Разместите статью, биографию и пр.[en]

Марк Донской Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Марк Семенович Донской — биография

Марк Семенович Донской

Марк Семенович Донской (1901-1981) — советский и российский[en] кинорежиссер и сценарист, драматург. Народный артист СССР[en] (1966), Герой Социалистического Труда (1971). Знак зодиака — Рыбы.

Фильмы Марка Донского: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940), «Радуга» (1943), «Сельская учительница» (1947), а также посвященные матери Владимира Ильича Ленина — «Сердце[en] матери» (1966), «Верность матери» (1967). Государственные[en] премии СССР (1941, 1946, 1948, 1968).

Марк Семенович Донской родился 6 марта (21 февраля по старому стилю) 1901 года в Одессе, Херсонской губернии, в Российской империи.

Психолог и юрист

В годы Гражданской войны М. Донской служил в Красной Армии, некоторое время был в плену у белых. Демобилизовавшись, изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе. В 1921-1925 учился на правовом отделении Симферопольского университета, одновременно работая в следственных органах, Верховном суде Украины (Ukraine), коллегии защитников. В этих годах Донской увлекся литературным творчеством, написал несколько книг рассказов.

Дебют в кино

В кино Марк Донской пришел в 1926 году, где работал помощником режиссера на Третьей Московской кинофабрике, ассистентом по монтажу в Белгоскино. Вместе с Михаилом Александровичем Авербахом поставил фильмы «В большом городе» (1928) и «Цена человека» (1929), в духе своего времени направленные на борьбу против мещанского влияния нэпа на молодежь. Затем Марк Семенович самостоятельно снял несколько лент — «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931).

Но внимание к себе он привлек картиной «Песня о счастье» (1934, с Владимиром Григорьевичем Легошиным) о талантливой марийской молодежи, лишь при Советской власти получившей возможность заниматься творческим трудом. В этой картине Донской обнаружил свое умение романтически и поэтически приподнимать обыденные истории, приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин. Эту репутацию он подтвердил позднее в фильмах «Романтики» (1941, соавтор сценария Тихон Захарович Семушкин) и «Алитет уходит в горы» (1950, по роману Семушкина).

Предшественник итальянского неореализма

В предвоенные годы Марк Семенович создал трилогию по автобиографическим произведениям Максима Горького: «Детство[en] Горького» (1938), «В людях» (1939) — за оба фильма Сталинская премия за 1941 год, и «Мои университеты» (1940). Эти фильмы увековечили имя Донского в истории мирового кинематографа. В трилогии были воплощены самобытные человеческие характеры, поэтическое начало сочеталось с колоритными бытовыми сценами, тонкими жизненными наблюдениями.

Итальянские неореалисты почитали Марка Семеновича как своего предшественника и считали, что именно у него учились поэтизации обыденной жизни, внезапным переходам от бытописательства к высотам романтического восприятия действительности.

В годы войны

В годы Великой Отечественной войны (Great Patriotic War 1941-45) Марк Донской снимал переполненные эмоциями фильмы «Как закалялась сталь» (1942, по Николаю Алексеевичу Островскому), «Радуга» (1944, по повести польской писательницы Ванды Львовны Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США[en]; Сталинская премия за 1946 год) и «Непокоренные» (1945, по повести Бориса Леонтьевича Горбатова, премия Венецианского кинофестиваля за 1946 год). Эти фильмы укрепили репутацию Донского как выдающегося кинорежиссера, но в большей степени за рубежом, нежели на родине.

Послевоенные годы

Наибольшего прокатного успеха в СССР режиссер добился лентой «Сельская учительница» (1947, Сталинская премия за 1948 год), посвященный подвижническому труду русского интеллигента в деревне (в главной роли Вера Петровна Марецкая). В 1950-е годы режиссер возвратился к прозе Горького, создав версию «Матери» (1956) и драму «Фома Гордеев» (1959, премия Локарнского кинофестиваля 1960 года).

Подлинным откровением Марка Донского стала экранизация рассказа украинского писателя Михаила Михайловича Коцюбинского — «Дорогой ценой» (1958), где был показан образный мир гуцульских крестьян, богатый поэтическими легендами, проникнутый сгущенной метафоричностью. Совершенно неоцененная на родине, эта картина под названием «Лошадь, которая плачет» с восторгом была принята на Западе. Многие годы режиссер вынашивал замысел фильма о судьбе певца Федора Шаляпина, но этот проект не был осуществлен.

Кинолениниана

В 1960-е годы Донской внес свой вклад в кинолениниану, поставив по повестям Зои Ивановны Воскресенской фильмы о матери Ленина, Марии Александровне Ульяновой, — «Сердце матери (1966, Государственная премия за 1968 год) и «Верность матери» (1967). Эти фильмы отличает сдержанность чувств и политических акцентов. В 1973 режиссер экранизировал историю знакомства и женитьбы В. И. Ленина и Н. К. Крупской в фильме «Надежда». Но эта картина, как и последняя лента режиссера «Супруги Орловы» (1978, по ранним рассказам Горького) не снискали успеха.

Творчеству М.С. Донского был посвящен фильм Юрия Афанасьевича Швырева и Григория Наумовича Чухрая «Я научу вас мечтать...» (1985). (С. В. Кудрявцев)

Награды и премии М.С. Донского

Фильмография Марка Донского

Марк Семенович Донской скончался 21 марта 1981 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 9, в Москве.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная