Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Мстислав Добужинский Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Мстислав Валерианович Добужинский — биография

Мстислав Добужинский

Мстислав Валерианович Добужинскийрусский[en] и американский[en] художникХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист. Знак зодиака — Лев.

Мстислав Добужинский родился 2 августа (14 августа по новому стилю) 1875 года в Новгороде. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885-1887), а также в Мюнхене в школе словенского живописца Антона Ажбе и у венгерского живописца и графика Шимона Холлоши. Испытал влияние югендстиляЮгендстиль (немецкое Jugendstil) — немецкое название стиля «модерн», от названия мюнхенского журнала «Югенд» (основан в 1896)., а также художников Александра Николаевича Бенуа и Константина Андреевича Сомова (1902-1905). Член «Мира искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.

Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников;опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов ) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.
». Оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон».

В дореволюционный период Мстислав Добужинский работал преимущественно в области станковой и книжной графики, писал исторические картины («Петр Великий[en] в Голландии», эскизЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части., 1910, Третьяковская галерея), оформлял театральные постановки («Месяц в деревне» Ивана Сергеевича Тургенева, 1909;«Николай Ставрогин» по Федору Михайловичу Достоевскому;обе в Московском Художественном театреТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскох;и др.) и антрепризы Сергея Павловича Дягилева (с 1914).

В 1905 году Мстислав Валерианович сотрудничал с журналом «Жупел», где были опубликованы его обличающие самодержавие рисунки («Октябрьская идиллия», «Умиротворение»). В творчествеТворчества — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Добужинского особое место занимает тема современного индустриального города, приобретающего в его произведениях фантастически-одушевленный облик («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905;«Человек в очках», уголь, акварельАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета., белила, 1905-1906;оба в Третьяковской галерее).

Книжная графика Добужинского (иллюстрации к «Свинопасу» Ханса Кристиана Андерсена, издание 1922;«Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923;«Трем толстякам» Олеши, издание 1928) оказала значительное влияние на развитие этого вида искусства в России. В книжной и станковой графике, карикатурахКарикатура (итальянское caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями;жанр изобразительного искусства (обычно графики), являющийся основной формой изобразительной сатиры, часто обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей., театральных работах изящная стилизованная манера художника сочетается с чертами трагического гротеска.

Мстислав Валерианович преподавал в частных художественных школах Петербурга, с 1922 года — в Академии художеств, состоял членом-директором Мариинского театра. С 1925 жил в Литве, с 1939 — в Великобритании, ФранцииФранция (France) — Французская Республика (Republique Francaise), государство в Западной Европе. Омывается с запада и севера Атлантическим океаном и проливом Ла-Манш, с юга — Средиземным морем. Граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Швейцарией, Италией, Испанией и Андоррой. По проливам Ла-Манш (под которым в настоящее время прорыт тоннель) и Па-де-Кале проходит граница с Великобританией.

На юге страны расположено княжество Монако. Площадь 551 км2. Население Франции на 2007 год составляло 63,7 млн человек, что ставило Францию на 20-е место в мире и 4-е место в Европе по количеству населения. Столица — Париж. Крупнейшие города страны: Лион, Марсель, Лилль, Тулуза и Ницца.
и США, где занимался в основном оформлением театральных спектаклей (всего более ста, в том числе «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя).

Произведения Мстислава Валериановича Добужинского

М.В. Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал — сначала вместе с Львом Самойловичем Бакстом в частной художественной школе Елизаветы Николаевны Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях. После революции художнику доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре Веры Федоровны Комиссаржевской (1907-1908), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х годах наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Николая Михайловича Карамзина и "Тупейному художнику" Николая Семеновича Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Мстислав Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской[en] книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 года к "Веселой азбуке" Натальи Николаевны Павловой, "Примусу" Осипа Эмильевича Мандельштама, "Бармалею" Корнея Ивановича. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Мстислава Валериановича в 1925 году принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Юрия Карловича Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа Александра Сергеевича Пушкина.

В 1939 году М.В. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером Михаилом Александровичем Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны[en] в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными — он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

Поэзия М.В. Добужинского

  • Поэма о принцессе (На земле жила принцесса…);
  • Менестрель (Менестрель возвратился…);
  • Птицы (Сердце[en] у принцессы — клетка золотая…);
  • Забвенье (Отчего у нея так печален взгляд…);
  • Пегас;
  • Письмо (Август был, и тихий день был…);
  • Письмо друзьям;
  • Клад (В душе есть темницы и светлыя залы…);
  • Часы (Тикают часы мои[en], торопятся куда-то…);
  • Ундине (Средь пустыни безпредельной…);
  • Встреча (Почему была та встреча?);
  • Я знаю что я жил уже когда-то…;
  • Ручей два дерева разделит;
  • Белый дом (Опять я здесь живу…);
  • Молитва менестреля;
  • Балкон (Не в романе это было…);
  • Вечер (Был туманный месяц…);
  • Китаянка (Уж минул целый год…);
  • Буря (Помнишь милая принцесса…);
  • Ночь (Когда дом весь уснет…);
  • Никогда (Милый друг мой скажи почему…);
  • Яблоки (Холомковский белый дом…);
  • Романс (Не хочу начинать баллады);
  • Здравствуй муза;
  • Я ехал ночью по равнине снежной;
  • Если б в сказке это было…;
  • Сказка (Отчего я не знал тебя девочкой…);
  • Испанцу следуя…;
  • Белая ночь (Я ходил по Петербургу ночью…);
  • Любовь[en] (Между сердцами, что бились так близко…);
  • Утро (Рано. Тихо. Сумрак. Все спит...);
  • Окно (Ночь глухая, носится ветер…);
  • Петербург (Черный горбатый каменный мост…);
  • Петербург (Мой Петербург, израненный и нищий…);
  • Осень (Плачет осень, темный день стоит…);
  • Площадь (Площадь мою замкнули дома…).

Семья Добужинского

Жена (с 1899 года) — Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 — 12 октября 1965) — племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859—1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858—1935), гимназических товарищей Антона Павловича Чехова;двоюродная сестра драматурга Владимира Михайловича Волькенштейна, адвоката Федора Акимовича Волькенштейна и публициста Ольги Акимовны Волькенштейн.

Подробнее о Мстиславе Добужинском читайте в литературе:

  • Маковский С., Нотгафт Ф. Графика М. В. Добужинского, Л., 1924;
  • Гусарова А. Книжная графика М. В. Добужинского // Очерки по русскому и советскому искусству. М., 1965;
  • История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431-43, кн. 2, М., 1969, с. 194-99;
  • Mstislavas Dobužinskis. Teatro dekoraciju, kostiumu, eskizu paroda. Katalogas, Vilnius, 1963 (на литовском и русском языке);
  • Mstislav V. Dobujinsky. 1875—1957. Memorial exhibition, L., 1959;
  • Чугунов Геннадий Иванович. Мстислав Валерианович Добужинский. 1875—1957. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 112 с. — (Массовая библиотека по искусству). — 30 000 экз. — ISBN 5-7370-0006-0. (обл.);
  • Мстислав Добужинский. Семейный альбом. М.: Издатель Михаил Царёв, 2012.

Мстислав Валерианович Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)