Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
11 декабря родились[en]: Николай Лобачевский, Гектор Берлиоз, Роберт Кох, Георгий Плеханов, Макс Борн, Александр Солженицын, Николай Озеров, Вейланд Родд, Борис Щербаков, Андрей Макаревич
Скончались[en]:
Валентина Николаевна Серова, Галина Павловна Вишневская

Марлен Хуциев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Марлен Мартынович Хуциев — биография

Марлен Мартынович Хуциев

Марлен Мартынович Хуциевроссийский[en] кинорежиссер, сценарист и педагог. Народный артист СССР (1986), лауреат Государственной[en] премии России (1993). Знак зодиака — Весы.

Марлен Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе, Грузинской ССР.

В 1952 Марлен окончил ВГИК (мастерская И. А. Савченко). Творчество Хуциева можно рассматривать как восхождение от конкретики первых картин к обобщениям и поискам истины в «Заставе Ильича» («Мне 20 лет»), а затем к нравственному очищению в результате приобщения к незыблемым человеческим заповедям и через попытку духовного единения с другими людьми («Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие»), а на новом витке философского постижения жизни — к обращению к вечным вопросам бытия («Бесконечность»).

Весна на Заречной улице

Первый фильм режиссера Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (1956, совместно с Феликсом Миронером), заслуженно пользовался популярностью и свидетельствовал об обновлении советского кинематографа в период «оттепели». Фильм пытался опоэтизировать будничную действительность за счет лирической линии. В этой ленте берут свое начало типичные хуциевские приемы повествования. Не случайно название фильма. Связь между временами года и движениями души почти неуловима, но важен сам факт начавшегося раздумья. Но герой Николая Рыбникова, как и герой Василия Шукшина в следующей картине «Два Федора», еще не постигают открыто свою связь с историей — это будет сделано в фильмах Хуциева 1960-х годов («Мне 20 лет» — «Июльский дождь» — «Был месяц май»).

Озабоченность взрослых героев «Двух Федоров» не только личным счастьем, но и благополучием ребенка[en]-сироты делает возможным для Хуциева обращение к глобальным проблемам времени. Герои «Мне 20 лет» и «Июльского дождя» являются, по сути, ровесниками младшего Федора. Перед нами три поры одного поколения: детство («Два Федора»), юность («Мне 20 лет»), период перед зрелостью («Июльский дождь»).

Застава Ильича

В 1959 Марлен Мартынович Хуциев начал работать над сценарием фильма «Застава Ильича», который под названием «Мне 20 лет» вышел на экраны лишь в январе 1965, а в сентябре получил специальный приз на Венецианском кинофестивале (только в 1988 году был в какой-то степени восстановлен первоначальный вариант). Здесь режиссеру впервые удалось выйти за пределы конкретных реалий и дать срез жизни общества 1960-х годов в многообразии его проявлений.

Движение происходит от общего к частному. Обобщенный образ всех людей нового мира, рожденного революцией (трое красногвардейцев), вписывается в современную среду (в кадре появляются тоже трое — два парня и девушка, идущие по мостовой), а потом вычленяется отдельный герой, опять же как представитель молодежи начала 1960-х годов. Но по контрасту и по подобию потом входят в фильм, кроме главного героя Сергея, еще двое — Слава и Коля. Три товарища — устойчивая связка героев. Это самая малая человеческая общность, которая может точнее выразить свое время.

Но только Сергей страдает и мучается, постигая законы бытия, он словно обязан сформулировать: «ничего не существует отдельно». Эта мысль становится главной в картине, и во всем творчестве Хуциева. Нельзя считать, что люди — это одно, а История — нечто совсем другое. Люди живут в Истории, а История делается людьми. Эта диалектическая взаимосвязь единичного и общего открывается не сразу. Сергей в трудную минуту вступает в мысленный (но материализованный на экране) диалог с погибшим на войне отцом.

Исповедь художника

Центральная работа Марлена Хуциева — «Июльский дождь» (1967). Она о настоящей и кажущейся жизни, подлинных и мнимых ценностях, истинном человеческом общении и лишь его видимости. Все эти мотивы проигрываются на разных уровнях, но наиболее точно они воплощены во «внесюжетных» эпизодах. М. Хуциев продолжает исследовать поколение родившихся перед самой войной, его героиня, более зрело смотрящая на жизнь, сознательно делающая свой выбор, закономерно приходит к внутреннему осознанию зависимости собственной жизни от фронтовиков, которые собрались у Большого театра, и от тех, кто не вернулся с войны. Она постигает необходимость естественного очищения через краткое мгновение духовного единения с этими людьми и укрепления своей веры в настоящие человеческие ценности.

«Был месяц май»

«Был месяц май» (1970) — первая работа М.М. Хуциева о своем поколении, которое во время войны спасло страну, да и мир в целом. Документальные пролог и эпилог расширяют частную историю. И это компенсирует отсутствие хуциевской атмосферы действия. Но хроникальные кадры помогли режиссеру добиться неординарного обобщающего художественного результата. Сцена в опустевшем концлагере находится в самой середине фильма и несет основной смысл. Победителям еще предстоит узнать свидетельства очевидцев о лагерях уничтожения. И если те, кто идет по улицам современных городов, забудут обо всем происшедшем, их ожидает та же участь, что и мирных прохожих довоенной Европы, которые ничего не хотели замечать и тоже спешили, не останавливаясь.

Потом у Марлена Хуциева был долгий творческий перерыв в 13 лет, если не считать документальный телефильм «Алый парус Парижа» (1971), хотя много сил и времени он отдал так и не реализованному замыслу картины об Александре Сергеевиче Пушкине. «Послесловие» (1983) возникло неожиданно, при минимуме затрат как пьеса для двух актеров с непривычной комбинацией героев: престарелый тесть, приехавший в гости, и его зять пытаются найти взаимопонимание в московской квартире в отсутствие своей дочери-жены, уехавшей в отпуск.

Фильм оказывается своеобразным подведением итогов эпохи давно канувших «шестидесятых», одним из духовных лидеров несомненно был Хуциев. Режиссер осознает, что пройден некий рубеж, за которым больше не может длиться время равнодушия, утраты веры; период лицемерия, глухая пора пренебрежительного отношения к человеку; эпоха крушения надежд и замыслов.

Лента «Бесконечность» (1992, приз Берлинского кинофестиваля; Государственная премия России, 1993), снимавшаяся шесть лет, глобальна по замыслу и охватывает весь 20 век. Герой лет пятидесяти, отправившись пешком вдоль реки, а по сути дела — в путешествие по своей памяти, переходит без особых усилий из родного современного городка куда-то в самое начало века, в утраченную атмосферу рождественского праздника, в мир прежней России, где видится последний приют надежды, но и исток всех будущих несчастий и исторических переломов.

Пройденный путь и время, в котором человек жил, оцениваются с точки зрения бесконечности. «Бесконечность», несмотря на утрату привычного хуциевского стиля, наиболее авторское, исповедальное произведение режиссера Марлена Хуциева. (С. В. Кудрявцев)

Награды и звания Марлена Мартыновича Хуциева

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965);
  • Народный артист РСФСР (1977);
  • Народный артист СССР (1986);
  • Государственная премия Российской Федерации (7 декабря 1993 года);
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 мая 2006) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 декабря 2000) — за большой вклад в развитие киноискусства;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 апреля 1996) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
  • Орден Почёта (5 октября 2010 г.) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден «Знак Почёта» (1975 год);
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 год);
  • МКФ в Венеции (1965, Специальный приз жюри, фильм «Застава Ильича»);
  • МКФ европейского кино в Риме (1965, «Золотая пластина», фильм «Застава Ильича»);
  • МТФ «Злата Прага» в Праге (1970, Премия Интервидения, Премия за режиссуру, фильм «Был месяц май»);
  • МКФ в Берлине (1992, Приз А. Бауэра, Приз экуменического жюри, фильм «Бесконечность»);
  • Премия «Золотой овен» (победитель в номинации «Человек кинематографического года», 1995 год);
  • V КФ «Виват кино России!» (Приз города Санкт-Петербурга «Живая легенда отечественного кино», 1997 год);
  • ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Специальный приз Президента Российской Федерации, 12 июня 1999) — за выдающийся вклад в развитие российского кино;
  • Премия мэрии Москвы (1999 год) — за уникальный вклад в развитие культуры Москвы;
  • Национальная премия в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь» за 2002 год в категории за вклад в кинолетопись;
  • МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (2003, Приз «Киногерой года „Сталкер“ — За права человека», фильм «Марлен. Прощание с шестидесятыми»);
  • Премия «Триумф» (2004 год);
  • Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2005);
  • Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России;
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»;
  • Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва);
  • "Почетный Леопард" за вклад в киноискусство на Международном кинофестивале в Локарно (2015 год).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)