По мнению многих, их брак сохранился благодаря удивительной терпимости Елены Осиповны. У Утесова была масса поклонниц, чья любовь к нему порой достигала фанатизма. Однажды Утесов во время концерта упал с колосников и сильно разбился; в Одессе прошел слух, что он погиб. И тогда одна из его поклонниц застрелилась. Жена Утесова, зная об изменах супруга, расторгать брак не собиралась. Более того, когда однажды она узнала, что муж и его молодая любовница встречаются зимой в плохо отапливаемом доме, она прислала им дрова и написала своей сопернице записку, в которой просила ее позаботиться о тепле, а то «Леня может простудиться». Хотя бывало и другое. Например, когда Леонид Утесов увлекся молодой артисткой Марией Мироновой, жена повела себя весьма решительно и заставила вовремя одуматься.

3 декабря 1934 года Леонид Утесов скупал по дешевке драгоценности у дворян Ленинграда, которых в течение суток выселяли из города после убийства Сергея Кирова.

«До конца 30-х годов семья Утесовых жила в Ленинграде. Надо отметить, жила безбедно. По воспоминаниям П. Леонидова, когда после убийства Кирова в декабре 1934 года власти стали преследовать всех, кто принадлежал к дворянскому сословию, те стали спешно покидать город, продавая все за бесценок. Среди покупателей были и Утесовы. П. Леонидов написал: «Утесов с семьей жил в те годы на улице Маяковского, а наша семья - на улице Жуковского, рядом с ним. В тот день все взрослые члены семьи Утесова разъехались по городу, чтобы и минуты не потерять из тех двадцати четырех часов, данных несчастным на сборы, а новым людям - на их ограбление. Елена Осиповна, жена Леди (так она называла Утесова), принесла в тот вечер целую кучу ювелирных вещей и показала их моим родителям. Я запомнил большую изумрудную лягушку «Фаберже», купленную ею за... двадцатку!» Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с.10.

Леонид Осипович Утесов скончался 9 марта 1982 года, в Москве.

Песни в исполнении Леонида Утесова

«Всё хорошо, прекрасная Маркиза»
«Песня старого извозчика»
«У Черного моря»
«У самовара я и моя Маша»
«Любовь[en] нечаянно нагрянет»
«У меня есть сердце»
«Дорога на Берлин»
«Поцелуев мост»
«Дорогие мои Москвичи»
«Вьётся в тесной печурке огонь»
«Тёмная ночь»
«Партизанская борода»
«Ты Одессит Мишка»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)