Рассказы 60-70-х годов — комическое, подчас гротескное описание провинциальной Америки (сборник «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», 1867). Сатирический роман «Позолоченный век» (1873; совместно с Ч. Уорнером) о финансово-политической коррупции; лирико-биографическая книга «Жизнь[en] на Миссисипи» (1883). Роман «Приключения Гекльберри Финна» (1884) знаменует зрелый социальный критицизм, открытие той Америки, в которой поэтическое (жизненная крепость, дерзкий юмор, душевная отзывчивость) соседствует с бесчеловечной утилитарностью и жестокостью.
Мир социальной иерархии отвергается в фантастической повести «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Поздние произведения проникнуты сарказмом и скепсисом (повесть «Таинственный незнакомец», опубликована 1916). Произведения о мальчишках (в т. ч. «Приключения Тома Сойера», 1876) стали классикой детской литературы.
Помимо журналистики и писательства, Марк Твен был еще и изобретателем. В
частности именно ему принадлежит патент на изобретение клейких листочков для
заметок.
Детские впечатления
Марк Твен родился30 ноября 1835 года во Флориде, штат Миссури.
В городок Ганнибал на Миссисипи, будущий Санкт-Петербург самых знаменитых книг Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884), семья судьи Клеменса перебралась, когда будущему писателю Марку было четыре года. Запас детских впечатлений питал творчество Твена почти до конца его литературной деятельности. Псевдоним Марк Твен, которым с 1863 подписывались газетные статьи, а затем и художественные произведения, напоминал о юности, когда Твен был лоцманом на речных пароходах (twain — «дюжина саженей», т. е. достаточная глубина). С двенадцати лет Твену пришлось работать: ученик наборщика, журналист провинциальных газет, старатель в Неваде. Он был самоучкой, всю жизнь ощущал изъяны образования, что не помешало ему создать роман-исследование «Личные воспоминания о Жанне д'Арк» (1896), потребовавший кропотливой работы над историческими источниками, и повесть «Таинственный незнакомец» (опубликована в 1916), затронувшую сложнейшую философскую проблематику.
«Против юмора не устоит ничто»
Литературной школой Твена была газета, а его излюбленными жанрами долгое время оставались сатирический очерк, комическая зарисовка, юмореска, нередко использующая ходы и приемы повествования, типичные для фольклора. Особую роль сыграл в становлении Твена фольклор, созданный на «фронтире» (продвигавшаяся на Запад граница, за которой лежали территории, куда еше не пришла цивилизация). «Фронтиром» в детские годы Марка Твена был Ганнибал, в пору его молодости — Невада и Калифорния, где к нему пришла слава выдающегося журналиста и корифея юмора.
Начиная с хрестоматийного рассказа «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865) определились творческие особенности, сохраняющиеся и в ранних очерковых книгах Твена («Простаки за границей», 1869, «Налегке», 1872, «Жизнь на Миссисипи», 1883): близость к формам фольклорного рассказа-анекдота, обилие ярких бытовых деталей, создающее картину реальности с ее контрастами и парадоксами, ощущение могучей, неиссякающей энергии жизни, юмор, понимаемый как «способность смешить, сохраняя полную серьезность». Под натиском юмора, считал писатель, «не устоит ничто».
Воплотившийся в «Приключениях Тома Сойера» и философской сказке «Принц и нищий» (1882) идеал Марка Твена — свобода от всего условного и безжизненного, органичный демократизм, вера в разумность истории и в духовные силы рядового человека. Насмешка над искусственностью и обветшавшими формами отношений, которые будут сметены прогрессом, отвечала умонастроению, преобладавшему в тогдашней Америке, готовой признать Твена своим национальным гением.
«Позолоченный век»
Однако репутация Марка Твена начала меняться с выходом книги о Геке Финне, содержавшей трагические эпизоды, в которых юным героям открывается реальная будничность захолустья с его скудоумием и своекорыстием, возникает проблема нравственного выбора перед лицом несправедливости, насилия и расизма.
Переселившись в 1870 году из Калифорнии в Хартфорд, Марк Твен постоянно соприкасался с миром промышленников и бизнесменов, к которому после женитьбы он сам оказался причастен. Писатель проникался все более нескрываемым отвращением к «позолоченному веку», как была им названа тогдашняя эпоха бурного экономического роста, сопровождаемого разгулом коррупции и попранием демократических принципов. Роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889), повесть «Простофиля Вильсон» (1896), памфлеты и сатирические рассказы того же периода говорят о нарастании обличительного начала в прозе Твена, который постепенно становится самым непримиримым критиком американских социальных институтов и массовой общественной психологии. Доминирующей метафорой у Марка Твена была мистификация, разрастающаяся до вселенских масштабов: подделкой оказываются и установленные в обществе моральные нормы, и само общество, и духовные ценности, на деле говорящие лишь о самообольщении человека, не желающего осознать, как он ничтожен и убог в своих устремлениях.
«Все человеческое грустно»
Усиливающаяся мизантропия Твена, памятником которой остался многократно им переделанный «Таинственный незнакомец», отчасти объяснялась тем, что неудачные деловые начинания привели его в 1894 году к банкротству, вследствие чего ему пришлось ради денег предпринимать изнурительные поездки с чтением[en] своих рассказов, а затем и кругосветное турне, описанное в книге очерков «По экватору» (1897). Эта поездка превратила Марка Твена в страстного противника империализма и колониальных амбиций Америки, резко им осужденных в серии памфлетов, написанных в начале 1900-х годах.
Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге «По экватору»: «Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет». (А. М. Зверев)
Достопримечательность Америки
Одна из газет назвала Марка Твена «второй достопримечательностью Америки» после Ниагарского водопада. Любитель карт и бильярда, обожавший розыгрыши, дуэлянт и великолепный оратор, он видел в жизни и бурный успех, и огромные неудачи.
С 12 лет Марку пришлось работать. Будущий писатель был печатником, лоцманом, но настоящего успеха достиг на журналистском поприще. Читатели ждали его юморесок и очерков.
В это время он из Сэма Клеменса становится Марком Твеном («мерка 2» - безопасная глубина, память о лоцманском прошлом). В 1865 году вышел его первый рассказ, тут же встреченный на ура, а в 1869 году, после выхода «Простаков за границей» имя «Марк Твен» становится известно всей Америке.
Заядлый курильщик, Марк Твен утверждал, что не учился этому, а попросил огонька сразу, как появился на свет. Осталось множество высказываний писателя о курении и трубках.
Не мог Марк не упомянуть трубку и в своих произведениях: бродяги Твена курили трубки, сделанные из кукурузных початков.
Только не подумайте, что кукурузки только бродяги и курят. Твен вообще считал, что трубки не из кукурузы уже не трубки.
Кукуруза, из которой делаются приличные кукурузные трубки, произрастает только в США, точнее – в штате Миссури. Неудивительно, что это – предмет гордости американцев, посему курят в Америке их не только бродяги.
«Многие хотели бы курить трубку, да не все умеют это делать», - сказал он как-то. В комнате писателя всегда находилось двадцать-тридцать набитых табаком трубок, чтобы он мог, не отрываясь от работы, курить их одну за другой.
Марк Твен любил[en] так же трубки формы «Калабаш», компании Kapp & Peterson. Модель, которую курил писатель, была восстановлена в 1985 году. В 1980 сотрудники компании увидели фотографию писателя с трубкой Peterson. Трубка была датирована 1886 годом и с 1900 не производилась. Специалисты восстановили ее по фотографиям, и в 1985 году была представлена трубка "Марк Твен Де люкс". («Энциклопедия трубок»)
Роковая ошибка Марка Твена
Марк Твен еще при жизни стал знаменитым писателем и стал получать неплохие гонорары. Часть денег он регулярно вкладывал в разные зарождающиеся бизнесы тогдашней Америки. Иначе говоря, занимался венчурным инвестированием.
И вот однажды к нему в дверь постучалась настоящая Удача. Она пришла под именем
Александр Белл — Стив Джобс своего времени. Уже много лет Белл работал над изобретением телефона и в тот момент ему была нужна финансовая помощь в обмен на долю в будущей компании.
7 марта 1876 года Беллу был выдан патент на изобретенный телефон. 1878 году Белл, и его партнеры предложили патент Белла компании Western Union за 100 000 долларов, но получили отказ. По словам президента Western Union Уильяма Ортона, телефон был бесперспективной «игрушкой». Однако вскоре Ортон пожалел о своих словах. В итоге уже в 1880 году Ортон объявил, что готов заплатить 25 миллионов долларов за патент Белла и все еще рассматривает эту сделку.
«Western Union» заключила соглашение с компаньонами изобретателя. Так появилась объединенная фирма «Bell Company», основная часть акций которой принадлежала Александру Беллу. Достоверно известно, что цена одной акции компании составляла $1 тыс.
В 1886 году телефон был у 150 000 американцев, а Белл и его соинвесторы стали миллионерами. К 1894 году телефонная связь уже распространилась от Нью-Йорка до Чикаго.
А что же Марк Твен? В эти годы здоровье[en] его жены ухудшилось. Он был вынужден переехать в Европу, чтобы сократить расходы на жизнь и отправиться в турне, чтобы заработать денег и оплатить долги.
А все потому, что в 1870 году он закрыл дверь перед своей Удачей.
Любовь к кошкам
Марк Твен многократно фотографировался с его пушистыми друзьями. Он признался в своей любви к кошачьим, однажды сказав:
«Если человек любит кошек, я сразу же становлюсь ему другом и товарищем, без лишних ритуалов».
Однажды Твен разместил рекламу в Нью-Йорке, чтобы люди помогли ему найти свою черную кошку Бамбино, которую в объявлении он описал как «нелегко найти при обычном свете». В целом, Твен утверждал, что есть два самых чистых, хитрых и самых умных существа в мире — это кошка и девушка, которую вы любите.
«Из всех божьих творений есть лишь одно, из которого нельзя сделать раба, даже с помощью кнута, — это кошка».
Знаменитые цитаты Марка Твена
Единственный способ сохранить здоровье[en] — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится.
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть — вот идеальная жизнь.
Нельзя полагаться на глаза[en], если расфокусировано воображение.
Пессимизм — это всего лишь слово, которым слабонервные называют мудрость.
Чтобы быть счастливым, надо жить в своем собственном раю! Неужели вы думали, что один и тот же рай может удовлетворить всех людей без исключения?
Стоит дать слово, что не будешь чего-нибудь делать, как непременно этого захочется.
Лето — это время года, когда очень жарко, чтобы заниматься вещами, которыми заниматься зимой было очень холодно.
Нет ничего более раздражающего, чем хороший пример.
Замечательно, что Америку открыли, но было бы куда более замечательно, если бы Колумб[en] проплыл мимо.
Тот, кто не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать их.
Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда.
Морщины должны только обозначать места, где раньше были улыбки.
Тысячи гениев живут и умирают безвестными — либо неузнанными другими, либо неузнанными самими собой.
Право на глупость — одна из гарантий свободного развития личности.
Классика — то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает.
Худшее одиночество — это когда человеку неуютно с самим собой.
Создать человека — была славная и оригинальная мысль. Но создавать после этого овцу — значило повторяться.
Если бы все люди думали одинаково, никто тогда не играл бы на скачках.
Раз в жизни фортуна стучится в дверь каждого человека, но человек в это время нередко сидит в ближайшей пивной и никакого стука не слышит.
В пятьдесят человек может быть ослом, не будучи оптимистом, но уже не может быть оптимистом, не будучи ослом.
Нам нравятся люди, которые смело говорят нам, что думают, при условии, что они думают так же, как мы.
«Дети и дураки всегда говорят правду», — гласит старинная мудрость. Вывод ясен: взрослые и мудрые люди правду никогда не говорят.
1 апреля — день, напоминающий нам о том, кто мы такие все остальные 364 дня.
Нет более жалкого зрелища, чем человек, объясняющий свою шутку.
Часто самый верный способ ввести человека в заблуждение — сказать ему чистую правду.
Быть хорошим — это так изнашивает человека!
Меня хвалили великое множество раз, и я всегда смущался; я каждый раз чувствовал, что можно было сказать больше.
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом.
Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет.
Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование.
Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
Если тебе нужны деньги, иди к чужим; если тебе нужны советы, иди к друзьям; а если тебе ничего не нужно — иди к родственникам.
Задайтесь целью ежедневно делать то, что не по душе. Это золотое правило поможет вам выполнять свой долг без отвращения.
Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
Не откладывай на завтра то, что можешь отложить на послезавтра.
Когда сомневаетесь, говорите правду.
Когда ты сердит, считай до четырёх; когда очень сердит, ругайся!
Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце.
Требуется более трёх недель, чтобы подготовить хорошую речь экспромтом.
Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие некоторым людям и удивит всех прочих.
Покупайте землю[en] — ведь её уже больше никто не производит.
Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом.
Истина — самое ценное, что у нас есть. Давайте её экономить.
Давайте жить так, чтобы даже гробовщик пожалел о нас, когда мы умрем.
«Мы – англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет». Если перевести эту выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой человеческий язык, она будет звучать примерно так: «Мы, англичане и американцы – воры, разбойники и пираты, чем и гордимся».
Отличный способ испортить с человеком отношения – сказать: «Нет, вы не так рассказываете этот анекдот». Потом рассказать по-своему.
Жизнь по большому счёту состоит не из фактов и случаев. Она состоит в основном из той бури мыслей, которая постоянно проносится в голове.
Человек не может быть доволен жизнью, если он недоволен собой.
Секрет того, чтобы добиться чего-то – начать.
У меня нет никаких предрассудков ни по поводу цвета кожи[en], ни касты, ни вероисповеданий. Достаточно знать, что речь идёт о человеке — хуже всё равно уже некуда.
Держись подальше от людей, которые глумятся над твоими устремлениями. Маленькие люди всегда делают это, в то время как великие люди всегда дают тебе почувствовать, что и ты тоже можешь стать великим.
Возраст — это то, что существует в наших мыслях. Если вы о нем не думаете — его нет.
Достаточно одного ребенка[en], чтобы заполнить весь дом и двор.
Совет старого мормона: друг мой, примите совет старика, не обременяйте себя большой семьей. Только в маленькой семье, в тесном домашнем кругу вы найдете уют и тот душевный покой, который есть лучшее и наивысшее благо из всех уготованных нам в этом мире. Поверьте мне, десять — от силы двенадцать жен — предостаточно для вас, не переступайте этой границы.
Чтобы быть счастливым, надо жить в своем собственном раю! Неужели вы думали, что один и тот же рай может удовлетворить всех людей без исключения?
Человек — религиозное животное, единственное животное, которое любит ближнего своего, как самого себя, и перерезает ему глотку, если расходится с ним в богословских вопросах.
Пожалуйста, принесите мне что-нибудь почитать. Хотя бы почтовую марку.
Грусть достаточна сама по себе, но чтобы получить от нее настоящее удовольствие, нужно поделиться ею с другими.
Будьте осторожны при чтении книг о здоровье. Вы можете умереть от опечатки.
Нет людей более грубых, чем чересчур утонченные натуры.
Прежде всего нужны факты, а уж потом их можно перевирать.
Бывает, конечно, что и правда сходит человеку с рук. Но хлипкая, глупая, неумелая ложь не продержится и двух лет — исключение составляет клевета. Она практически неуязвима.
Если бы желание убить и возможность убить всегда совпадали, кто из нас избежал бы виселицы?
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали.
Доброта — это то, что может увидеть слепой и услышать глухой.
Все политические партии в конце концов умирают, подавившись собственной ложью.
Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком.
Некоторые утверждают, что между человеком и ослом нет разницы. Это несправедливо. К отношению к ослу.
Шум ничего не доказывает. Курица, снесши яйцо, часто клохчет так, как будто она снесла небольшую планету.
Однажды к Марку Твену пришло письмо, в котором было всего одно слово: «Свинья». Ответ писателя был более развёрнут: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
Не упускайте случая делать добро — если это не грозит вам большим ущербом.
Прощение - это аромат, который оставляет фиалка на сапоге, раздавившем её.
Гений — во всяком случае, литературный гений, — не может быть открыт своими близкими; они слишком близки к нему и поэтому видят его не в фокусе, не в состоянии верно оценить его пропорции, не могут заметить, насколько его размеры превышают их собственные.
Того, кто украл булку — посадят в тюрьму. А того, кто украл железную дорогу — выберут в парламент.
Правда — самое ценное из того, что у нас есть; будем же расходовать ее бережно.
Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать.
Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим.
Два раза человеку не следует спекулировать: когда он может позволить себе
это, и когда не может.
Библиография Марка Твена
«Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», сборник рассказов (1867);
«История Мэйми Грант, девочки-миссионера» (1868);
«Простаки за границей, или Путь новых паломников» (1869);
«Закалённые» (1871), русский перевод под названием «Налегке» (1959);
«Позолоченный век» (1873), роман написан совместно с Ч. Д. Уорнером;
«Старые и новые очерки» (1875), сборник рассказов;
«Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря» (1896) (Классический перевод Зинаиды Евгеньевны Александровой; и перевод И. Семежона, Н. Тимофеевой);
«Три тысячи лет среди микробов (Жизнеописание микроба с примечаниями, сделанными той же рукой семь тысяч лет спустя). Перевод с микробского Марка Твена. 1905 год» (1905);
«Письма с Земли» (1909);
«№ 44, Таинственный незнакомец. Старинная рукопись, найденная в кувшине. Вольный перевод из кувшина»(1902—1908; незавершенна).
Собрания сочинений на русском языке
Марк Твен. Собрание сочинений в одиннадцати томах. — СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1896—1899.
Том 1. «Американский претендент», юмористические очерки и рассказы;
Том 2. «Янки при дворе короля Артура»;
Том 3. «Похождения Тома Соуэра», «Том Соуэр за границей»;
Том 4. «Жизнь на Миссисипи»;
Том 5. «Приключения Финна Геккльберри, товарища Тома Соуэра»;
Том 6. «Прогулка за границей»;
Том 7. «Принц и нищий», «Сыскные подвиги Тома Соуэра в передаче Гекка Финна»;
Том 8. Рассказы;
Том 9. Простодушные у себя дома и заграницею;
Том 10. Простодушные у себя дома и заграницею (заключение);
Том 11. «Вильсон Мякинная голова», из «Новых странствований вокруг света».
Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. — М.: ГИХЛ, 1959—1961, 300 000 экз.
Том 1. Простаки за границей, или путь новых паломников;
Том 2. Налегке;
Том 3. Позолоченный век;
Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи;
Том 5. Пешком по Европе. Принц и нищий;
Том 6. Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура;
Том 7. Американский претендент. Том Сойер за границей. Простофиля Вильсон;
Том 8. Личные воспоминания о Жанне Д`Арк;
Том 9. По экватору. Таинственный незнакомец;
Том 10. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1863—1893;
Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894—1909;
Том 12. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек».
Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. — М.: «Правда» (серия «Библиотека „"Огонёк"»), 1980;
Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. — М.: Голос, Глагол, 1994. — ISBN 5-900288-05-6, 5-900288-09-9;
Марк Твен. Собрание сочинений в 18 томах. — М.: Терра, 2002. — ISBN 5-275-00668-3, 5-275-00670-5.
Оригинальные названия марктвеновских произведений
«What Have the Police Been Doing?» («Чем занимается полиция?», эссе) (1866);
«The Celebrated Jumping Frog of Calaveras County» (1867);
«Innocents Abroad» (документальные истории из путешествий) (1869);
«Mark Twain’s Autobiography» (автобиография, опубликована после смерти[en] автора) (1924);
«Tom Sawyer’s Conspiracy» (опубликована после смерти автора) (1967).
Экранизации
1920 — Гекльберри Финн;
1931 — Гекльберри Финн;
1936 — Том Сойер (Киевская киностудия);
1937 — Принц и нищий;
1939 — Приключения Гекльберри Финна;
1943 — Принц и нищий;
1954 — Банковский билет в миллион фунтов стерлингов;
1972 — Принц и нищий;
1973 — Совсем пропащий;
1973 — Том Сойер;
1979 — Гекльберри Финн и его друзья;
1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна;
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазии на тему Марка Твена;
1989 — Филипп Траум;
1993 — Хак и король червей;
1994 — Волшебное приключение Эвы;
1994 — Миллион для Хуана;
1995 — Том и Гек;
2000 — Том Сойер;
2011 — Том Сойер.
Марк Твен скончался21 апреля 1910 года в Реддинге, штат Коннектикут.
Марк Твен родился в 1835 году, в год, когда пролетала комета Галлея. Однажды он сказал: "Я пришел вместе с этой кометой, а через год она снова появится на небосводе, и я уйду вместе с ней". Так и случилось.
Александров, В. Марк Твен и Россия[en] // Вопросы литературы. — 1985. — № 10. — С. 191—204;
Балдицын П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. — Москва: Издательство «ВК», 2004. — 300 с.;
Боброва М. Н. Марк Твен. — М.: Гослитиздат, 1952;
Зверев Алексей Матвеевич. Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества. — М.: Детксая литература. 1985. — 175 с.;
Марк Твен в воспоминаниях современников. / Составитель А. Николюкина; вступительная статья, комментарии, указ. В. Олейника. — М.: Художественная литература; Терра, 1994. — 415 с.;
Мендельсон М. О. Марк Твен. — М.: Молодая гвардия, 1964. — 430 с.;
Ромм, А. С. Марк Твен. — М.:
Наука[en], 1977. — 192 с.;
Старцев А. И. Предисловие к изданию «Соединённые линчующие штаты». — М.: «Художественная литература», 1969;
Старцев А. И. Марк Твен и Америка // Предисловие к I тому Собрания сочинений Марка Твена в 8 томах. — М.: Правда, 1980;
Чертанов М. Марк Твен. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 480 с.;
Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. — М., Наука, 1987.