Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Луис Бунюэль Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Луис Бунюэль — биография

Луис Бунюэль (Luis Buñuel)

Луис Бунюэль Портолес (исп. Luis Buñuel Portolés) — испанский и мексиканский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве. Знак зодиака Рыбы.

Луис Бунюэль родился 22 февраля 1900 года в Каланде, провинция Нижний Арагон, в Испании, в многодетной семье состоятельного землевладельца. Воспитывался в иезуитском колледже в Сарагосе, где в пору отрочества испытал первые сомнения в истинности религиозного вероучения. Эти сомнения сменились решительным выбором в пользу атеизма в пору духовного формирования в студенческой резиденции университета в Мадриде (1917-1924), где в нелегких поисках будущей профессии юноша сблизился с литераторами «поколения 1898 года» (Ф. Гарсиа Лоркой, Р. Альберти, Х. Гильеном и др.).

Существенным фактором в определении творческого лица будущего режиссера стал парижский период его жизни в середине 1920-х годов, где он познакомился с эстетической и общественной программой группы художников-сюрреалистов (А. Бретон, Сальвадор Дали, М. Эрнст, И. Танги), лозунгом которых был скандальный разрыв с буржуазными условностями в нравственности и искусстве.

Прокламируемая сюрреалистами «эстетика шока» нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и Дали в немом кинематографе — в ставшей с годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес» (1928), построенной по методу автоматического письма. Еще больший скандал вызвала премьера их следующего фильма «Золотой век» (1930), отмеченного предельным натурализмом зрительного ряда и «кощунственными» ассоциациями с творчеством маркиза де Сада, вызвавшими общественное замешательство. Фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет.

Аналогичная участь постигла снятый Бунюэлем уже в Испании документальный фильм «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932) об удручающей нищете этого крестьянского края. В годы Гражданской войны Луис Бунюэль, решительно ставший на сторону республиканцев, активно пропагандировал национальную культуру за рубежом, участвовал в создании антифашистских и антифранкистских лент (в частности, «Испанской земли», 1937, Й. Ивенса), работал во Франции, а с 1938 по 1946 года — в США[en].

В 1934 году Бунюэль женился на француженке Жанне Рукар, дочери служащего. Ко времени свадьбы они были знакомы восемь лет. В том же году в Париже родился[en] их сын Хуан Луис, впоследствии ставший режиссёром. В 1940 году в Нью-Йорке родился второй сын Рафаэль, ставший скульптором и режиссёром.

В 1946 году Луис Бунюэль возобновил режиссерскую деятельность в Мексике; в 1949 принял мексиканское гражданство. К началу 1960-х ггодов он создал около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках канонических коммерческих жанров — мелодрамы, комедии, детектива, порою привнося в них гротескно-сатирическую тональность («Лестница на небо», 1952, приз Международного кинофестиваля в Канне) или, напротив, обостренно-трагедийную («Он», 1953).

О беспощадности жесткого реализма раннего Бунюэля напоминает рисующий страшную участь подростков-беспризорников в Мехико фильм «Забытые» (1950, приз за режиссуру Международного кинофестиваля в Канне, 1951), о демократических симпатиях режиссера — создаваемые с участием Франции фильмы «Это называется зарей» (1955), «Смерть[en] в этом саду» (1956), «Лихорадка приходит в Эль-Пао» (1959). Однако подлинная мощь бунюэлевского дарования раскрывается лишь в лентах, сочетающих беспощадную критику социальных основ современного буржуазного мироустройства с нелицеприятным видением евангельских заветов, например, в фильмах «Назарин» (1958, по роману Б. П. Гальдоса; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне) и «Виридиана» (1961, «Золотая пальмовая ветвь» Международного кинофестиваля в Канне); последний, после долголетней разлуки снятый на родине автора, был тут же запрещен по обвинению в оскорблении религиозных ценностей. Отмеченные жесткой экспрессивностью образного решения и виртуозностью актерского исполнения, оба фильма свидетельствовали о несостоятельности попыток социальной утопии в перегороженном кастовыми и классовыми барьерами мире.

В 1960-е годов библейская тема еще дважды звучит в кинематографе Луиса Бунюэля — в фильмах-притчах «Симеон-столпник» (1965, специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции) и «Млечный путь» (1970). Однако фокус гротескно-сатирического видения режиссера все больше смещается в сторону этико-психологических аспектов современного ему общества, пронизанного своекорыстием, лицемерием и расчетом. Разные, но в равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе предстают в «Дневнике горничной» (1964, по роману О. Мирбо), «Дневной красавице» (1967, по роману Ж. Кесселя, Гран При Международного кинофестиваля в Венеции) и «Тристане» (1970, по роману Б. П. Галдоса). А лелеемый со времен «Андалузского пса» и «Золотого века» сюрреалистический вызов унылой действительности вносит ноту озорного абсурда в симметрически выверенную фабулу «Ангела-истребителя» (1962, премия Международного кинофестиваля в Канне) и последних выдающихся картин Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972, премия «Оскар», 1973), «Призрак свободы» (1974) и «Этот смутный объект желания» (1977, по роману П. Луиса).

Последние годы жизни мастер, удостоенный призов за вклад в мировое киноискусство на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982), провел в Мексике. На склоне лет, окончательно потеряв слух, а затем и зрение, Бунюэль рассказал о своей жизни в книге мемуаров «Мой последний вздох» (1982). (Н. М. Пальцев)

Фильмография

Луис Бунюэль за киноаппаратом (Luis Buñuel for a Movie Camera)

Сочинения Бунюэля

Луис Бунюэль скончался 29 июля 1983 года в Мехико, в Мексике.

Подробнее о Луисе Бунюэле читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности