Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Марсель Пруст Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Марсель Пруст — биография

Марсель Пруст

Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (фр. Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust) —  французский писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., новеллист и критик, представитель модернизма в литературе. Знак зодиака — Рак.

Получил всемирную известность как автор семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени» (фр. À la recherche du temps perdu), одного из самых значительных произведений мировой литературы XX века.

Жанры: модернизм, роман, эссе.

Марсель Пруст родился 10 июля 1871 года в Париже. Его отец был известным врачом[en] и занимал важный пост в Министерстве здравоохранения, мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии. Марсель провел детские годы[en] в Париже, уезжая на каникулы в расположенный недалеко от Шартра городок Иллье (ставший прототипомПрототип (греческое prototypon — прообраз) — реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа. Комбре в романеРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). «В поисках утраченного времени»). В девятилетнем возрасте он испытал первый приступ астмы, от которой страдал затем всю жизнь.

Невзирая на слабое здоровье, с одиннадцати до восемнадцати лет Пруст посещал парижский лицей Кондорсе, где добился блестящих успехов в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
и философии. В 1890 году, после кратковременной службы в армии, поступил в Школу политических наук, намереваясь стать профессиональным дипломатом. В литературу Пруст входил медленно и с робостью: писал журналистские эссеЭссе (французское essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Федора Михайловича Достоевского, Василия Васильевича Розанова, Вячеслава И. Иванова). и лишенные драматизма рассказы, в которых уже присутствовало исповедальное начало. Они были опубликованы в сборнике «Утехи и дни» (1896), который остался незамеченным, несмотря на благожелательное предисловие Анатоля Франса. Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков были изданы в 1919 году под названием «Подражания и прочие мелочи». Марсель Пруст пробовал себя и в критике, но вскоре осознал, что рискует превратиться в поверхностного журналистаЖурналистика — деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. Во 2-й половине 19 — начале 20 веков появились фото- и киножурналистика, в 20-40-е годы 20 века — радио- и тележурналистика.. Его первый роман «Жан Сантей» объемом в тысячу страниц оказался неровным и сбивчивым. Этот ученический опыт, созданный между 1896 и 1900 годами, увидел свет только в 1952 году.

В 1908-1910 годах была написана литературоведческая книга «Против Сент-Бева» (опубликована в 1954), содержащая основные положения прустовской эстетики. Замысел и неторопливая реализация художественной сагиСага — Поэтическое сказание, легенда. Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905 году. Здоровье писателя ухудшилось, и немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком.

М. Пруст жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для доступа внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбек) или выходил из дома, чтобы полюбоваться скульптурамиСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Лишь немногие из его светских знакомых считали Пруста настоящим писателем.

Завершив в 1911 году «В сторону Свана» — первую часть своей огромной прозаической симфонии, Марсель нашел для нее издателя лишь через два года. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели понять, что новый взгляд на мир требует новых выразительных средств. Когда в 1918 году появилась вторая часть «Под сенью девушек в цвету», настроения публики изменились. Получив престижную Гонкуровскую премиюГонкуровская премия (Prix Goncourt) — ежегодная французская литературная премия (с 1903 года) за достижения в жанре романа, присуждаемая Гонкуровской академией (10 членов). Фонд Гонкуровской премии составляет капитал, оставленный по завещанию Э. Гонкуром.

Гонкуровская премия — одна из наиболее авторитетных во Франции.
, Пруст покинул свое убежище и стал бывать в светеСвет в дворянском обществе — избранный круг дворянства., продолжая вместе с тем лихорадочно работать над разрастающимся романом.

Третья часть «У Германтов» оказалась настолько длинной, что была издана в два приема: первый томТом — отдельная книга какого-либо сочинения, издания. появился в 1920 году, а в 1922 второй том вышел одновременно с книгой, где была предпринята смелая попытка фронтальной атаки на общественные предрассудки — два тома под названием «Содом и Гоморра», опубликованные в 1921 и 1922 годах, составляют четвертую и пятую часть романа. Три части главного труда Марселя Пруста были опубликованы посмертно: «Пленница» (1924), «Беглянка» (1925) и «Обретенное время» (1927) — последняя часть и своеобразное завещание, где раскрываются психологическая структура романа и творческое кредо автора.

«В поисках утраченного времени»

Хотя наследие Пруста не ограничивается одним романом, в сравнении с ним все другие его произведения выглядят как черновики и подготовительные материалы для основного труда. ИскусствоИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. писателя вырастало из импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Импрессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
. Интрига в романе практически отсутствует: вместо нее функцию цементирующего вещества огромной конструкции, которую автор любил сравнивать с готическим соборомСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени.

Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии.

В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.
, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим, – так, когда рассказчик Марсель ощутил вкус размоченного в чае печенья, из чашки медленно выплыл городок Комбре, в котором прошли лучшие дни его жизни.

Благодаря идентичным ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни повествователя, а также искусству психологического анализаАнализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). прошлое избегает забвения и обретает спасение от смерти в искусстве.

Пруст полностью разрушил форму романа девятнадцатого векаВек — промежуток времени, равный ста календарным годам. Например, 20 век — период с 1 января 1901 по 31 декабря 2000 года. с его упорядоченным и рациональным воспроизведением жизни. Созидательной силой художественного творчества стала память: неумолимый бег времени, влекущий человека к старости и смерти, останавливается в счастливые мгновения торжества, когда внезапно нахлынувшее прошлое освещает мрак настоящего — таким образом, искусство побеждает время. (Е. Д. Мурашкинцева)

Наиболее знаменитые произведения Марселя Пруста

Год — Русское название — Оригинальное название:

  • 1896 — Утехи и дни (французское Les Plaisirs et les Jours);
  • 1896 — 1899 — Жан Сантёй (фр. Jean Santeuil).
  • 1908 — 1909 — Против Сент-Бёва (фр. Contre Sainte-Beuve).

Цикл «В поисках утраченного времени» (фр. À la recherche du temps perdu):

  • Ноябрь 1913 — По направлению к Свану (фр. Du côté de chez Swann);
  • 1919 — Под сенью девушек в цвету (фр. À l’ombre des jeunes filles en fleurs);
  • 1921 — 1922 — У Германтов (фр. Le côté de Guermantes I et II);
  • 1922—1923 — Содом и Гоморра (фр. Sodome et Gomorrhe I et II);
  • 1925 — Пленница (фр. La prisonnière);
  • 1927 — Беглянка (фр. Albertine disparue);
  • 1927 — Обретённое время (фр. Le Temps retrouvé).

Марсель Пруст скончался 18 ноября 1922 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Подробнее о Марселе Прусте  читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

  • Salaman E. The Great Confession: from Aksakov and De Quincey to Tolstoy and Proust. London. Allen Lane The Penguin Press, 1973;
  • Батай Жорж. Пруст (недоступная ссылка с 14-05-2013 (1282 дня) — история) // Батай Ж. Литература и Зло [: Сб. эссе:]. М.: МГУ, 1994. — ISBN 5-211-03159-8;
  • Мамардашвили Мераб Константинович. Психологическая топология пути: М.Пруст «В поисках утраченного времени» [: лекции 1984—1985 гг. ] / Редактор И. К. Мамардашвили. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. — 571 с. — ISBN 5-88812-049-9;
  • Жерар Женетт. Фигуры. М.: «Издательство им. Сабашниковых», 1998. — ISBN 5-8242-0065-3;
  • R. M. Bales. The Cambridge Companion to Proust — Cambridge University Press, 2001. — 266 p.;
  • Хосе Ортега-и-Гассет Время, расстояние и форма в искусстве Пруста;
  • Таганов А. Н. Русская[en] тема в творчестве Пруста // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX века: материалы российско-французского коллоквиума (Санкт-Петерб., 2-3 июля 2001 г.)/отв. ред. С. Л. Фокин. М.: Наука, 2005. С.24-35;
  • Николаева Т. М. О чём на самом деле писал Марсель Пруст? — М.: Языки славянской культуры, 2012. — 128 с. — (Studia philological/ Series minor). — 600 экз., ISBN 978-5-9551-0519-2;
  • Марсель Пруст в русской литературе (сост. О. А. Васильева, М. В. Линдстрем). Вступительная статья А. Д. Михайлова, с. 5–41. — М., 2000;
  • Михайлов Андрей Дмитриевич. Поэтика Пруста. — М.: Языки славянской культуры, 2012. — 504 с., ISBN 978-5-9551-0610-6;
  • F. C. Green, The Mind Of Proust (1949);
  • Aciman, André (2004) The Proust Project. New York: Farrar, Straus and Giroux;
  • Теодор Адорно (1967) Prisms. Cambridge, Mass.: MIT Press;
  • Теодор Адорно "Short Commentaries on Proust, " Notes to Literature, trans. S. Weber-Nicholsen (New York: Columbia University Press, 1991);
  • Albaret, Céleste (2003) Monsieur Proust. New York: The New York Review of Books (Мемуары домоправителя Пруста);
  • Вальтер Беньямин. К портрету Пруста;
  • Bernard, Anne-Marie (2002) The World of Proust, as seen by Paul Nadar. Cambridge, Mass.: MIT Press;
  • D. Capetanakis, 'A Lecture on Proust', in Demetrios Capetanakis A Greek Poet In England (1947);
  • Carter, William C. (2002) Marcel Proust: a life. New Haven: Yale University Press;
  • Chardin, Philippe (2006) Proust ou le bonheur du petit personnage qui compare. Paris: Honoré Champion;
  • Chardin, Philippe et alii (2010) Originalités proustiennes. Paris: Kimé;
  • Davenport-Hines, Richard (2006) A Night at the Majestic. London: Faber and Faber ISBN 978-0-571-22009-0;
  • De Botton, Alain (1998) How Proust Can Change Your Life. New York: Vintage Books;
  • Жиль Делёз (2004) Пруст и знаки (Marsel Proust et les signes) / Перевод с французского Е. Г. Соколова. — СПб.: Лаб. метафиз. исслед. при Философ. фак. СПбГУ: Алетейя, 1999;
  • Поль де Ман Allegories of Reading: Figural Language in Rousseau, Nietzsche, Rilke, and Proust, (ISBN 0-300-02845-8) 1979;
  • Жюльен Грак, «Proust Considered as An End Point» in Reading Writing (New York: Turtle Point Press,), 113—130;
  • Karlin, Daniel (2005) Proust’s English. Oxford: Oxford University Press ISBN 978-0-19-925688-4;
  • Юлия Стоянова Кристева Time and Sense. Proust and the Experience of Literature. New York: Columbia U. Press, 1996;
  • George Painter (1959) Marcel Proust: a biography; Vols. 1 & 2. London: Chatto & Windus;
  • Shattuck, Roger (1963) Proust’s Binoculars: a study of memory, time, and recognition in «À la recherche du temps perdu»; New York: Random House;
  • Spitzer, Leo "Proust’s Style," [1928] in Essays in Stylistics (Princeton, Princeton U. P., 1948);
  • Shattuck, Roger (2000) Proust’s Way: a field guide to «In Search of Lost Time». New York: W. W. Norton;
  • Tadié, Jean-Yves (2000) Marcel Proust: a life. New York: Viking;
  • Эдмунд Валентин Уайт (1998) Marcel Proust. New York: Viking Books.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)