Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Милий Балакирев Тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Милий Алексеевич Балакирев — биография

Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакиреврусский[en] композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений., пианистПианино (итальянское pianino, букв. — маленькое фортепиано) — клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Дека и механика расположены вертикально., дирижерДирижирование (от французского diriger — управлять) — управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения.

Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики. В характере и стиле дирижирования отражаются особенности личности дирижера, понимание им музыкального произведения.
и музыкально-общественный деятель. Знак зодиака — Козерог.

Глава «Могучей кучкиМогучая кучка — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х — начале 1860-х годов; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог — критик В. В. Стасов.

В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
», один из основателей (в 1862 году) и руководитель (в 1868-1873 и 1881-1908 годах) Бесплатной музыкальной школыБесплатная музыкальная школа (БМШ) — музыкальная просветительная организация. Была основана в Санкт-Петербурге в 1862 году хоровым дирижером Г. Я. Ломакиным, который был ее директором до 1868 года, и композитором М. А. Балакиревым, который руководил школой в 1868-1873 и 1881-1908 годах. В 1874-1881 гг. школой руководил Н. А. Римский-Корсаков, с 1908 — С. М. Ляпунов.. Дирижер Русского музыкального обществаРусское музыкальное общество (РМО) — организовано в Санкт-Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель — развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах.

РМО способствовало развитию профессиональной музыкальной культуры. Существовало до 1917.
(1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллойКапелла (позднелатинское capella) — католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий. В музыке капеллой называют хор певчих (от названия часовни или церковного придела, где пел хор); коллектив исполнителей-инструменталистов. С 18 века также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах. (1883-1894). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. «Исламей» (1869), романсыРоманс (испанское romance) — музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера., обработки русских народных песен. Был вегетарианцем.

Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года (21 декабря 1836 г. по старому стилю) в Нижнем Новгороде, в семье чиновникаЧиновник — в России до 1917 года государственный служащий, имевший определенный классный чин по Табели о рангах. Высшие чиновники (обычно 4 — 1-го классов) неофициально назывались сановниками. В широком смысле — название и низших государственных служащих, не имевших чинов (канцеляристы, копиисты). из дворян. Брал уроки у пианиста Александра Ивановича и дирижёра Карла Эйзриха (в Нижнем Новгороде). Музыкальному развитию Милию способствовало его сближение с писателемПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. и музыкальным критиком Александром Дмитриевичем Улыбышевым. В 1853 — 1855 годах Милий Алексеевич состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще; например, артиста на сцене. в Петербурге как пианист и дирижёр.

Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с художественным и музыкальным критиком, историком искусства, почетным членом Петербургской АН Владимиром Васильевичем Стасовым.

В начале 60-х годов под руководством Милия Алексеевича создался музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 году композитор совместно с хоровым дирижёром и музыкальным деятелем Гавриилом Якимовичем Ломакиным организовал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образованияОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование., а также центром пропагандыПропаганда (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов. русской музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.. В 1867 — 1869 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

М. А. Балакирев способствовал популяризации оперОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
Михаила Ивановича Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван СусанинИван Осипович Сусанин — герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в период Смутного времени в начале 17 века. Крестьянин села Деревеньки, близ села Домнино Костромского уезда Иван Сусанин зимой 1612-1613 года был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до села Домнино — вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен в 1613 году.

Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражен в художественной литературе и в опере Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В Костроме установлен памятник Сусанину.
», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х — 60-е годы были периодом интенсивной творческой деятельности Милия. Сочинения этих лет — «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я редакция в 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. — симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. — симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. — развили традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песнюПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
). В 1866 году был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяноФортепьяно (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века.», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е годы Балакирев ушел из Бесплатной музыкальной школы, перестал писать, концертировать и порвал с членами кружка. В начале 80-х годов он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881 — 1908 годах он вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (в 1883 — 1894) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества композитора — тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Милия Балакирева характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанскойИспания (Королевство Испания, Reino de Espana) — государство на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане. Испания владеет городамив Сеута и Мелилья на северо-африканском побережье.

Площадь 505,99 тысяч кв.км, население 40,45 млн. человек (2007). Столица — Мадрид. Другие крупные города (с населением свыше 500 тысяч чел.) — Барселона, Валенсия, Севилья, Сарагоса, Малага.
).

Основная сфера творчества Милия Алексеевича — инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Он работал преимущественно в области программного симфонизмаСимфонизм — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов. Термин введен Б. В. Асафьевым.. Лучший образец его симфонической поэмы — «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Милия связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть — в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 году была написана 2-я симфония.

Милий Балакирев — один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из его фортепианных произведений — восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в русской камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Милия Алексеевича.

В память о Милии Балакиреве

  • Школа искусств имени М. А. Балакирева в Москве;
  • Балакиревский переулок;
  • Улица Балакирева во Владимире;
  • Переулок Балакирева в Липецке;
  • Улица Балакирева в Харькове;
  • Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти;
  • Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева;
  • Самолёт Airbus A320 компании Аэрофлот «М.Балакирев»;
  • Детская школа искусств имени Балакирева;
  • Переулок Балакирева в Екатеринбурге;
  • Детская музыкальная школа имени М.А. Балакирева в Екатеринбурге;
  • Детская[en] школа искусств им. М.И. Балакирева в городе Гусь-Хрустальный.

Подробнее о Милии Балакиреве читайте в литературе литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)