Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Майя Плисецкая Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы / Главная

Майя Михайловна Плисецкая — биография

Майя Плисецкая

Майя Михайловна Плисецкаяроссийская[en] балеринаБалерина (итальянское ballerina, от позднелатинского ballo — танцую) — танцовщица в балетной труппе. Термин появился во 2-й половине 19 века., балетмейстер. Снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор нескольких мемуаров. Супруга композитора Родиона Константиновича Щедрина. Считается одной из величайших балерин XX века. Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Скорпион.

Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Премия Анны Павловой (1962, Париж), Ленинская премия (1964). Награждена французскими орденами Командора (1984) и Почетного легиона (1986). Доктор Сорбонны (1985).

Небезоблачное начало

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье крупного организатора советской промышленности и актрисы немого киноКино (от греческого kineo — двигаю, двигаюсь) — часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией, например киноискусство. Рахиль Мессерер, сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессереры, были профессиональными танцовщиками. В 1930-1940-е годы они оба танцевали в качестве ведущих солистовСолист (от итальянского solista, от латинского solus — один) — исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло ); артист, исполняющий в опере, оратории, хоре, балете самостоятельные партии, отдельные номера. Большого театра, а затем стали великолепными педагогами. Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу.

Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда отец Майи был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы (впоследствии отец расстрелян, а мать отправлена в лагерь). Девочку воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. После его окончания в 1943 году Анна Михайловна была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.

Прима-балерина Большого театра

В 1945 году Майя Плисецка стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева, 1945), а затем в 1959 году она с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балетеБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
«Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Юрий Николаевич Григорович).

Среди лучших ролей М. Плисецкой: Мехменэ Бану («Легенда о любви» Арифа Джангировича Меликова, балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Жоржа Бизе — Родиона Щедрина, балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» Александра Константиновича Глазунова), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Бориса Владимировича Асафьева), Китри («Дон Кихот» Людвига Федоровича Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).

Майя Михайловна выступала в спектакляхСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра» (Балетная труппаТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. театра города Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).

Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстераБалетмейстер (немецкое Ballettmeister) — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев., она поставила балеты: «Анна Каренина» Щедрина (1972, совместно с Натальей Ивановной Рыженко и Виктором В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Раймонда» Александра Глазунова (1984, Оперный театр в ТермахТермы (лат. thermae, от греч. therme — тепло, жар), в Древнем Риме — общественные бани, включавшие, кроме горячей (кальдарий — лат. caldarium), теплой (тепидарий — лат. tepidarium) и холодной (фригидарий— лат. frigidarium) бань, также парильни, залы для спорта, собраний, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и т. д. Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии).

«Лед и пламень»

В 1983-1884 Майя Михайловна являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 — балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.

Майя Плисецкая в балете Чайковского
Майя Плисецкая в партии Одетты из балета П. И. Чайковского

Майя Плисецкая — универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментомТемперамент (от латинского temperamentum — надлежащее соотношение частей) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность.

Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное Имманиулом Кантом учение о четырех основных типах — сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у Эрнста Кречмера и У. Шелдона).
. Ей были подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные — большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею — перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.

Плисецкая и кино

М. Плисецкая, являясь многогранной творческойТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. личностью, пробовала себя и в других видах искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.. Она снялась как драматическая актриса в художественных фильмахФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. «Чайковский» (1970) и «Анна Каренина» (1975), создав яркие запоминающиеся образы. Ее хореографические работы запечатлены на пленку в таких фильма-балетах, как «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Кармен-сюита» (1978), «Дама с собачкой» (1986), «Фантазия» (по мотивам «Вешних вод» Ивана Сергеевича Тургенева, 1976).

Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987).

В 1956 году Майя вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, однако через три месяца они развелись.

Бесстрашие истинного художника

По документальным фильмам, телевизионным передачам, репортажам, фотоальбомам Майя Плисецкая неизменно предстает в ореоле постоянного успеха, с победной улыбкой на устах, с торжеством в сияющих глазах, утопающей в море цветов. Однако на ее долю выпало немало испытаний: в детстве — арест родителей, вынужденное сиротство; позднее — постоянный контроль за ее жизнью, долгий запрет на выезд за рубеж, непрекращающаяся борьба за право быть самой собой с «властями» (будь то бдительное око КГБ, чиновники министерства культуры, руководство Большого театра).

Муж и жена Родион Щедрин и Майя Плисецкая
Муж и жена Родион с Майей

Плисецкую всегда отличало бесстрашие — творческое и поведенческое. В самых сложных творческих и жизненных ситуациях Майя Михайловна отчаянно шла на риск, бросая вызов привычным представлениям об исполнительских и возрастных возможностях, об интерпретациях тех или иных классических партий, о самих темах, доступных балету. Мужественно идя «против течения», она сохранила собственную независимость. Будучи обладательницей самых престижных регалий, сотрудничая с выдающимися хореографамиХореография (от греческого choreo — танцую) — первоначально — запись танца, затем — искусство сочинения танца, балета, с конца 19 — начала 20 века танцевальное искусство в целом. мира, балетными труппами Римской оперы и мадридского «Театро лирико насиональ», «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, Плисецкая вынуждена была уйти в 1988 году из родного Большого театра, которому балерина отдала почти полвека жизни. Она не всегда вписывалась в ситуацию «единомыслия», царившую в Большом театре.

Майя Михайловна обладает редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывает к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаровМемуары (французское memoires — воспоминания) — разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композиторуКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений. Р. К. Щедрину. Специально для жены он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе, превратил ее в «Кармен-сюиту».

С 1994 года в Санкт-Петербурге проводится международный конкурс балета под названием «Майя». (Е. П. Белова)

Награды и признания Майи Михайловны

  • Герой Социалистического Труда (1985);
  • Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из четырёх женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Павловной Вишневской и Галиной Борисовной Волчек):
  • - Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность;
  • - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства;
  • - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности;
  • - Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность;
  • Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985);
  • Заслуженная артистка РСФСР (1951);
  • Народная артистка РСФСР (1956);
  • Народная артистка СССР (1959);
  • Ленинская премия (1964);
  • Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977);
  • Орден Почётного легиона (Франция);
  • - кавалерский крест (1986);
  • - офицерский крест (2012);
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984);
  • Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003);
  • Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991);
  • Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса;
  • Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005);
  • Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011);
  • Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша);
  • Медаль «Про Финляндия» (1968);
  • Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991);
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • Доктор Сорбонны (1985);
  • Почётный профессор Московского государственного университета (1993);
  • «Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000);
  • Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949);
  • Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962);
  • Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года);
  • Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия);
  • Премия «Триумф» (2000);
  • Премия «Российский Национальный Олимп» (2000);
  • Премия «Национальная гордость России» (2003);
  • Премия Принца Астурийского (2005, Испания);
  • Международная Императорская премия Японии (2006);
  • Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009);
  • Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009);
  • Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»;
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013);
  • Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008);
  • Почётный гражданин Испании.

18 апреля 2015 года в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко прошла церемония награждения лауреатов театрального фестиваля «Золотая Маска». Лауреатами премии «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» стали народные артисты СССР Армен Джигарханян и Майя Плисецкая.

Мемуары Майи Плисецкой

  • Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7020-0903-7.
  • Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-045344-3.[27]
  • Плисецкая М. Читая жизнь свою.... — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-068256-0.

«Золотые» цитаты Плисецкой, раскрывающие ее секреты успеха и долголетия.

  • Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги.
  • Не уверена, что высшее проявление ума – это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками.
  • Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны.
  • В искусстве не важно «что». Самое важное – «как». Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало – тогда это настоящее, иначе ни как.
  • Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом.
  • Диет не надо, надо меньше жрать.
    ... Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.
  • Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое… А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом.
  • Всю жизнь люблю новое, всю жизнь смотрю в будущее, мне всегда это интересно!
  • Люди не делятся на классы, расы, государственные[en] системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба.
  • Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает.
  • Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное – у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?
  • Если ничего не делать, просто лежать на диване, то никакой формы и не будет… Человек «разъезжается» по сторонам, обленивается.
  • От морщин никуда не деться… Но молодящийся старичок или старушка – это смешно… Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет – это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно – ухожено оно или запущено.
  • Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались.
  • Характер – это и есть судьба.

Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, в Германии от острого сердечного приступа. Прощание с великой балериной состоялось в Германии, в кругу только лишь родных и близких, без панихиды. Генеральный директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин сообщил, что согласно завещанию, прах Майи Михайловны будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина, после его смерти[en] и развеян над Россией. Будем надеяться — этого еще долго не произойдет...

Роберта Кеннеди связывали дружеские отношения с Майей Плисецкой. Они познакомились во время второго американского тура танцовщицы. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)