Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Главная / Оглавление / Знаменитые тезки / Михаил Барышников Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Михаил Николаевич Барышников — биография

Михаил Барышников

Михаил Николаевич Барышников — советский и американский артист балета, балетмейстер, актёр, коллекционер и фотограф, «невозвращенец» в СССР, оставшийся в Канаде во время гастролей в 1974 году. Заслуженный артист РСФСР (29 ноября 1973), номинант на премии «Оскар» (1978) и «Золотой глобус».

В 1967-1974 годах в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. С 1974 года в США[en]. С 1974 года в США.

В 1974-78 Михаил Барышников в труппе «Американский театр балета», в 1978-79 солист «Нью-Йоркского городского балета»; танцевал в труппах Королевского балета Великобритании, Марсельского балета, «Балет XX века» и др. В 1980-89 директор, балетмейстер и солист «Американского театра балета». С 1990 в американской труппе под руководством М. Морриса, с 1992 возглавляет труппу «Уайт Оук Данс Проджект» (Флорида).

Михаил Барышников снимался в кино («Две жизни, один поворот», Голливуд), выступал на телевидении, участвовал в драматическом спектакле на Бродвее.

Михаил Барышников родился 28 января 1948 года в Риге. Знак зодиака — Водолей.

"Родился Михаил Барышников в Риге в русской семье. Мать была родом из деревни Кстово под Нижним Новгородом. Таких, как она, называют простая русская женщина. Отец - подполковник. В Риге родители оказались по служебной надобности. Миша родился в большой коммунальной квартире на улице Сколас. С отцом - человеком жестким и нервным - отношения не задались. Среди немногочисленных подруг мамы была бывшая балерина Большого театра. Мама же приучила сына к театру. Ходила с ним в оперетту и латвийскую драму, где сын оказывался в роли переводчика. Она так и не выучила латышский. Свою маму Миша Барышников очень любил[en]. Она покончила жизнь самоубийством, когда мальчику было одиннадцать лет. Вся его жизнь потом будет иметь свой внутренний отсчет, оказавшись поделенной на две неравные половины - до и после смерти мамы.

Несколько лет Миша провел с отцом. Потом у него появилась новая семья, и мальчик понял, что он лишний. К счастью, его приютили семьи друзей.

Лишенный материнской любви и заботы, Михаил Барышников рано приобрел навык все и всегда решать сам. А еще он научился ценить и отстаивать свою независимость. Уже учась во втором классе, Барышников знал, что он такое есть. Кстати, идея пойти в хореографическое училище тоже принадлежала ему. В один прекрасный день он просто заявил, что хочет поступать в балетную школу и уже записался на экзамен.

Сцена влекла его. Миша Барышников  каждый день самозабвенно делал тяжелейшие упражнения - опускался в позу йоги, а на каждое колено садилось по человеку. После такой нагрузки на суставы и связки боль была нестерпимая, заснуть было невозможно.

Михаил Барышников мог не стать солистом. Мешал маленький рост. Его педагог Хелена Тангиева сказала: нужно дорасти. И он добрал, дотянул эти три-четыре сантиметра, решившие его будущее. Что-то ему помогло - сила намерения, Божье благоволение? Барышников до сих пор гордится этой победой".

«Любовные увлечения, Михаила Барышникова, а их было немало, всегда составляли не самую существенную часть его душевной жизни. Во всяком случае, совершенно точно, они никогда ничего не определяли и не изменяли в его судьбе. В случае Барышникова пять операций на колене для понимания его характера окажутся куда важнее, чем перечисление нескольких женских имен.

О своем давнем романе с голливудской актрисой Джессикой Ланж Барышников однажды заметил: «Я сожалею, что с Джесси у нас все сложилось не так, как мы оба хотели. Это останется со мной на всю жизнь. Она одна из очень немногих женщин, которых я любил». Спустя десять лет Михаил Барышников добавил, что Джессика - одна из самых талантливых женщин, встречавшихся на его пути. Но, похоже, что Ланж не слишком-то подходила ему. Может быть, потому, что одна независимость плохо уживается рядом с другой. Двум суперзвездам, озабоченным прежде всего собственной карьерой, сосуществовать было трудно. Тем более, когда расстояние гастрольных маршрутов только разъединяют. Чтобы понять и принять подобное положение вещей, понадобилось почти шесть лет. Ровно столько длился их союз. Теперь с Ланж их связывают добрые отношения и их дочь Александра.

Последние десять лет Михаил Барышников женат на Лиз Рейнхардт - внучке знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта и бывшей танцовщице труппы Мэрса Каннингема. Эта стройная, светловолосая женщина с россыпью бледных веснушек, озаряющих тонкие черты, существуют рядом с Барышниковым почти неощутимо. Она тихо появляется и тихо исчезает. Почти всегда безмолвная, кроткая, незаметная. Встречаясь с ней, скорее постигаешь серьезную осознанность этого выбора: Михаилу Барышникову нужна была имени такая женщина, идущая в его фарватере, всегда на полшага позади него. Но, как бы там ни было, за десять лет у них уже трое детей: Питер, Анна и Софья. С такими же прозрачными светлыми глазами, как у отца и матери». Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 480.

Образование. Театр оперы и балета им. С. М. Кирова

Михаил Барышников обучался в Рижском хореографическом училище (педагоги Н. С. Леонтьева, Ю. П. Капралис), затем в Лениградском хореографическом училище у А. С. Пушкина, по окончании (1967) принят в Театр оперы и балета им. С. М Кирова. Артистизм и блестящая техника (вращений, прыжков и заносок) принесли Михаилу Барышникову успех на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969; золотые медали).

В театре Михаил Барышников исполнил ряд ролей в традиционном репертуаре (Базиль в «Дон Кихоте», Дезире в «Спящей красавице»), выступил первым исполнителем ролей Гамлета (одноименный балет К. М. Сергеева, музыка Н. П. Червинского, 1970), Адама («Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова, 1971). Охотно принимал участие в экспериментальных работах: Меркуцио в «Ромео и Юлии» И. А. Чернышова (музыка Гектора Берлиоза, 1969), Дафнис в балете М. Мурдмаа «Дафнис и Хлоя» (музыка Мориса Равеля, 1974) и другие. Л. В. Якобсон поставил для Барышникова номер «Вестрис» (музыка Г. И. Банщикова; 1969, конкурсное выступление).

За рубежом

Репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика. В 1974 во время гастролей группы артистов в Канаде Михаил Барышников принял решение остаться на Западе, где открывалась возможность работать с хореографами разных направлений, участвовать в новаторских начинаниях.

Михаил Барышников переезжает в США, где становится ведущим танцовщиком труппы «Америкен Балле Тиэтр» (1974-78; в 1980-89 руководитель труппы) и «Нью-Йорк Сити Балле» (1978-79). Творческий репертуар Барышникова отмечен широтой диапазона — от старинной хореографии (например, А. Бурнонвиля) до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него.

Михаил Барышников танцевал в постановках Дж. Баланчина, Дж. Роббинса («Другие танцы», музыка Ф. Шопена, 1976; «Опус 19», музыка Сергея Сергеевича Прокофьева, 1979) Ф. Аштона («Месяц в деревне», музыка Петра Ильича Чайковского, 1985), Р. Пети («Пиковая дама», музыка П. И. Чайковского, 1978), Дж. Ноймайера («Гамлет: сопутствующие», музыка А. Копленда, 1976), А. Эйли («Па Дюка», музыка Дюка Эллингтона, 1976), а также К. Макмиллана , М. Грэхем, Дж. Батлера, Э. Фелда, Чу Сан Го и многих других.

Творчество Барышникова и американская хореография

Демонстрируя высокий уровень исполнительства и вынуждая равняться на него, Михаил Барышников оказал немалое влияние на американскую хореографию. Политика, которую он проводил как руководитель «Америкен Балле Тиэтр», имела целью, с одной стороны, совершенствование техники и стиля, постановку классических спектаклей, знакомых ему по России, с другой — обогащение репертуара труппы экспериментальными работами. Его интерес к новейшим течениям в хореографии способствовал росту авторитета многих балетмейстеров. Особенно плодотворно работал Барышников с хореографом Туайлой Тарп: «От пробы к делу» (музыка Йозефа Гайдна, 1976), «Маленький балет» (музыка Александра Константиновича Глазунова, 1983), «Сюита Синатры» (музыка Ф. Синатры, 1984) и другие. С конца 1980-х гг. Барышников выступает также в постановках Марка Морриса, а в 1990 основывает собственную труппу «Уайт оyк Данс Проджект», с которой в 1990-96 выпускает три хореографических программы, включающие балеты этого и других балетмейстеров.

Стремясь расширить свой репертуар, Михаил Николаевич обращался к другим видам сценических искусств, выступал на телевидении, снимался в кино. В числе фильмов в его участием — «Поворотный момент» (1977), «Белые ночи» (1985), «Кабинет доктора Рамиреса» (1991). Он выступал также в драматическом спектакле по мотивам Ф. Кафки «Метаморфозы» (1989). (Е. Я. Суриц)

В 2015 году вышел спектакль Роберта Уилсона «Письмо человеку» по мотивам дневников танцовщика, в котором роль Вацлава Нижинского исполнил Михаил Николаевич Барышников).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)