Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Морис Метерлинк Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Морис Метерлинк — биография

Метерлинк Морис

Морис Метерлинк (1862-1949) — бельгийский писатель, драматург, поэт и философ (писал на французском языке). Знак зодиака — Дева.

Символистская поэтика Метерлинка выражала протест против приземленности натурализма. Пьесы «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (1902), «Синяя птица» (1908). Нобелевская премия по литературе (1911).

Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в Генте, в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего Метерлинке (изложены в книге «Сокровище смиренных», 1896) — реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства.

В 1889 вышел сборник стихов поэта «Теплицы», в 1896 — сборник «12 песен» (в 1900 — «15 песен»). Человек в ранних пьесах драматурга — жертва рока (сказка «Принцесса Мален», 1889; одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые», обе 1890; драма «Пелеас и Мелисанда», 1892); это драматургия молчания, намёков и недомолвок. В пьесе «Смерть Тентажиля» (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках «Аглавена и Селизетта» и «Ариана и Синяя Борода» (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга «Мудрость и судьба» (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики.

В работе «Сокровенный храм» (1902) М. Метерлинк призывает к творческой и социальной активности; в этот период он близок к социалистическим кругам. Драма «Сестра Беатриса» (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма «Монна Ванна» (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины. В статьях этих лет писатель выступал против фатализма в жизни и искусстве.

Пьеса «Чудо святого Антония» (1903) — острая антибуржуазная сатира. В 1905 году Метерлинк создал пьесу-сказку «Синяя птица», исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 года и с тех пор — в репертуаре этого театра.

В годы 1-й мировой войны 1914 — 1918 (Great War) Метерлинк-публицист клеймил германский милитаризм. Пьеса «Обручение» (1918) продолжает рассказ об одном из героев «Синей птицы». Пьесы, написанные позднее, менее значительны («Бургомистр Стильмонда» и «Соль земли», 1919; «Жанна д'Арк», 1945, и др.). Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 году Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули Мориса от общественной проблематики. Его трактаты «Жизнь пространства» (1928), «Перед лицом бога» (1937) и другие исполнены мистицизма.

Морису Метерлинку принадлежат натурфилософские книги «Жизнь пчёл» (1901), «Разум цветов» (1907), «Жизнь термитов» (1926), «Жизнь муравьев» (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.

В 1940 году он уехал в США[en], и вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948). Гуманистические пьесы драматурга периода 1896 — 1918 годов вошли в репертуар мирового театра. Нобелевская премия (1911). (М. Н. Ваксмахер)

Творчество Мориса Метерлинка

Стихи

  • Оранжереи (Serres chaudes,1889);
  • Двенадцать песен (Douze Chansons, 1896);
  • Пятнадцать песен (Quinze chansons, 1900).

Мемуары

  • Голубые пузыри (Счастливые воспоминания, Bulles bleues, 1948). (Отрывки в русском переводе К. О. Рагозиной в «Лавке Языков»).

Философские эссе

  • Сокровище смиренных (Le Trésor des humbles, 1896);
  • Мудрость и судьба (La Sagesse et la destinée, 1898);
  • Жизнь пчел (La Vie des Abeilles, 1901);
  • Сокровенный храм (Le temple enseveli, 1902);
  • Двойной сад (Le Double Jardin, 1904);
  • Разум цветов (L’Intelligence des Fleurs, 1907);
  • Смерть[en] (La Mort, 1913);
  • Мелочи войны (Les Débris de la guerre, 1916);
  • Жизнь термитов (La Vie des Termites, 1926);
  • Жизнь пространства (La Vie de l’Espace, 1928);
  • Великая феерия (La Grande Féerie, 1929);
  • Жизнь муравьев (La Vie des Fourmis, 1930);
  • Стеклянный паук (L’Araignée de verre, 1932);
  • Великий закон (La Grande Loi, 1933);
  • Перед великим молчанием (Avant le grand silence, 1934);
  • Песочные часы (1936);
  • Тень крыльев (L’Ombre des ailes, 1936);
  • Перед лицом Бога (Devant Dieu, 1937);
  • Широкие врата (1939);
  • Иной мир, или Солнечные[гор] часы (L’Autre Monde ou le cadran stellaire, 1942)

Пьесы

  • Принцесса Мален;
  • Слепые (Les Aveugles, 1890);
  • Непрошенная (L’Intruse, 1891);
  • Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891);
  • Пелеас и Мелисанда (Pelléas et Mélisande, 1893);
  • Алладина и Паломид (Alladine et Palomides, 1894);
  • Там внутри (Intérieur, 1894);
  • Смерть Тентажиля (La Mort de Tintagiles, 1894);
  • Аглавена и Селизетта (Aglavaine et Sélysette, 1896);
  • Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (Ariane et Barbe-Bleue, 1896);
  • Сестра Беатриса (Sœur Béatrice, 1900);
  • Монна Ванна (Monna Vanna, 1902);
  • Жуазель (Joyzelle, 1903);
  • «Чудо Святого Антония» (Le Miracle de saint Antoine, 1903);
  • «Синяя птица» (L’Oiseau bleu, 1908);
  • Мария Магдалина (Marie-Magdeleine, 1913);
  • Бургомистр Стильмонда (Le Bourgmestre de Stilmonde, 1919);
  • Обручение (Les Fiançailles, 1922);
  • Беда проходит (Le Malheur passé, 1925);
  • Мария Виктория (Marie-Victoire, 1925);
  • Могущество мертвых (La puissance des morts, 1926);
  • Иуда Искариот (Judas de Kerioth, 1929);
  • Берникель (Berniquel, 1929);
  • Принцесса Изабелла (La Princess Isabelle, 1935);
  • Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc, 1945).

Издание сочинений в русском переводе

  • Сочинения в трех томах. — СПб., 1902—1906;
  • Двенадцать песен в переводе Георгия Чулкова. СПб, 1905;
  • Полное собрание сочинений в шести томах. — СПб, 1910;
  • Полное собрание сочинений в четырёх томах (двух книгах). — Пг., 1915;
  • Пьесы. — М., 1958;
  • Пьесы. — М., 1972;
  • Избранные произведения. — М., 1996;
  • Жуазель. Пьесы. — СПб, 2000;
  • Тайная жизнь термитов. — СПб, 2002.

Морис Метерлинк скончался 5 мая 1949 года в Ницце, во Франции.

Подробнее о Морисе Метерлинке читайте в литературе:

  • Горький Максим, Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 48;
  • Луначарский Анатолий Васильевич, О театре и драматургии, т. 1 — 2, М., 1958;
  • Андреев Леонид Григорьевич, О двух знаменитых бельгийцах, в кн.: Верхарн Эмиль, Стихотворения. Зори. Метерлинк М., Пьесы, М., 1972;
  • Корней Чуковский Душа Метерлинка.
  • Рагозина К. О. «Смерть Тентажиля» на театре в России[en]. Глава кандидатской диссертации. Литературный Институт имени Горького. 1998;
    Рагозина К. О. За три сезона до «Синей птицы». Глава кандидатской диссертации. Литературный Институт им. Горького. 1998;
  • Свенцицкий В. Смерть и бессмертие (По поводу трёх драм Метерлинка) // Свободная совесть. Кн. 1. М., 1906. С. 34-67;
  • Шкунаева И. Д. Ранний театр Мориса Метерлинка; Театр Метерлинка в начале XX века // Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М.: Искусство, 1973;
  • Bodart R., М. Maeterlinck, P., 1962;
  • М. Maeterlinck, 1862 — 1962, [Par] J. Cassou, Н. Clouard, P. Guiette [e. a.]. Sous la direction de J. Hanse et R. Vivier, [Brux., 1962] (лит.).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)