Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Лев Поливанов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Имена

Лев Иванович Поливанов — биография

Лев Иванович Поливанов

Лев Иванович Поливанов (1838-1899) — российский[en] педагог, литературовед, общественный деятель. Составитель школьных хрестоматий и учебников по русскому языкуЯзык (естественный язык) — хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов.

Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Смысл возникает в сознании человека, но не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т.е. не могут быть восприняты ни одним из наших органов чувств. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком.
, издательский редактор произведений классиков русской литературыЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
. Труды по литературе, методике преподавания русского языка и литературы. Знак зодиака Рыбы.

Лев Иванович Поливанов родился 11 марта (27 февраля по старому стилю) 1838 года в селе Загарино, ныне Краснооктябрьского района Горьковской области. С 1844 года жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях, где затем преподавал. В 1861 году он окончил историкоИстория (от греческого historia — рассказ о прошедшем, об узнанном):

1) Процесс развития природы и общества.

2) Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др.
-филологическийФилология (от фил... и греческого logos — слово) — область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры данного общества.

Филология возникла в Древней Индии и Греции. В 17-18 веках сложилась как наука, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). С дифференциацией отдельных наук содержание понятия филологии изменялось: филологию стали понимать как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
факультет Московского университетаУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.

Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.
. В 1868 открыл в Москве частную мужскую классическую гимназиюГимназия (от гимнасий) — средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 веке. Первая в России — академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726 году). С 1804 года мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 — 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс — педагогический).

В 1863-1882 годах общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 — 7 лет). В 1917 реорганизованы в общеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 года название «гимназия» принимают некоторые средние общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов.
(получившую впоследствии широкую известность как «Поливановская»), директором которой был до конца своей жизни.

Будучи методистомМетодист — специалист по методике какого-нибудь предмета, часто преподавания. -филологом логико-стилистического направления, Лев Иванович главной целью изучения литературы в школе считал развитие у учащихся логического мышленияМышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. и литературной речиРечь — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.. Выступал за исторический принцип в преподавании русского языкаРусский язык — язык русских, официальный язык Российской Федерации. Относится к восточной группе славянских языков, входящих в индоевропейскую семью языков. Официальный язык ООН. Используется как язык межнационального общения в бывших союзных республиках СССР.

Число говорящих на русском языке св. 250 млн. человек (1990). Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице.
.

Один из учащихся 4-й гимназии отзывалсчя о Поливанове: «Надо было слышать его уроки, полные жизни, производившие впечатление чего-то необыкновенного, казавшиеся иногда какими-то вдохновенными импровизациями, заражавшие любовью к предмету и учителю. Надо было чувствовать это неотразимое нравственное влияние, при котором всякое слово его было законом, всякое мнение — высшим авторитетом».

По словам коллеги Л. П. Бельского, это был «педагог-художник и педагог-мыслитель», который «нашел в себе идеал педагога-человека, живого, увлекающегося, не ставящего узких рамок своей деятельности». Так же очень многие выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые теплые воспоминания о своем наставнике.

В 1868 году Лев Иванович Поливанов открыл и свыше 30 лет возглавлял частную гимназию, ставшую известной как Поливановская. Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы. Ее выпускники с 1875 году получили статус окончивших государственные гимназии. Талантливый педагог преподавал в ней несколько учебных предметов, в том числе русский язык и словесность, латинский язык.

Был составителем ряда многократно переиздававшихся школьных хрестоматий и учебников русского языка. Автор работ о Василии Андреевиче Жуковском, Александре Сергеевиче Пушкине, Льве Николаевиче Толстом и других знаменитых поэтов и писателей, издатель и редактор произведений классиков русской литературы (с комментариями), переводил иностранные произведения: Жана Расина, Пьера Корнеля, Жана Батиста Мольера.

В «Поливановской школе» учились многие будущие знаменитые русскиеРусские — народ, основное население Российской Федерации (115,889 млн. чел., 2002). На Украине живут 8,334 млн. русских (2001), в Казахстане 4,48 млн. (1999), Узбекистане 1,15 млн. (1999), Белоруссии 1,142 млн. (1999), Латвии 700 тысяч (2000), Киргизии 603 тысячи (1999), Молдавии 501 тысяча (1999), Эстонии 358 тысяч (2000), Туркмении 240 тысяч (1999), Литве 219,8 тысяч (2001), Азербайджане 141,7 тысяч (1999), Грузии 140 тысяч (1999), Таджикистане 68,2 тысячи (2000), Армении 12,5 тысяч (2001).

Значительные группы населения российского происхождения живут во многих странах Европы и Америки, в том числе в США (2,1 млн. чел., 1990). Общая численность русских в мире около 135 млн. человек (2002). Говорят на русском языке, который вместе с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. Верующие в основном православные.
литераторы: Валерий Яковлевич Брюсов, Максимилиан Александрович Волошин, Андрей Белый, Вадим Габриэлевич Шершеневич, Сергей Васильевич Шервинский, Сергей Яковлевич Эфрон, Николай Сергеевич Позняков, шахматист Александр Александрович Алехин и многие другие.

Поливанову принадлежат несколько историко-литературных работ, а также комментарии к пятитомному собранию сочинений Пушкина (1887—1888). Однако подлинную известность принесли ему учебники по русской грамматике и этимологии, книги для чтения в народных училищах и особенно три части его «Русской хрестоматии», адресованные учащимся, которые выдержали много изданий:

  • I-II классов (1870);
  • III-IV классов (1875);
  • V-VIII классов средних учебных заведений (1878).

В предисловиях к хрестоматиям, в статье «Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей» (1868) излагаются взгляды Льва Ивановича Поливанова на цели и методику объяснительного чтения в младших и средних классах гимназий. Основной задачей преподавателя-словесника, по его мнению, является не воспитание, не развитие эмоциональной сферы и художественного воображения, а прежде всего развитие у учащихся логического мышления и правильной литературной речи. С этой целью он помещал в свои хрестоматии тексты, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения их языка и стиля.

Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не были интересны, ему важнее было научить юных читателей разбираться в логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое. В основе методики анализа текста у педагога  лежит изучение композиции, плана произведения и анализ его языковых особенностей. Он предпочитал разборы небольших произведений или цельных фрагментов, связывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать «вкус к стилю фразы» (А. Белый).

В предисловии ко второй части хрестоматии Поливанов поместил интересные образцы логико-стилистического разбора, в частности стихотворений «Кавказа» и «Бесов» Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» русского поэта,  прозаика, драматурга и художника Михаила Юрьевича Лермонтова.

Третья часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии. Третье ее издание, вышедшее под названием «Методическая русская хрестоматия» (1883), получило самую высокую оценку критиков и было удостоено премии Петра Великого[en]. Задачами практического обучения языку объясняется тот факт, что раздел «Для изучения стилистики и теории прозы» здесь втрое превышает по объему раздел «Для изучения теории поэзии». Кроме того, педагог считал, что в старших классах «хрестоматия должна принять на себя заботу о прозаиках, уже уступая поэтов отдельным изданиям».

Оба раздела хрестоматии были дополнены краткими руководствами по теории прозы и поэзии, а также образцами разборов отдельных произведений, например «Слова» Филарета, баллад немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения; наряду с Готхольдом Эфраимом Лессингом и Иоганном Вольфгангом Гете основоположника немецкой классической литературы — Иоганна Фридриха Шиллера. (Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы)

Семья Льва Поливанова

Лев Иванович был женат на Марии Александровне (урождённая Локкенберг). У них родились[en] дети:

  • Ольга Львовна Поливанова (1862-?);
  • Иван Львович Поливанов (1867-1942);
  • Софья Львовна Поливанова (1869-?);
  • Анна Львовна Поливанова (1871-?);
  • Лев Львович Поливанов (1875-1943);

Внебрачные дети, сыновья Л.И. Поливанова от другой женщины — Валентины Петровны Кобылинской:

Лев Иванович Поливанов скончался 23 февраля (11 февраля по старому стилю) 1899 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии было сооружено надгробие (архитектор Сергей Устинович Соловьев).

Подробнее о Поливанове читайте в литературе:


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)