Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Морис Равель Тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Приметы / Главная

Морис Равель — биография

Морис Равель

Жозеф Морис Равель (фр. Joseph Maurice Ravel) (1875-1937) — французский композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений., дирижер, один из реформаторов музыки XX века. Знак зодиака — Рыбы.

Его творческиеТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. открытия в области музыкального языка (гармонииГармония — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд.

Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада — гомофонии, полифонии. Элементы гармонии — каденции и модуляции — важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии — один из главных разделов теории музыки.
, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыкеМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. 20 века. ОпераОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
«Испанский час» (1907), опера-балетБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
«Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «БолероБолеро (испанское bolero) — испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих. Жанр болеро нашел отражение в творчестве многих композиторов (М. Равель и др.).» (1928) для оркестраОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла».

По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и другие; по жанровому признаку — эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
, концертная фантазия «Цыганка» для скрипкиСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. с фортепьяноФортепьяно (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. (1924), фортепьянные пьесыПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
, в том числе «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905). Оркестровал «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского (1922).

Раннее творчество

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в Сибуре (Атлантические Пиренеи), во Франции, в смешанной швейцарско-баскской семье. Рос и воспитывался в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек.. В 1889-1895 и 1897-1905 годах занимался в Парижской консерваторииКонсерватория (от итальянского conservatorio) — музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866)., где его педагогомПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). по композиции был Габриель Форе — один из ведущих французских композиторов того времени, автор популярного РеквиемаРеквием (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи») — заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17 в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Шютц, И. Брамс), в 20 в. — на неканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский). и изящных вокальных и фортепианных миниатюр. К началу 1900-х годов Равель снискал признание как незаурядный мастер малой формы. Популярность ему принесла фортепианная пьеса «Павана усопшей инфанте» (1899). Этот образец деликатной ностальгической лирикиЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
при всей оригинальности своего гармонического языка все еще отмечен влиянием Форе. Новым словом в фортепианной музыке стали «Игры воды» (1901), декоративными пассажами мелких нот и тонкой дифференциацией фактурных плоскостей предвосхитившие зрелый фортепианный стиль Клода Дебюсси. Особняком среди ранних произведений Мориса Равеля стоит Струнный квартетКвартет (от латинского quartus — четвертый) — музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля. (1903), стилистически близкий более раннему Квартету Дебюсси, но отличающийся большими масштабами и мощным, блестящим, почти оркестровым звучанием.

Свободный художник

В 1900-1905 годах М. Равель несколько раз участвовал в конкурсе на самую почетную для молодых французских композиторов Римскую премию, но успеха не добился. Оставив консерваторию, он избрал карьеруКарьера (от итальянского carriera — бег, жизненный путь, поприще)

1) Продвижение в какой-либо сфере деятельности

2) Достижение известности, славы, выгоды.

3) Обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).
свободного художника. Годы с 1905 до середины 1910-х были самыми плодотворными в его творческой жизни. Параллельно Дебюсси и независимо от него Равель развивал принципы музыкального импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Импрессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
(он даже обвинил своего старшего коллегу в присвоении некоторых его идей). Равель разделял с Дебюсси такие особенности импрессионистского письма, как примат модальностиМодальность — категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, отношение последнего к действительности.

Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и др. Выражается специальными формами наклонений, интонацией, модальными словами (напр., «возможно», «необходимо», «должен»); в логике такие слова называются модальными операторами, с их помощью указывается способ понимания суждений (высказываний).
над тональностью и свободно разворачивающейся мелодической линии над целеустремленнымЦелеустремленный — имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению гармоническим развитием, преобладание светлого колорита и чистых оркестровых красок. Подобно Дебюсси, Равель питал особое пристрастие к тембрамТембр — качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами. Тембр зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, какова интенсивность каждого из них и в каких областях звуковых частот образуются их скопления (форманты). флейтыФлейта (от нем. Flote) — деревянный духовой музыкальный инструмент.

Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. Распространившаяся в Европе в 17 в. продольная флейта (блокфлейта, затем флажолет) была вытеснена поперечной, которая с 18 в. стала сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 г. и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.
, арфыАрфа — (от нем. Harfe), многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения — в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции., засурдиненной трубы, разделенных струнных. Вместе с тем Равель в большей степени, чем Дебюсси, был склонен к широкому виртуозному жесту (особенно в некоторых пьесах фортепианных циклов «Зеркала», 1905, и «Ночной Гаспар», 1908) и к ясно очерченным архитектоническим формам.

Художник объективного склада, не предрасположенный к открытой эмоциональной выразительности, Морис часто черпал свое вдохновение в сферах, удаленных во времени или в пространстве. Его привлекали условности классицизмаКлассицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. («Благородные и сентиментальные вальсыВальс (франц. valse, от нем. Walzer) — бальный танец в трехдольном размере. В 70-х гг. 18 в. вальс — южногерманский крестьянский танец (то же, что лендлер). С нач. 19 в. завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно т. н. венский вальс, связанный с именами И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына ). Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ.» для фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века., 1912), мир детских сказок («Моя матушка-гусыня», сюитаСюита (французское suite, буквально — ряд, последовательность) — инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей.

От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 веков состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 веках создали оркестровые нетанцевальные сюиты (П. И. Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.
для фортепиано в четыре руки по мотивам сказок Шарля Перро, 1908), образы экзотического Востока (вокально-симфоническая поэма «Шехеразада» на слова Т. Клингзора, 1903), Испании («Альборада» из цикла «Зеркала», «Испанская рапсодия» для оркестра, 1908, одноактная комическая операКомическая опера — опера на комедийный сюжет. Сложилась в 18 веке во многих национальных разновидностях: опера-буффа в Италии, балладная опера в Англии, опера комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии, комическая опера в России и др.

Характерны сюжеты из реальной жизни, демократизм, близость музыки к национальному фольклору. Ряд жанров комической оперы часто содержит разговорные диалоги. С комической оперой отчасти сближается мюзикл, оперетта, музыкальная кинокомедия и др. музыкально-драматические жанры.
«Испанский час», 1911), античностиАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). (балет «Дафнис и Хлоя», созданный для антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.) , небольшая (из 3 - 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. Сергея Павловича Дягилева и впервые поставленный в 1912).

8 июня 1912 года в городе Париже прошла премьера балета Мориса Равеля "Дафнис и Хлоя" с русской балериной Тамарой Платоновной Карсавиной в главной роли.

Мендельсон и Стравинский

По заказу Дягилева Равель вместе с Игорем Федоровичем Стравинским в 1913 работал над новой редакцией «Хованщины» Модеста Мусоргского (не сохранилась). С этого времени и до середины 1920-х годов творческая эволюция Равеля и Стравинского протекала до некоторой степени параллельно. В 1913 году оба композитора под впечатлением от «Лунного Пьеро» Арнольда ШенбергаАрнольд Шенберг (Schonberg) (1874-1951) — австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы. Основоположник додекафонии. В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). Оперы, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные произведения; музыкально-теоретические труды. написали по вокальному циклу для женского голоса и девяти инструментов («Три стихотворения из японской лирики» Стравинского, «Три стихотворения Малларме» Равеля). Наметившаяся тенденция к более сухому и экономному письму нашла свое подтверждение в Трио Равеля (1914), а позднее и в сонатахСоната (итальянское sonata, от sonare — звучать) — музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в конце 18 века в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).
для скрипки и виолончелиВиолончель (итальянское violoncello) — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Антонио Страдивари. (1922) и для скрипки и фортепиано (1927), которые родственны музыке Стравинского того же периода своими терпкими гармониями, упругими ритмами и демонстративной ориентацией на исторически устоявшиеся формы. Еще более наглядно идея «нового классицизма» реализована в фортепианной сюите «Гробница Куперена» (1917), части которой выполнены в формах старинной полифонической и танцевальной музыки.

Давление исторического прошлого музыки особенно интенсивно ощущается в хореографической поэме «Вальс» — апофеозе венского вальса 19 века, который под конец перерождается в своего рода пляску смерти[en]. Задуманный еще до войны, «Вальс» был создан в 1920 году и прозвучал как трагический реквием по веселой и беззаботной довоенной эпохе.

В последние годы жизни

В других произведениях 1920-1930-х годов Равель вновь обратился к некоторым из своих прежних излюбленных тем. Изысканная одноактная опера-феерияФеерия (французское feerie, от fee — фея, волшебница):

1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 веке.

2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
«Дитя и волшебство» (1925) воссоздала мир детства[en] с его радостями и страхами; стихией испано-цыганского духа проникнуты скрипичная рапсодия «Цыганка» (1924), одноактный балет «Болеро» (1928), вокальный цикл «Дон Кихот к Дульцинее» (1933); в «Мадагаскарских песнях» (1926) на слова Эвариста Парни была запечатлена сфера условной экзотики. Последними крупными опусами Мориса Равеля стали два концерта для фортепиано с оркестром (1930-1931). Первый из них, Соль мажор, беззаботен и элегантен, тогда как во втором (для левой руки) преобладает непривычный для Равеля суровый тон.

Морис Равель (Ravel)В своем позднем творчестве Равель охотно пользовался элементами политональности и мелодиями и ритмами современной ему развлекательной музыки (блюзБлюз (англ. blues, сокр. от blue devils — меланхолия, уныние) — сольно-песенный жанр афро-американского музыкального фольклора и джаза. Cложился в начале 20 века. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях.

Блюз отражает глубоко личные переживания, насыщенные драматизмом и внутренней конфликтностью, содержит также элементы юмора, иронии, социальной сатиры.
в Сонате для скрипки и фортепиано, фокстрот в опере «Дитя и волшебство», джазовые мотивы в Концерте для левой руки).

Виртуозное и универсальное оркестровое мастерство Равеля проявилось не только в его партитурахПартитура (итальянское partitura, буквально — разделение, распределение) — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые., изначально предназначенных для оркестра (непревзойденные в своем роде образцы — 2-я сюита из балета «Дафнис и Хлоя» и «Болеро», принадлежащие к популярнейшим и самым эффектным пьесам мирового симфонического репертуараРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар».), но и в транскрипциях собственных фортепианных пьес и в знаменитой, осуществленной по заказу дирижера и контрабасиста Сергея Александровича Кусевицкого инструментовке «Картинок с выставки» Мусоргского (1922). Творческая деятельность композитора прервалась в 1933 году из-за тяжелой болезни[en] (опухоль мозгаМозг — центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон).

У позвоночных различают головной мозг и спинной мозг. У беспозвоночных животных мозгом называется скопление нервных клеток на переднем конце тела.
). (Л. О. Акопян)

Ещё о Жозефе Морисе Равеле:

М. Равель — французский композитор, почётный доктор музыки Оксфордского университета (1929). Отец Мориса — выходец из Швейцарии, мать — испано-баскского происхождения. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция).

Уже в студенческие годы Морис создал талантливые произведения. Известность принесла ему «Павана на смерть инфанты» для фортепиано (1899). Испытал влияние Эммануэль Шабрие, Эрика Сати, К. Дебюсси, а также Николая Андреевича Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В своей музыке комозитор развивал принципы импрессионизма. С наибольшей полнотой это отразилось в произведениях для фортепиано — «Игра воды» (1901), «Отражения» (1905), «Признаки ночи» (1908), а также в балете «Дафнис и Хлоя» (либретто Михаила Михайловича Фокина, 1911, постановка в 1912 году в Париже).

В ряде сочинений Жозеф Морис Равель, постоянно тянувшегося к испанской музыке, нашли воплощение мелодика и ритмы Испании. Таковы шедевр оркестрового письма «Испанская рапсодия» (1907), комическая опера «Испанский час» (1907, постановка в 1911, в Париже), популярнейшее «Болеро» для оркестра (1928) и многие сочинения, непосредственно не связанные с испанской темой. Композитора привлекали также старинный и современный танец, джазовые ритмы.Морис Равель (Ravel)

Танцевальными ритмами пронизаны «Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано (1911), «Испанская рапсодия», оперы «Испанский час», «Дитя и волшебство» (1925, Монте-Карло), хореографическая поэма «Вальс» (1920). Джазовая музыка нашла отражение в сонате для скрипки и фортепиано (1927, 2-я часть — «Блюз»), фортепианном концерте для левой руки (1931, написан для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку).

Непревзойдённый мастер оркестра, Ж.М. Равель создал также замечательные образцы в других жанрах. Значительны его находки в области музыкальной декламации («Естественные истории» для голоса и фортепиано, на тексты французского писателя Жюля Ренара, 1906; вокальные партии оперы «Испанский час» и др.). Музыка комозитора сочетает тонкую колористичность с ясностью мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным национальным классическим идеалам — ясности стиля, чувству меры и красоты. Равель является так же автором оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского (1922).

Во время 1-й мировой войны 1914 — 1918[en] Равеот был добровольцем на фронте. Своего рода данью погибшим на войне друзьям явилась сюита для фортепиано «Гробница Куперена» (1917), каждая часть которой посвящена одному из них.

Морис Равель был также пианистом и дирижёром, концертировал (в 1928 году дирижировал своими произведениями в США[en]). Несколько последних лет из-за тяжёлой болезни[en] мозга почти не работал. Его яркое и оригинальное, оптимистическое творчество глубоко гуманистично, наряду с Дебюсси он является крупнейшим композитором Франции 20 века. (И. А. Медведева)

Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года в Париже. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Подробнее о Морисе Равеле читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности