Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Биографии / Главная / Знаменитые тезки / Лев Кулешов Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Лев Владимирович Кулешов - биография

Лев Владимирович Кулешов

Лев Владимирович Кулешов — советский кинорежиссер, сценарист, актер, художник. Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения (1946). Знак — Козерог.

Лев Кулешов родился 13 января (1 января по старому стилю) 1899 года в Тамбове, в дворянской семье. Его отец был художником, а мать — сельская учительница. В 1914 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.

В кино начал работать как художник (с 1916). Один из пионеров советского киноискусства, сыграл большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии кино языка, монтажа, технологии съёмок. В 1916-1919 — художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А. Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 Лев Кулешов возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с Владимиром Ростиславовичем Гардиным. Среди его учеников были: Всеволод Илларионович Пудовкин, Борис Васильевич Барнет, Александра Сергеевна Хохлова, Виктор Михайлович Георгиев, Сергей Петрович Комаров (наст. фамилия Лаврентьев) и другие.

Кулешов уже тогда знал, что значит жить «собственными силами», что значит «быть самим собой». «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Как молодой образованный человек, Лев не мог не думать о том, что в современной культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности — контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр — не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная.

Фильм — эффект движения не только на фоне, но и «над» ним — между кадрами. Только эта первоначальная геометрическая условность порождает затем «жизнь», психологию, чувства. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж — понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик — любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба Александры Сергеевны Хохловой (его постоянной актрисы и жены) с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными.

В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти[en]» (1925), «По закону» (1926), «Два-бульди-два» (1929) — резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, жизни цирка и международных шпионов, прочей экзотики. Заговоры, погони, богатство визуальных отношений — все это напоминает начальный период творчества Фрица Ланга («Доктор Мабузе», «Метрополис») хотя бы по некоторым установкам. Просто у Ланга пространство имело выход на сложную философию, а Кулешов ограничивался марксизмом-ленинизмом. Несмотря на марксисткую философию, Л. Кулешов достиг свободы в изображении человека разумного в фильме «Ваша знакомая» («Журналистка»).

Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Лев Кулешов сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, выразительностью звукозрительного образа смерти, кошмара и обреченности намного опередил свое время.

Но дальше обходить идеологические установки в области кинематографа становилось все труднее. Сняв несколько традиционных фильмов, Лев Кулешов с головой ушел в педагогику. (К. Тарханова)

Успешно выступал как переводчик русской, украинской[en] и зарубежной классической поэзии. Депутат Верховного Совета БССР 2 — 8-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Учёные степени, признание и награды

  • Доктор искусствоведения (1946);
  • Народный артист РСФСР (1969);
  • Орден Ленина;
  • Орден Трудового Красного Знамени.

Фильмография Льва Кулешова

Режиссёрские работы:

1917 — Сумерки (совместно с Андреем Антоновичем Громовым);
1918 — Проект инженера Прайта;
1919 — Песнь любви[en] недопетая;
1920 — На красном фронте;
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков;
1925 — Луч смерти;
1926 — По закону;
1927 — Ваша знакомая;
1928 — Весёлая канарейка;
1929 — Два-Бульди-два;
1931 — Сорок сердец[en];
1932 — Горизонт;
1933 — Великий утешитель;
1934 — Кража зрения;
1936 — Дохунда;
1940 — Сибиряки;
1941 — Случай в вулкане;
1942 — Клятва Тимура;
1943 — Мы с Урала.

Актёрские работы:

1917 — За счастьем — Энрико;
1917 — Чёрная любовь;
1920 — На красном фронте — житель прифронтовой полосы;
1925 — Луч смерти — эпизод.

Сценарии:

1918 — Проект инженера Прайта;
1920 — На красном фронте;
1930 — Саша;
1932 — Горизонт;
1933 — Великий утешитель.

Сочинения

  • Збор твораў, т. 1 — 4, Miнск, 1966 — 67;
  • в рус. пер.: Избр. произв., т. 1 — 2, М., 1968.

Лев Владимирович Кулешов скончался 29 марта 1970 года в Москве.

Ещё про Льва Кулешова читайте в литературе:

  • Перкiн Н., Аркадзь Куляшоў, Miнск, 1951;
  • Берёзкин Г., Аркадий Кулешов. Критико-биографический очерк, М., 1960;
  • Грынчык М., Аркадзь Куляшоў, Miинск, 1964;
  • Александр Трифонович Твардовский, Поэма «Знамя бригады», Собр. соч., т. 5, М., 1971.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)