Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно
29 апреля родились[en]: Александр II Николаевич, Лариса Ивановна Удовиченко, Жюль Анри Пуанкаре, Ума Турман
Скончались[en]: Геннадий Иванович Невельской, Альфред Хичкок, Демьян Васильевич Кочубей, Альберт Хофманн

Мария Ермолова Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Мария Николаевна Ермолова — биография

Мария Николаевна Ермолова

Мария Николаевна Ермолова (1853-1928) — русская актриса, заслуженная артистка императорских театров, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 года в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Знак зодиака — Рак.

Прославилась в ролях: Мария Стюарт («Мария Стюарт» Иоганна Фридриха Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера), в драмах Александра Николаевича Островского («Таланты и поклонники» — Негина, «Без вины виноватые» — Кручинина).

Годы учения. Первый серьезный успех

Мария Ермолова родилась 15 июля (3 июля по старому стилю) 1853 года в Москве, в семье суфлера Малого театра. В 1863 году поступила в Московское императорское театральное училище. Училась в балетном классе под руководством известного петербургского танцовщика Ф. Н. Манохина, но занятия балетом не удовлетворяли молодую Ермолову. Учась в театральной школе, она переписывала и разучивала роли и отрывки ролей из драматических произведений, водевилей и мелодрам и в свободные вечера разыгрывала их вместе со своими подругами.

В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном стремлении дочери к драматической сцене, выпустил ее в свой бенефис в шуточном водевиле с пением Дмитрия Тимофеевича Ленского «Жених нарасхват» в роли тринадцатилетней проказницы Фаншетты. Но эта роль не стала поворотной в судьбе юной Марии Ермоловой. Она была рождена[en] для формирования трагедийного театра. Это сразу же обнаружила ее первая настоящая роль — роль Эмилии Галотти, которая выявила коренные особенности ее художественной натуры.

В 1870 году известная артистка Малого театра Н. М. Медведева, решившая поставить в свой бенефис «Эмилию Галотти» Готхольда Эфраима Лессинга, предложила ученице Ермоловой главную роль в этом спектакле (вместо заболевшей Г. Н. Федотовой). Спектакль состоялся 30 января 1870 года и Ермолова, сумевшая раскрыть трагизм своей героини, проявить мощный сценический темперамент, удивительную искренность, имела огромный успех.

В труппе Малого театра

В 1871 году Мария Николаевна Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра. Однако еще до официального зачисления в Малый театр Ермолова получает роли и не без успеха исполняет их: Машенька («Рабство мужей», перевод-переделка А. Н. Островского, 1870), Марфа («Царская невеста» Льва Александровича Мея, 1870), Луиза («Ветерок» Г. Мельяка и Л. Галеви, 1870), Эмма («Семья преступника» П. Джакометти, 1871) и др.

По зачислении в труппу театра Мария Ермолова получает роли классического репертуара: Лидочка («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, 1871), Марианна («Тартюф» Мольера, 1971), Бьянка («Укрощение строптивой» Шекспира, 1871), Любовь Гордеевна («Бедность не порок» Островского, 1873), Катерина («Гроза» А. Н. Островского, 1873), Софья («Горе от ума» Грибоедова, 1874) и др., но много играет и в бытовых мелодрамах и комедиях современных русских драматургов — Виктора Александрова (Крылова), Николая Куликова, Виктора Дьяченко, Владимира Бегичева, Константина Тарновского, Николая Потехина и др.

Роли комедийных героинь не подходили Марии Ермоловой по характеру дарования, и она невольно переводила свое исполнение в иной жанровый регистр, играла их слишком сильно, и изображаемая персона обретала несвойственную ей мощь и характер. Тем не менее многие роли в современных бытовых пьесах Ермолова играла прекрасно: Надя («Закинутые тенета» Дьяченко, 1874), Леля («Блуждающие огни», Л. Антропова, 1874), Елена («Злоба дня» Потехина, 1875), Мария («Богатырь века» Потехина, 1876) и другие.

Свою неконтактность с современным драматургическим материалом Мария Ермолова передавала как отторжение своих героинь от окружающей их реальности, грязной и искаженной. Ее героини сопротивлялись грубости и пошлости, оставаясь симпатичными в любых ситуациях. По этому поводу критик С. В. Флеров писал, что «область госпожи Ермоловой составляют «светлые» образы», чистые, облагороженные героини — в этом проявлялось качество, которое потом назовут сценическим оптимизмом актрисы.

Первый бенефис. Трагическое дарование

В 1876 году Мария Ермолова получила первый бенефис и поставила пьесу испанского драматурга Лопе де Вега «Овечий источник» в специально сделанном для этого случая переводе С. А. Юрьева. Роль Лауренсии становится триумфом Ермоловой, и открывает целое направление в репертуаре Малого театра — «эпоху романтики», которое привнесла на сцену актриса. Обладая исключительным сценическим темпераментом и фантазией, Ермолова легко воспламенялась сама и умела увлечь зрителей. В то же время вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, необыкновенной искренности, теплоты и правдивости. Роли Офелии (1878), Юдифи («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1879), Донны Соль («Эрнани» Виктора Гюго, 1889), Клерхен («Эгмонте» Гете, 1888), Елизаветы («Дон Карлосе» Шиллера, 1894), Эстрельи («Звезда Севильи» Лопе де Вега, 1886), Дездемоны («Отелло» Шекспира, 1888) и др. утвердили замечательное трагическое дарование актрисы.

Сила героического пафоса Марии Ермоловой, мощь ее трагедийного начала наиболее ярко проявились в роли Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. В этой роли глубоко раскрылись основные черты искусства Ермоловой: огромная трагедийная сила, героический пафос, патетика, сочетающаяся с лирической тихой задумчивой грустью, поэтически окрашенной скорбью. К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера, 1886), Федра («Федра» Ж. Расина, 1890), Сафо («Сафо» Грильпарцера, 1892), Гермиона («Зимняя сказка» Шекспира, 1887), леди Макбет («Макбет» Шекспира, 1896) и др.

Из современного репертуара

В 1880-90-х годах, когда сценическое мастерство Ермоловой достигает полноты, законченности и совершенства, «героическое», воплощаемое Ермоловой, сочетается в ее творчестве с бытовым. Актриса создает галерею своих современниц. Эти образы Мария Николаевна находит в пьесах Островского, Александрова, И. В. Шпажинского, М. И. Чайковского, А. И. Сумбатова-Южина, Владимира Ивановича Немировича-Данченко, которые будут писать роли специально для ее данных и сценической манеры, создавать героинь определенного психологического склада, характера и темперамента. К ее лучшим достижениям относятся: Негина («Таланты и поклонники» Островского, 1881), Марина («Темный бор» Немировича-Данченко, 1884), Репина («Татьяна Репина» А. С. Суворина, 1889), Елена Протич («Симфония» М. Чайковского, 1890), Зейнаб («Измена» Сумбатова-Южина, 1904) и др.

В эти годы Мария Ермолова играет не только светлые образы, героинь чистых и душевных, но и создает цикл ролей грешниц, злодеек и мятежниц, которые так привлекали ее. Ермолову интересовали роли, где преступление оправдывалось бурными страстями: Степанида («Около денег» В. Александрова, 1883), Долорес («Граф де Ризоор» В. Сарду, 1892) и др.

В последние годы

В 1910-х годах Мария Ермолова переходит на возрастные роли и исполняет образы матерей, пожилых женщин, старух. К этому циклу ролей относятся: Кручинина («Без вины виноватые» Островского, 1908), фру Альвинг («Привидения» Генриха Ибсена, 1909), царица Марфа («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1909) и др. В 1918 году актриса сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Гнедича «Декабрист», позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого. Оставила сцену в 1921.

Одновременно с работой в театре Мария Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Алексеевича Некрасова, Никитина, Полонского и др.

Значение Ермоловой в истории русского театра исключительно велико. Спектакли с ее участием стали значительными вехами в истории русского театра. Празднование 50-летнего юбилея ее сценической деятельности (1920) приобрело характер грандиозного события. В связи с этим юбилеем Марии Николаевне Ермоловой первой было присвоено звание народной артистки Республики. М. Малкина

Роли в театре

Год — Название — Роль:

Мария Николаевна Ермолова скончалась 12 марта 1928 года в Москве. Согласно завещанию похоронена во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Антоном Павловичем Чеховым, Константином Сергеевичем Станиславским и актёрами МХТ. На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак.

Подробнее о Марии Ермоловой читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)