Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
11 декабря родились[en]: Николай Лобачевский, Гектор Берлиоз, Роберт Кох, Георгий Плеханов, Макс Борн, Александр Солженицын, Николай Озеров, Вейланд Родд, Борис Щербаков, Андрей Макаревич
Скончались[en]:
Валентина Николаевна Серова, Галина Павловна Вишневская

Михаил Калатозов Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Михаил Константинович Калатозов — биография

Михаил Константинович Калатозов

Михаил Константинович Калатозов (наст. фамилия Калатозишвили) — советский грузинский кинорежиссер, оператор и деятель культуры, народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. Грузинской ССР (1965), лауреат Сталинской премии второй степени (1951), народный артист СССР (1969). Знак зодиака — Козерог.

 ФильмыФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия.: «Соль Сванетии» (1930), «Валерий Чкалов» (1941), «Летят журавли» (1957; «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваляКаннский кинофестиваль — один из крупнейших ежегодных кинематографических смотров, проходит с 1946 в Каннах на Лазурном берегу Франции. В конкурсе участвуют полнометражные и короткометражные художественные фильмы, снятые в течении 12 месяцев до начала фестиваля, не демонстрировавшиеся за пределами страны производства и не участвовавшие в других конкурсных кинофестивалях., 1958), «Красная палатка» (1970, итало-советский) и др. Государственная премия СССР (1951).

Ранняя трудовая деятельность

Михаил Константинович Калатозов родился 28 декабря (15 декабря по старому стилю) 1903 года в Тифлисе, ныне Тбилиси. Трудовую деятельность начал в 1917 году, а спустя шесть лет пришел на Тбилисскую киностудию, где работал монтажером, ассистентом оператора. В 1925 году работал оператором, а также снялся в качестве актераАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» Ивана Николаевича Перестиани. В фильмах «Гюлли» (1927) и «Цыганская кровь» (1928) выступал соавтором и оператором. В 1933 году поступил в аспирантуруАспирантура (от лат. aspiro — стремлюсь, стараюсь приблизиться) — форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций — с 1934). В нач. 1990-х гг. в Российской Федерации св. 60 тыс. аспирантов, в т. ч. при вузах св. 40 тыс.

В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется главным образом при университетах в специальных центрах т. н. последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской).
ленинградской Академии искусствознания, затем был директором Тбилисской киностудии.

Режиссерский дебют в немом кино

Режиссерский дебютДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще; например, артиста на сцене. Михаила Калатозова — кинокартина «Их царство» (1928, сорежиссер Н. В. Гогоберидзе), построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918-1920 годов. Этот фильм обнаружил стремление Калатозова к поэтическому, образному постижению реального мира. Пластика изображения, острые ракурсы, необычные эффекты освещения подняли до уровня шедевра последний немой художественно-документальныйДокументальное кино — вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц.

Первые документальные съемки провели бр. Люмьер в 1895 (Франция). Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до философского обобщения в своих произведениях: Р. Флаэрти (США), Й. Ивенс (Голландия), Дж. Грирсон (Великобритания), Д. Вертов, Л. В. Кулешов, Э. И. Шуб (СССР).

В историю киноискусства вошли документальные ленты советских режиссеров Р. Л. Кармена «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953), М. И. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1966), 20-серийный фильм «Великая Отечественная» (коллектив авторов, 1979; в США шел под названием «Неизвестная война»), в 80-е гг. этапным для кинодокументалистов стал фильм латышского режиссера Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» (1987).
фильм Калатозова «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930, также один из операторов). Черно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерскойРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой манеры сделали «Соль Сванетии» заметным явлением советского кинематографа своего времени.

«Валерий Чкалов»

С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино Калатозову пришлось пережить трудные годы. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) не попала в прокат. В 1933-1934 годах режиссер был аспирантом ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания. В 1934-1938 работал директором Тбилисской киностудии. И только в 1939 вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых патетическиПатетический — страстный, взволнованный, исполненный пафоса. воспевал отвагу советских героев-летчиков. «Валерий Чкалов» (в главной роли Владимир Вячеславович Белокуров) имел шумный успех и упрочил режиссерскую репутацию Калатозова.

В годы войны

В годы Великой Отечественной войны[en] снял военную драмуДрама (греческое drama, буквально — действие) — род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.
о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942, совместно с Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Ефимом Львовичем Дзиганом), после чего вновь перешел на административную работу. В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943-1945 годах был в США[en], затем до 1948 руководил главкомом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР.

«Верные друзья»

Вернувшись в режиссуру, М.К. Калатозов снимал политически одиозные ленты «Заговор обреченных» (1950, по Николаю Евгеньевичу Вирте, премия Карловарского кинофестиваляКинофестиваль — смотр, творческое соревнование произведений киноискусства — художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, спортивных, мультипликационных, телевизионных, детских. Качество представляемых фильмов оценивает жюри. Лучшим фильмам и их создателям обычно присуждаются премии, призы, дипломы.

Помимо национальных проводятся также международные кинофестивали (МКФ) — смотры достижений киноискусства различных стран. Первый международный кинофестиваль состоялся в 1932 году в Венеции. В 1935 году проведен первый международный кинофестиваль в Москве. Наиболее крупные международные кинофестивали проходят в Венеции, Канне, Москве, Берлине, Сан-Себастьяне, Карловых Варах, Токио, Ташкенте.
, Сталинская премия за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953, по Николаю Федоровичу Погодину, выпуск 1956). Затем Калатозов поставил неожиданно для многих лирическую комедиюКомедия (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.

По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.

Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
«Верные друзья» (1954, премия Карловарского кинофестиваля) снискавшую широкую популярность у зрителей. Следующая картина «Первый эшелон» (1956, сценарийСценарий (от итальянского scenario):

1) Краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.

2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.
Погодина) была посвящена освоению целины.

«Летят журавли»

Пиком творчества Михаила Константиновича Калатозова и одной из лучших лент отечественного кинематографа стала экранизацияЭкранизация — интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто. пьесы «Вечно живые» Виктора Сергеевича Розова — фильм «Летят журавли» (1957, главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года). Лирическая манера Розова, патетичность Калатозова, виртуозность операторского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Сергея Павловича Урусевского, блестящая игра Татьяны Евгеньевны Самойловой и Алексея Владимировича Баталова наполнили фильм атмосферой полной творческой свободы.

Калатозовские фильмы 1960-х годов

В последующие годы М.К. Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино, но, несмотря на постоянное сотрудничество с Урусевским, достичь органичности картины «Летят журавли» так и не удалось. Много сил было отдано фильму «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу Валерия Дмитриевича Осипова) об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре.

Эмоционально страстнаяСтрасть:

1) Сильная любовь, сильное чувственное влечение.

2) Сильно выраженное чувство, воодушевленность.

3) Крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо.
политическая картина «Я — Куба» (1964, соавтор сценария Евгений Александрович Евтушенко) интересна операторскими решениями Урусевского, но не имеет прочной драматургической основы. Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвезд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссером в приподнято романтическом ключе. (киновед и кинокритик Сергей Валентинович Кудрявцев, Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Фильмография Михаила Калотозова

Режиссёрские работы

  • 1929 — Слепая;
  • 1930 — Джим Швантэ (Соль Сванетии);
  • 1932 — Гвоздь в сапоге;
  • 1939 — Мужество;
  • 1941 — Валерий Чкалов;
  • 1942 — Непобедимые;
  • 1950 — Заговор обречённых; Сталинская премия второй степени (1951);
  • 1953 — Вихри враждебные;
  • 1954 — Верные друзья;
  • 1955 — Первый эшелон;
  • 1957 — Летят журавли;
  • 1959 — Неотправленное письмо;
  • 1964 — Я — Куба;
  • 1969 — Красная палатка.

Сценарии

  • 1925 — Дело Тариэла Мклавадзе;
  • 1942 — Непобедимые;
  • 1969 — Красная палатка;
  • 1977 — Кафе «Изотоп».

Награды и достижения

Михаил Константинович Калатозов скончался 27 марта 1973 года в Москве.

Литература:

Кремлёв Г. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1964. — 244 с. — (Мастера киноискусства).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)