Разместите статью, биографию и пр.[en]
Мухаммед Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Факты / Заглавная
Каждый человек ошибается, но достоин похвалы тот из вас, кто, осознав свою ошибку, пытается её исправить
Мухаммед (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок. 570-632) — арабский проповедник единобожия и пророкПророки (провидцы, прозорливцы) — в иудаизме, христианстве и исламе личности, наделенные даром восприятия Божественного послания и способностью сообщить его людям. Избираемые Богом (зачастую против их желания), пророки являлись посредниками между ним и людьми. Пророки одновременно могли выступать ясновидцами и предсказателями от имени Бога будущего (засух, голода и т. п.), религиозных и исторических событий, а также индивидуальной судьбы.
На Древнем Востоке было значительное число пророков, они играли важную роль в жизни народов. Так, в иудаизме известны древние и ранние пророки (среди них Моисей) и поздние пророки — авторы письменных произведений (Исайя и др.) ислама, центральная фигура этой религии, основатель мохаммеданской религииРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам)., основатель ислама. Знак Зодиака — Телец.
Выходец из родаРод — коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счет родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита.
Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родо-племенное деление сохранилось у некоторых народов. Бану-хашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 (или 610 года) откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры.
20 сентября 622 года вместе с приверженцами был вынужден переселиться (так называемую хиджраХиджра (араб. — переселение) — переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634-644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1-е число 1-го месяца (мухаррама) 622—16 июля 622.) в
Медину
(Ясриб). В 630-631 годах мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии; Мухаммед стал главой теократического государства. Мусульманами, особенно шиитами, высоко чтится дочь Мухаммеда — Фатима, женаЖена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в официальном браке (к своему мужу). его двоюродного брата Али.
Мухаммед родился 22 апреля 571 года в Мекке. По происхождениюПроисхождение — возникновение, появление. Принадлежность по рождению к какой-либо нации, классу, сословию. он был корейшит, из рода, быть может, и знатного, но крайне бедного и далеко не могущественного. Отец его Абдоллах, внук Хашима, был мелкий купец и умер до рождения сына. Через шесть лет умерла и м Мухаммеда — Эмина, родом из Медины; она отличалась, по-видимому, чувствительным и нервным темпераментом; своего сына она отдавала на некоторое время в пустыню, на воспитание к бедуинке Халиме (Шпренгер, это предание отрицает, но Велльгаузен находит верным).
Сироту принял к себе сперва дед Абдоль-Мотталиб, потом дядя Абу-Талиб, человек великодушный и добрый, но чрезвычайно бедный. Мальчик вскоре принужден был сам себе зарабатывать хлеб (Кор. ХС111, 6): за скудную плату он нанялся пасти коз и овец мекканцев (занятие, считавшееся низким), да собирал ягоды в пустыне; по целым дням он не видал человеческого лица. На 24-м году жизни Мухаммед поступил на службу к богатой, знатной вдове Хедидже и путешествовал, по ее торговым делам, с караваном в Сирию, сперва погонщиком, потом приказчиком. Пожилой Хедидже юноша понравился до того, что она, даже против волиВоля — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию. своего отца, предложила ему свою руку. Брак этот (богатый детьми, из которых сыновья скоро умерли) дал Мухаммеду известный вес в корейшитском обществе и вряд ли был заключен по корыстным расчетам: молодой человек искренно любил[en] свою жену, которая была старше его на 15 лет (когда впоследствии, по смерти Хедиджи, у Мухаммеда было уж много жен, наиболее любимая из них Аиша ни к одной из живых соперниц не ревновалаРевность — мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви. мужа столько, сколько к покойной «беззубой бабе»).
Хедиджа окружила мужа чисто материнским попечением. Освободившись от забот о хлебе насущном, Мухаммед вскоре начал тревожиться иными вопросами — религиозными. Его соплеменники были, собственно, полидемонистами; они населяли всю природу, отдельные местности и домаДом — свое жилье, а так же семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. невидимыми духами, добрыми и злыми, имели идоловИдол (от греческого eidolon, буквально — образ, подобие) — изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле — предмет слепого преклонения., племенных и семейных, с которыми обращались очень фамильярно и чтили их больше по привычке; род арабского пантеона был в храме Мекки. В городах вырабатывали много идолов и продавали бедуинам, но для тех часто было достаточно и простого камня; современник Мухаммеда, эль-Отаридий, говорил, что в крайнем случае бедуины нагромождали кучу песку, выдаивали на него верблюдицу, и это был уж идол. Над всеми богами и богинями до-исламские арабы признавали одного Бога, под именем «всевышнего Бога» («Аллах Теаля»). Мелкие боги назывались его детьми[en]. Этим Богом клялись, в начале договоров писалась формула: «во имя твое, Аллах!», злых людей называли «врагамиВраг — человек, который находится в состоянии вражды с кем-либо, противник. Аллаха», но Бог этот не имел никакого культа, и самые представления арабов о нем были крайне сбивчивы (меньшинство исследователей, в том числе Ренан, думает, что единобожие у до-исламских арабов есть черта древнейшая, а большинство, в особенности этнографыЭтнография (этническая география) — раздел этнографии, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов. — что новейшая).
Религиозным фанатизмом арабы вообще не отличались ни до ислама, ни после ислама, и потому среди них издавна могли спокойно распространяться и другие религии: сабеизм, персидский магизмМагия (от греческого mageia) (колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов. и, больше всего, христианство и иудейство. Но ни та, ни другая религия не могла вполне удовлетворить арабов: христианство было для них слишком догматично, а иудейство — слишком национально. Поэтому рядом выработалась новая (впрочем, мало или вовсе неорганизованная) сектаСекта (от латинского secta — учение, направление, школа) — религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах. «ханифов» (что значит, по Велльгаузену, «аскетов»); они проповедовали практическую (этическую) религию — веру в единого Аллаха (без догматовДогмат в религии — утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и др.) и учение о воздаянии.
Вера в единого Аллаха была у ханифовХанифизм — одна из форм религиозного монотеистического движения, возникшая в доисламской Аравии и испытавшая влияние как иудаизма, так и христианства. Последователи ханифизма (ханифы), проповедуя монотеизм и аскетизм, призывали к упразднению племенных и местных божеств, но, не принимая целиком ни христианства, ни иудаизма, стремились к созданию относительно простой, доступной для Аравии 6 — начала 7 вв. религиозной системы. Ханифизм оказал значительное влияние на первоначальный ислам.
Наиболее активным и последовательным представителем ханифизма был проповедник Мусейлима (умер в 633). тожественна со «вручением» себя Его воле (по-арабски «ислам»), а так как впоследствии ханифом называл себя сам Мухаммед, то Шпренгер с известным правом говорит, что ислам проповедовался в Аравии еще до Мухаммеда (о ханифе-поэтеПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. Омейе из Таифа, впоследствии противник Мухаммеда, см. Шпренгер I, 110 — 118 и булакск. изд. «Китаб-оль-Агани», III, 186 sq.; о Зейде мекканском — у ибн-Хишама 143 sq., у Шпренгера 1, 82 sq., с переводом его стихов; об Абу-Кайсе — у ибн-Хишама 348 sq., 39 sq.; об Абу-Эмире мединском — у Вакыдия 103, 161, 190, 410; вообще о всех в I т. соч. Шпренгера).
Ханифов больше всего было в Медине. В Мекке ко времени Мухаммеда прославился Зейд, сын Амра, открыто восставший против идолопоклонства сограждан и живший в изгнании неподалеку от Мекки; ханифом был и двоюродный брат Хедиджи — Варака. Ханифы отличались теплой верой и, судя по Зейду, даже наклонностью к прозелитизмуПрозелит (греческое proselytos):
1) Человек, принявший новое вероисповедание.
2) Новый горячий приверженец чего-нибудь.; однако, громадное скептическоеСкептицизм (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий) — философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма — агностицизм.
Направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (Пиррон), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), поздний скептицизм (Энесидем, Секст-Эмпирик и др.).
В новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (М. Монтень, П. Бейль и др.). большинство арабов (как и теперь бедуины) поразительно мало интересовалось умозрениями о Боге и будущей жизни и не чувствовали ни малейшей потребности искать новой религии и расставаться с религией славных предков, которая, к тому же, мало их связывала. В городах, вероятно, вера была сильнее, чем в пустыне у бедуинов, у которых, да и вообще у большинства трезвой, скептической и расчетливой арабской расы, европейские исследователи (Дози, Велльгаузен, Мюллер) склонны вовсе отрицать богопочитание.
Мухаммед во многих отношениях не походил на своих соотечественников. Это был мечтательный, задумчивый человек, крайне нервного темперамента. Обыкновенно он был в меланхолическом настроенииНастроение — целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененно переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» настроение) до таких отчетливо выраженных форм, как, напр., скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность., говорил мало. Неприятные запахи были для него невыносимы. Ему было тягостно оставаться в темноте. Когда он бывал болен, то плакал и рыдал как дитя. Воображение он имел живое и поэтическое; в обращении с другими был кроток, нежен и даже вкрадчив до обаянияОбаяние — очарование, притягательная сила.. Он любил беседовать о религии, охотно вступал в рассуждения по религиозным вопросам с христианами, с евреями, с ханифами.
Христиане, жившие в Аравии, были еретики еретикиЕретик — приверженец Ереси. — ариане и несториане. От ариан Мухаммед научился считать Иисуса Христа только богоподобным человеком, пророком, который был убит Иудеями, как и многие из предыдущих пророков; враги ариан, несториане, внушили Мухаммеду мысль о призрачности страданий Христовых. Само знакомство с ересямиЕресь (от греческого hairesis — особое вероучение) — в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В переносном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение. навело Мухаммеда на мысль, что многие места Евангелия искажены. Ханифы произвели на него наиболее сильное и неотразимое влияние, особенно Зейд и Варака; их обоих Мухаммед до конца своей жизни считал святейшими людьми.
Подобно ханифам, Мухаммед перестал веровать в идолов, но затем пошел далее: он уверовал, что он такой же божественный посланник, о каких рассказывает ветхозаветная Библия и каких признает Евангелие.
Как появилась в нем такая вера?
Мухаммед страдал нервной боязнью, которую европейцы прежде принимали за падучую, а теперь, после исследования медика-арабиста Шпренгера (т. I, гл. 3), признают за мускульную истерию. Есть некоторые, довольно сбивчивые свидетельства (отрицаемые, например, Мюллером, I, 49), из которых можно догадываться, что еще в раннем детстве мальчик имел какой-то припадок, сопровождавшийся видением (см. рассказ кормилицы Халимы у ибн-Хишама, I, 77). Как бы то ни было, затем ничего подобного не повторялось до сорокового года жизни Мухаммеда. Люди, страдающие мускульной истерией, очень склонны к самообману, склонны считать за истину плод своей фантазииФантазия — одна из форм воображения. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение., склонны также к видениям, галлюцинациям и экстазам.
Печать пророка Мухаммада |
Мухаммед особенно предавался религиозным размышлениям в священные месяцы, когда он, по примеру ханифов, уединялся, вместе с своей семьей, на пустынной, дикой горе Хира, по близости Мекки. Здесь он в пещере одиноко постился, молился и тосковал; и вот однажды ему представилось, не то во сне, не то наяву, небесное существо (архангелАрхангелы (гречеческое archangelos) (ангелоначальники) — одна из категорий ангелов.
Ангелы — (от греческого angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми. Гавриил, по мнению мусульман), которое велело ему выступить в качестве пророка-проповедника (610). Будущий пророк не сразу уверовал: сперва, не смотря на утешения Хедиджи и Вараки, ему казалось, что он одержим нечистым духом (джинном); терзаясь ужасными сомнениями и подозревая в себе сумасшествие, он страстноСтрасть:
1) Сильная любовь, сильное чувственное влечение.
2) Сильно выраженное чувство, воодушевленность.
3) Крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо. желал, чтобы неземное существо явилось ему вторично. Новое видение, сопровождавшееся истеричным припадком, рассеяло его сомнения, и Мухаммед с того времени почувствовал себя пророком ислама; с этих пор припадочные откровения пошли одно за другим и нередко захватывали его среди общества.
Первыми последователями нового ислама оказались те лица, который близко знали и нежно любили Мухаммеда: Хедиджа, дочери ее от брака с Мухаммедом, Алий (десятилетний мальчик, сын Абу-Талиба, принятый Мухаммедом в члены семьи во время голода), вольноотпущенник и приемный сын Мухаммеда — Зейд и задушевный приятель пророка — богатый купец Абу-Бекр, человек умный, спокойный, кроткий, но твердый. Под влиянием Абу-Бекра обратилось в ислам еще несколько родственников и купец Осман (впоследствии 3-й халифХалиф (араб.) (устар. — калиф) — в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924.), который без этого не мог бы жениться на дочери пророка, красавице Рокае.
Так как учение Мухаммеда, направленное против идолопоклонства, тем самым направлялось и против богатой мекканской аристократии, торговые интересы и благосостояниеБлагосостояние — обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т. е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Благосостояние выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни. которой были тесно связаны с пилигримскими ярмарками, то к новому пророку обратилось также некоторое количество бедняков и рабов, быть может около 40; но вообще обращения совершались крайне медленно. С 614 года проповедь пророка вышла за пределы Хашимова рода и стала публичной, но число верующих продолжало возрастать в очень слабой степени.
Учение Мухаммеда не было для корейшитов чем-нибудь новым (да и сам он считал его очень старым, неоригинальным). Горячий энтузиазм будущего пророка встречен был не равнодушием, а насмешками: находили, что он или сумасшедший, или поэт; его проповедь среди рабов также дискредитировала его в глазах аристократовАристократия — (от греческого aristos — лучший):
1) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.
2) В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.. Когда Мухаммед, раздраженный насмешками, стал грозить Божьим судом и адскими муками, то началась против него и неприязнь. По отношению к нему самому корейшитам приходилось довольствоваться одними издевательствами: не то пришлось бы иметь дело с Абу-Талибом и целым родом Хашимитов, которые, не веруя в божественное посланничество Мухаммеда, все-таки были связаны законами семейной чести и, кроме Абу-Лехеба, защищали его; но уж одни насмешки; к которым араб так чувствителен, заставляли многих новообращенных мохаммедан отрекаться от ислама, и новых обращений не происходило. С более безобидными последователями нового пророка можно было церемониться менее, так что невольникам-мусульманам Мухаммед разрешил даже reservatio mentalis для спасения жизни.
В 615 году небольшая общинаОбщина — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением.
В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 — собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским.
Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община. мусульман бежала, по совету самого пророка, в христианскую страну Абессинию, где могла укрыться от преследований; абессинцы считались врагами мекканцев, а их христианскую религию Мухаммед принимал за тожественную со своей (Кор. XXIX, 45). Сперва, для
разведок, убежало туда только 11 человек, но пророк уже почувствовал себя одиноким и с отчаяния пошел даже на уступку корейшитам, раздраженным его сношениями с Абессинией: он, по свидетельству ибн-Саада и Таберия, решился признать трех идолов (Озза, Лат и Менат) в качестве посредников между людьми и Аллахом (Кор. LIII, срв. Muir II, 150 sq.; Noldeke, «Tabarи», 80). Kopeйшиты были польщены, готовы были признать Мухаммеда за настоящего пророка, но он вскоре (по мусульманам на другой день, по европейским ученым — месяца через два) отказался от своих словСлово — одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения. и объяснил свою слабость искушением диавольским. Этим самым он еще более обострил отношения, и переселения в Абессинию возобновились: всего ушло 101 человек, и они, кроме некоторых, оставались там до 7-го года Гиждры.
Счастливый случай внезапно доставил Мухаммеду нового союзника: знатный мекканец, известный под насмешливым прозвищемПрозвище — название, даваемое человеку по какой-либо его характерной черте, свойству Абу-Джехль («отец невежества», то есть «осел»); издеваясь над Мухаммедом в присутствии его дяди Хамзы, отпустил несколько таких замечаний, которые Хамза счел за оскорбление семейной чести; в негодовании он объявил себя последователем пророка. Еще важнее было обращение Омара (615), напоминающее во многих отношениях обращение Савла в христианство (ибн-Хишам I, 167; Косс. де Перс. I, 396; Шпренг., II, 83). Это был человек 26 лет, не богатый и не знатный, но непомерной силы, огромного роста, пылкий, решительный, в то же время чрезвычайно добрый и даже склонный к сентиментальностиСентиментальный — способный легко расстрогаться, расчувствоваться.. Быть может, современные историки впадают в крайность, признавая Омара настоящим основателем ислама, но нельзя отрицать, что именно он внес движущий, побуждающий элемент в учение Мухаммеда: без Омара, как заключают европейские исследователи на основании истории предыдущих пяти лет и на основании последующей его роли, исламу нечего было ждать успехаУспех — удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели. (Дози, 38; Мюллер, I, 318). Мухаммед был вдохновенный человек, но вовсе не имел практического смысла и энергии: первое из этих качеств было у Абу-Бекра, второе — у Омара. Абу-Бекра восхищала оригинальность Мухаммеда и его энтузиазм, Омара — слабость пророка и потребность в помощи его, Омара. Абу-Бекр регулировал непостоянный дух Мухаммеда, давал его идеям нравственное скрепление, выступал с речьюРечь — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. перед другими в тех случаях, где нужна была известная дипломатическая тонкость; Омар выдвигался в тех случаях, где требовалась его сила и энергия. «Таким образом триумвиратТриумвират (от латинского tres — три и vir — муж) — союз влиятельных политических деятелей с целью захвата государственной власти был полный: Мухаммед думал, Абу-Бекр говорил, Омар действовад» (Dozy, 39).
Присоединение Омара сильно подняло вес пророка: с этого времени мусульмане, по настоянию Омара, стали отправлять свои молитвыМолитва:
1) Обращение верующего к божеству.
2) Канонизированный текст обращения. уже не в частном доме, а публично, у Каабы. Насмешки мекканцев усилились; они настоятельно требовали, чтобы скорее, наконец, пришел грозный день Божьего суда над ними, давно обещанный Мухаммедом. Они указывали источник, откуда Мухаммед черпает свои откровения о древних пророках: «с ним по ночам беседует один христианин (Джебр)», говорили они, «а он утром повторяет нам то же» (Кор. XXV, 5 — 6). Пророк, не отрицая факта своих сношений с Джебром (монофизитом, по догадке Нофаля), отвечал лишь: «ЯзыкЯзык (естественный язык) — хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов.
Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Смысл возникает в сознании человека, но не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т.е. не могут быть восприняты ни одним из наших органов чувств. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком. того человека иностранный, а между тем мой Коран — чистейшая арабская речь» (Кор., XVI, 105; см. также XXV, 5; XLIV, 13).
Другие свидетельства указывают что в это же время Мухаммед имел сношения и с евреями. Библейские рассказы, слышанные от других, он также называл откровениями, ниспосланными ему свыше; это подает повод Вейлю думать, что в данном случае пророк сознательно лукавил; другие видят и здесь самообман. Из числа мекканцев особенно выделялся своею враждою к исламу Абу-Софъян, родоначальник будущей династии ОмейядовОмейяды — династия арабских халифов в 661-750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель — Муавия I.
При Омейядах арабы завоевали Сев. Африку, большую часть Пиренейского п-ова, Ср. Азию и другие территории. Столицей халифата Омейядов был Дамаск. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты и к власти пришли Аббасиды. Один из Омейядов — Абдаррахман I, бежавший в Испанию, основал там Кордовский эмират, положив начало династии кордовских Омейядов.. Решено было прекратить всякие сношения с родом Хашима (617). Два года длился интердиктИнтердикт (от лат. interdictum — запрещение) — в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в 11-12 вв., устранивший род Хашима (кроме Абу-Лехеба) от участия в караванной торговле, но, наконец, враждующие стороны помирились; так как после того мы не видим новых обращений в ислам, то нужно думать, что родственники Мухаммеда приняли обязательство не допускать его до приобретения новых адептовАдепт (от латинского adeptus, букв. — достигший):
1) Посвященный в тайны какого-либо учения, секты.
2) Ревностный приверженец какого-либо учения, идеи..
В 619 году умерли Хедиджа, бывшая ангеломАнгелы (от греческого angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми.-хранителем мужа в минуты его сомнений, и Абу-Талиб, не веровавший в племянника, но мужественно его охранявший. Родоначальником сделался враг Мухаммеда, Абу-Лехеб. Сначала он, держась родовых обычаев, обещал племяннику такую же охрану, какую тот имел от Абу-Талиба; но затем враги пророка подучили Абу-Лехеба справиться у племянника, в раю или в адуАд (от греч. hades — подземное царство) — согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения. будут его предки — язычникиЯзычество — традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»).. Мухаммед имел мужество ответить: «в аду», и таким образом лишился последнего покровителя. Он обратил взоры на Таиф, маленький городок вблизи Мекки; но там его встретили насмешками, уверяя, что Аллах для посольства избрал бы кого-нибудь получше, чем он, и даже осыпали градом камней. Тогда (в 620 году; см. Шпренг., II, 526) пророк решился вступить в сношения с старинными врагами мекканцев — жителями Ясриба, которые пришли к Каабе на ежегодную ярмарку и богомолье (Мьюр, II, 181 sq., доказывает, что начало мохаммедовых сношений с инородними арабами относится еще ко времени интердикта, наложенного на Хашимитов).
В Ясрибе жили арабские племена аусов и хезреджей, которые в конце V века отняли властьВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов. у населявших Ясриб евреев, подчинили большинство их себе, но постоянно ослабляли себя взаимными междоусобиями. С 583 года распря аусов и хезреджей стала нескончаемой. Мекканцы относились пренебрежительно к жителям Ясриба, как потому, что там процветало земледелие, а не торговля, так и потому, что победители-арабы приняли религию подчиненных иудеев (далеко, впрочем, не все: кроме иудейства там были распространены и другие вероучения, между прочим ханифизм и отчасти идеи христианские). Мухаммед разделял предрассудкиПредрассудок — буквально — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. своих сограждан против ясрибцев, но он видел безнадежность своего положения в Мекке и принужден был согласиться на помощь, предложенную ясрибцами. Последние руководились на первое время видами не столько религиозными, сколько политическими. Еврейские их сограждане и подданные не раз грозили им приходом Мессии; Мухаммед — последний пророк Божий — очень напоминал собой Мессию, и в расчете арабов было привлечь его на свою сторону. Кроме того (и это было важнейшим соображением) беспрестанные раздоры утомили всех, а новая религия могла примирить враждующие партии; наконец, старинное соперничество Ясриба с Меккой также сыграло свою роль. И вот, в Ясриб был послан мекканский миссионер Мосъаб, сын Омейра.
В марте 622 года состоялись окончательные переговоры («вторая Акаба»), которые вел дядя Мухаммеда, Аббас (пронырливый родоначальник династии Аббасидов); в пророка он не веровал, но держал его сторону из расчета. Корейшитам удалось проведать обо всем, но они не могли или не сумели воспрепятствовать мусульманам открыто уезжать в Ясриб маленькими группами; с апреля в течение двух месяцев уехало 150 человек и, кроме рабов, мало кто из мусульман остался в Мекке. Мухаммед, с Абу-Бекром и Алием, оставался там до конца. Когда и он должен был уехать, корейшиты, по преданию, решили избрать по одному представителю из каждого рода, которые убили бы пророка все сообща: тогда родственники Мухаммеда не в силах были бы поднять войны, а поневоле удовольствовались бы вироюВира — в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека.
По Русской правде за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации (огнищанина, тиуна) — 80. Полувирье (20 гривен) взималось за тяжелые увечья и (по Пространной правде) за убийство неверной жены. Когда убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру. Этот обычай был распространен еще в 16 веке.. Благодаря Алию, пророку удалось ускользнуть из города; он некоторое время скрывался в окрестных горах (Кор. IX, 40) и затем с маленькой свитой пробирался к Ясрибу, который с того времени носит название «Медина» («Мединет-он небиййи = «город пророка»).
Бегство Мухаммеда в Медину (хиджра или геджра, гиджра) является со времен Омара эрой летосчисления мохаммедан и обыкновенно относится к 16 июля 622 года. Мухаммеду было в то время 52 года. Вступление пророка в Медину было торжественное. Он был признан верховным главой значительной общины, вскоре обнявшей собою большинство жителей города, и начал производить свои реформыРеформа (французское reforme, от латинского reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.. Междоусобия аусов и хезреджей прекратились: обе партии вскоре слились под общим именем «ансаров» («помощников»). Чтобы слить ансаров с мохаджирами («участниками хиджры», то есть мусульманами-мекканцами), пророк велел каждому мохеджиру избрать себе ансара и считать его ближайшим родственником и наследником: таким образом в основу общественных отношений была положена религия вместо прежнего начала племенного. Правда, вскоре в исламе и при исламе были признаны также и племенные отношения, так что в теорииТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. проповедовался новый принцип общественного устройства, а на практике сохранялся старый (отсюда раздоры при Омейядах); тем не менее новый принцип сыграл важную роль и ввел в ислам дисциплину, вещь неслыханную до тех пор для арабов.
Совершалась и религиозная организация общины: была построена мечеть (с ней было соединено также жилище пророка и, впоследствии, его жен), при мечети назначен был моэззин, определены были некоторые формулы богослужения, установлена ежегодная податьПодати — в России до середины 19 века название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, называют податными сословиями. Во 2-й половине 19 века подати были заменены системой налогов, охватывавшей все население России. (десятина доходов), известная под именем «зекат» и предназначенная на религиозные цели. Пользуясь религиозным авторитетом, Мухаммед постепенно регулировал и гражданские отношения мусульман между собою и мусульман к немусульманам; к нему обращались за судом, его решения бывали очень удачны, и таким образом его власть в Медине постепенно делалась и светской — очевидно, благодаря его личным качествам.
Решения, данные Мухаммедом, стали впоследствии основами мусульманского права; они редко оригинальны, часто совпадают с обычаями древних арабов и с установлениями еврейскими, особенно о браке. Пророк всячески старался привлечь к себе и мединских евреев, делая большие уступки их религии; но они вскоре убедились, что учение нового пророка не тожественно с Моисеевым, и явились главными противниками Мухаммеда, ловя его на слабом знании Библии и талмудаТалмуд (др.-евр., букв. — изучение) — собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н.э. — 5 в. н. э. Включает Мишну — толкования Торы и Гемару — толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки — Аггаду (Агаду).. В негодовании на их упорство и насмешки, пророк объявил, что они извратили Священное ПисаниеСвященное Писание — религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме Священным писанием считается Ветхий Завет, в христианстве — Ветхий и Новый Заветы. В исламе роль, аналогичную Священному писанию, играет Коран.. В 623 году он изменил киблу, приказав мусульманам обращаться на молитве лицом к Мекке, а не к Иерусалиму; вместо еврейских постовПост — в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). В православии существуют посты: весенний — Великий, 7 недель перед Пасхой; летний — Петровский; осенний — Успенский; зимний — Рождественский, или Филипповский, и в некоторые другие дни. Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак. был назначен мусульманский пост Рамадан (пятница, вместо субботы, была назначена праздничным днем еще до ссор с иудеями).
Вторая сура Корана содержит длинные нападки на иудеев. Еще больше, чем на них, пророк негодовал на «менафиков» (буквально «притворяющихся»), т. е. на тех мединцев, которые, видя увлечение своих молодых сограждан, явно признавали авторитет Мухаммеда, а тайно замышляли против него козни, так как чрезвычайно тяготились религиозной дисциплиной ислама (она вообще для большинства арабов была невыносима). Вождем монафиков (это были люди старые, главы семейств) был Абдоллах ибн-Обейи, которого хезреджи, до прихода пророка, собирались было сделать царемЦарь (от латинского caesar — цезарь, титул римских императоров) — в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул царя впервые принял Иван IV Грозный (1547). С 1721 года русские цари приняли титул императоров, но неофициально существовал и титул царя. В Болгарии монархи носили титул царя до провозглашения республики (1946).. Недовольные мединцы завели сношения с мекканцами и стали подстрекать их к войне с Мухаммедом, но тот и сам уж думал об этом. Переменой киблы Мекка была признана за святыню, к которой нужно было иметь доступ для хаджжа; кроме того, пророку нужны были деньги для содержания массы бедняков, которым он дал приют в мечети.
Раздор между обоими городами сеяли и поэты, влияние которых можно сравнить с нынешним влиянием журнальной полемики; чтобы отражать стихотворные едкие насмешки противников, Мухаммед поручил трем мединским поэтам составлять ответные сатиры. В 623 году пророк приказал своему полководцу, Абдоллаху ибн-Джехшу, в священный месяц реджеб (treuga Dei) разграбить мекканский караван, безмятежно шедший с кожами, виномВино — алкогольный напиток, полученный полным или частичным спиртовым брожением виноградного или плодово-ягодного сока (иногда с добавлением спирта и других веществ). Особая группа — вина, насыщенные углекислотой: игристые (напр., шампанское), шипучие, или газированные (напр., сидр).
Вина разделяют на марочные (лучшие, выдержанные несколько лет) и ординарные (выдержка около 1 года). По окраске различают вина белые, розовые и красные. Стандартное содержание спирта и сахара в ординарных отечественных винах приведено в таблице. и изюмом в Сирию. Всеобщее неодобрение, которым было встречено такое кощунственное коварство, заставило Мухаммеда свалить всю свою вину на мнимое своеволие Абдоллаха. Впрочем, добыча была разделена между правоверными.
К этому-то времени, может быть, и относится откровение, по которому богоугодным делом признана война с неверными в любое время года (наступательная — по толкованию школы Абу-Ханифы, оборонительная — по мнению других мусульман). В декабре 623 года или в начале 624 мекканский караван возвращался из Сирии домой, нагруженный товарами; Мухаммед решил остановить его. Абу-Софъян, стоявший во главе путешественников, заранее проведал о замысле и послал вестника в Мекку с просьбой о помощи. Так как каждый мекканец из более видных имел свою долю в караване, то быстро составился большой отряд и поспешил на встречу Абу-Софъяну. Соединенные силы мекканцев, в числе около 600 человек (Кор. III, 12 — 13), встретились, у колодцев долины Бедр, с Мухаммедом, который, не зная о их соединении, выступил в поход только с 314 человеками. Обстоятельства, однако, благоприятствовали пророку: корейшиты разместились на вязкой почве, размытой накануне выпавшим дождем, и вдобавок солнцеСолнце — центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик, а именно желтый карлик, спектрального класса G2; масса М¤~2.1030 кг, радиус R¤=696 т. км, средняя плотность 1,416.103 кг/м3, светимость L¤=3,86.1023кВт, эффективная температура поверхности (фотосферы) ок. 6000 К. Период вращения (синодический) изменяется от 27 сут на экваторе до 32 сут у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с2.
Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород — ок. 90%, гелий — 10%, остальные элементы — менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии — ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца, где температура 15 млн. К. Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 R¤ — конвекцией. утром в день сражения било им прямо в глаза. Эти обстоятельства, в связи с тем увлечением, которое удалось возбудить Мухаммеда в своем отряде перед сражением (сам он не сражался, а молился), дали мусульманам решительную победу: когда пало много старейших и знатнейших мекканцев, то остальные обратились в бегство (начало 624 года).
Для торжества ислама победа при Бедре сделала больше, чем самые красноречивые проповеди: верующие были укреплены в своей вере и получили надежду на материальные выгоды, сомневающиеся уверовали, неверующие поколебались, и вообще все поняли, что Мухаммед есть политическая сила, с которой нужно считаться.
Успех отуманил пророка. В дни гонений это был человек симпатичный, кроткий; в свои откровения он, несомненно, верил, потому что твердо шел на встречу опасностям за свои убеждения, и хотя Вейль усматривает и в этом периоде один случай сознательного обмана со стороны Мухаммеда, но даже противо-мусульманская литератураЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. не поддерживает такого обвинения («Противомус. Сборник», вып. VI, стр. 10 и 15). Но с того времени, как этот забитый, загнанный человек внезапно получил силу, мы, наряду с порывами великодушия, сплошь и рядом видим в нем тирана, чувственного старика, и, быть может, даже сознательного сочинителя откровений.
Из пленных были казнены те, которые прежде, в Мекке, издевались над Мухаммедом — в том числе поэт Надр ибн-Харис, уверявший, что персидские рассказы о богатырях гораздо интереснее, чем Коран. Когда Надр попросил заступничества у одного из мусульман, бывшего своего друга, тот отвечал, что ислам уничтожает все прежние отношения. Тотчас после победы при Бедре пала жертвой мести пророка мединка Эсма, составившая насмешливые стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. против него (родственники ее немедленно после того обратились в ислам, так как, по наивному замечанию арабского биографа, «увидали силу веры»).
Через несколько недель, также за сатиру, был зарезан во время сна престарелый еврей Абу-Афак. Затем последовала расправа с целым еврейским племенем беникейноке, которое занималось выделкой оружия и золотым производством. Под первым попавшимся предлогом Мухаммед занял то предместье, где жили беникейноке, и собирался всех их перерезать, но ограничился их изгнанием и разделом их богатого имущества между правоверными; при этом поступке он ссылался на откровение свыше. Вскоре погибло еще несколько иудейских поэтов, за свои сатиры (Кааб бин-Ишраф, Сонейна).
Между тем борьба с корейшитами продолжалась. Абу-Софъян (в апреле 624 года) сделал набег на Медину; мохаммедане опять ограбили караван. В январе 625 года мекканцы, собрав войско в 3000 человек, подступили к горе Оходу, невдалеке от Медины; их сопровождала толпа женщин, с дикой Хинд (женой Абу-Софъяна) во главе. Мухаммед мог собрать только 1000 человек, да и то 300 из них (монафики) ушли при начале битвы. Перевес сперва склонился на сторону мусульман, и они, не смотря на предупреждение пророка бросились грабить лагерь противников; тем временем мекканцы оправились и нанесли правоверным полнейшее поражение.
Мухаммед был тяжело ранен, его с трудом спасли. Жены корейшитов в диком исступлении предавали поруганию трупы врагов; особенно в этом отличилась Хинд, грызшая зубами дымящуюся печень Хамзы, который при Бедре убил ее отца и брата.
В Медине авторитет аророка сильно пошатнулся. Он объяснял неудачу гневом Аллаха на непослушание пророку; впрочем, по словам его, оходское поражение имело ту выгоду, что обличило монафиков, и при пророке остались лишь несомненно верные. При помощи последних Мухаммед совершил несколько мелких экспедиций против окрестных бедуинов, изгнал летом 625 года из предместья Медины еврейское племя бени-недыр и земли[en] его, оправдываясь откровением Аллаха, отдал одним мохаджирам без участия ансаров (до тех пор у мохаджиров не было земельной собственности в Медине).
Около Мухаммеда образовался между тем целый гарем. Он возбудил всеобщий соблазн, когда женился на Зейнеб, жене своего приемного сына Зейда. Чтобы устранить всякие толки, пророк произнес откровение, в котором Аллах разрешал на будущее время вступать в брак с разведенными женами приемных сыновей. Самое учреждение гарема (терема) также мотивировалось получением откровения от Аллаха; на откровение же (Кор. LXVI, 1) он несколько позже сослался для того, чтобы укротить ревность обитательниц гарема к христианке Мариате (628).
Изгнанные мединские евреи, поселившиеся в Хейбере, подстрекали против Мухаммеда мекканцев и сильные кочевые племена Солейм и Гетефан. В феврале или марте 627 года войско в 10000 человек, в том числе 4000 мекканцев, под начальством Абу-Софъяна, окружило Медину. Пророк укрепил Медину окопами, отчего эта осада известна под именем «войны за окопами». Осаждавшим удалось отвлечь от Мухаммеда последнее еврейское племя, жившее в Медине, бени-корейзе; но пророк, при помощи подосланных агентовАгент (от латинского agens, род. п. agentis — действующий) — лицо, действующее по поручению и в интересах кого-либо; представитель учреждения, организации и т. п., выполняющий поручения (уполномоченный); секретный сотрудник разведки какого-либо государства., сумел внушить им подозрение в искренности их новых союзников. В лагере осаждающих начались раздоры, взаимное недоверие, и они отступили. С оставшимися евреями пророк расправился крайне жестоко: все мужчины племени корейзов (человек 600 — 700) были избиты, женщины и дети проданы в рабствоРабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина — рабовладельца. Легло в основу рабовладельческого строя. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в 17 — начале 19 веков в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении 19 веке. бедуинам Неджда (на красавице Рейхане женился Мухаммед), а имущество несчастных было разделено между правоверными.
После того власть Мухаммеда среди окрестных племен упрочилась: одно племя за другим подчинялось ему то из страха, то из жажды добычи. Тогда он стал подумывать о Мекке и о необходимости совершить хаджжХадж (араб.) — паломничество мусульман в Мекку (к храму Кааба) для совершения жертвоприношения в праздник курбан-байрам.. Для совершения хаджжа был избран священный месяц зулькааде (весенний, в марте) 628 года, когда сражаться считалось у арабов грехом. Окрестные племена отговорились недосугом; за пророком последовали к Мекке только мединцы и асламиты (всего 1500 человек), вооруженные лишь мечами, как водится у пилигримов.
Мекканцы встревожились и заранее загородили дорогуДороги — общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов.. Так как сражаться нельзя было, то Мухаммед повернул вправо и подошел к Ходейбии, месту, находящемуся на границе священной территории. Последовали переговоры и было заключено перемирие на 10 лет: корейшиты обязывались с будущего года пускать мохаммедан на три дня в город для поклонения святыне и даже предоставляли право всем желающим в Мекке и в целой Аравии переходить в ислам; только лица подвластные, приставшие к Мухаммеду без разрешения своего господина или покровителя, должны были быть отсылаемы обратно; пророк, с своей стороны, обязывался давать свободный пропуск караванам, идущим в Сирию и из Сирии.
Спутники пророка сочли такой договор крайним позором, тем более, что в писанном трактатеТрактат (от латинского tractatus — рассмотрение) — научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему. Мухаммеду не удалось добиться для Бога титула «Рехман» («милостивый»), и сам пророк не был удостоен титула «посланника Божия». Они пришли в ярость, не хотели было повиноваться, удерживали руку писца, а Омар позволил себе даже грубейшую выходку по отношению к Мухаммеду, но тот овладел собою и не показал вида недовольства. Последующие обстоятельства показали, что мнимо-позорный договор был лучше всякой победы. Возвратившись в Медину, Мухаммед чувствительно наказал бедуинов, отказавшихся принять участие в хаджже: они были устранены от участия в таких экспедициях, где можно было рассчитывать на добычу.
В том же 628 году Мухаммедом были разосланы письма к соседним государям с предложением принять ислам и покорены последние опасные для пророка богатые евреи хейберские (между ними находились и изгнанные бени-недыр), при чем одна еврейка, по имени Зейнеб, едва не отравила пророка. Не бывшие при Ходейбии не участвовали в дележе богатой добычи хейберской. При разделе добычи было установлено, что 1/5 часть ее принадлежит пророку.
В феврале 629 года Мухаммед, во главе 2000 человеками, отправился в Мекку и торжественно совершил все обрядыОбряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными., бывшие в обычае при хаджже у до-исламских пилигримов; хаджж пророка очень важен, как санкция до-исламского, языческого обычая и как пример для последующих поколений. В течение трех дней, проведенных пророком в Мекке, он успел приобрести несколько важных приверженцев, а его дядя Аббас, оставшийся язычником, но действовавший в пользу племянника, сосватал ему влиятельную вдову-мекканку Меймуну.
В сентябре того же 629 года 3000 мусульман, вторгнувшихся в Сирию были разбиты на голову арабами, находившимися в подданстве Византии, при Муте, у Мертвого моря. В декабре 629 мелкое бедуинское племя хозеытов, жившее под Меккой и стоявшее на стороне Мухаммеда, подверглось нападению другого маленького племени — бекритов, союзного мекканцам. Получив это известие, пророк отклонил мирные предложения мекканцев, пославших в Медину Абу-Софъяна, и, не говоря никому о цеди похода, поспешно собрал войско из мединцев и союзных бедуинских племен. Только в последнюю минуту он сообщил своему десятитысячному войску, что идет на Мекку, к которой ему удалось подступить совершенно неожиданно для корейшитов.
Дядя Мухаммеда, Аббас, соединился с племянником в пути, принял ислам и вступил в тайные переговоры с Абу-Софъяном. Не видя другого исхода, Абу-Софъян принял ислам и больше всех других аристократов содействовал тому, что Мекка сдалась почти без пролития крови в начале января 630 года. Водворившись в священном городе арабов, Мухаммед уничтожил там всех идолов Каабы, а затем и идолов домашних, но к самой Каабе и к Черному камню отнесся с величайшим почтением. Жителям была объявлена амнистияАмнистия (от греческого amnestia — забвение, прощение) — освобождение от наказания или замена назначенного судом наказания более мягким. Осуществляется по решению главы государства или высшего представителя органа власти. Амнистия может быть общей (для всех лиц, осужденных или привлеченных к уголовной ответственности по определенным статьям уголовного закона) или частной. В Российской Федерации амнистия объявляется Государственной думой., важнейшим лицам города были разосланы подарки; казнены были только четыре лица, среди которых была певица, слагавшая стихи в осмеяние пророка. Все мекканцы принуждены были принять ислам. Новая религия не только не уменьшила значения их города но, наоборот, укрепила перевес за Меккой (все прочие святые места языческой Аравии были упразднены) и дала ей гегемониюГегемония — руководство, первенствующее положение в руководстве. над всей Аравией; с этих пор мекканцы усердно помогали пророку обращать к исламу прочие аравийские племена.
Покорив Мекку, Мухаммеду было уже не очень трудно водворить свою религию, или, вернее, свое господство в остальных местах самостоятельной Аравии (те арабские области которые находились под властью или влиянием Византии и персов, подчинились исламу уже при халифах). Сильное сопротивление, сейчас же после взятия Мекки, оказали пророку хевазинцы и дали ему битву при Хонейне. Она кончилась победой мусульман и дала им богатейшую добычу. При разделе было оказано мекканцам несправедливое преимущество перед мединцами (Кор. IX, 60); мединцы роптали, но в мекканцы считали себя обиженными, и раздражение дошло до того, что с самого пророка был сорван плащ. Он, держа успокоительную речь к мединцам, говорил им, что они ведь и так тверды в вере, а сердца мекканцев нужно привлечь к вере мирскими благами. Побежденные и ограбленные хевазинцы должны были принять ислам, после чего им были возвращены из плена их жены и дети. Одно арабское племя за другим приносило покорность Мухаммеду или по своему почину, или по его приказу.
Сам по себе, как религия, ислам был для арабов вовсе не привлекателен: молитвы и чтение Корана казались им несносными, а отдача десятины доходов — крайней несправедливостью; однако, выгоды союза с пророком и страх заставляли их кое-как примиряться с этим, и бедуины уж не убивали мусульманских миссионеров, как это иногда бывало до покорения Мекки. Отречение от старой религии было этим язычникам совсем не тяжело: мусульманский Аллах был им известен и из прежней религии, к почитанию мелких богов (идолов) они и прежде относились равнодушно, а суеверияСуеверие (букв. — суетное, тщетное, т. е. ложное) — верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения — всякая вера в сверхъестественные явления. можно было сохранить и в исламе.
Характерно обращение в ислам города Таифа. После неудачной осады города, пророк поручил соседним племенам разграбить окрестности; тогда явились к нему (в Медину) таифсме послы для переговоров (в конце 630 года). Они соглашались подчиниться Мухаммеду и принять ислам, но не сразу, а через три года, до того же времени выговаривали себе право не взносить десятины, не молиться и оставить у себя неприкосновенным истукан своей богини Латы. Мухаммед отговаривался тем, что общественное мнение неодобрительно отнесется к его уступке. На это послы заметили: «а ты ответишь, что так тебе велел поступить Аллах». Побежденный этим доводом, пророк уже начал диктовать своему секретарю текст договора, когда в дело вмешался страстный Омар. Обнажив свой меч, он крикнул послам: «Вы испортили сердце пророка, — да сожжет Господь ваше!» — «Мы не с тобой говорим, а с Мухаммедом», холодно заметил один из них. Но тут и Мохаммед решительно отказался от всяких сделок. Поразмыслив немного, жители Таифа согласились на его требования и дозволили уничтожить Лату, при плаче женщин племени.
Это был единственный случай симпатии, выказанной по отношению к идолам: в других местах арабы равнодушно смотрели на их разрушение. Да и таифские послы объясняли Мухаммеду при переговорах, что сохранить идола они желали бы исключительно ради женщин и некоторых суеверных людей племени, а им самим мало дела до судьбы Латы.
Обращение таифцев оказалось более искренним, чем остальных племен: когда, вскоре по смерти Мухаммеда, почти вся Аравия отреклась от ислама, таифцы с мединцами остались верны новой религии.
Летом 630 года Мухаммед собрал войско в 30000 человек пехоты и 10000 всадниковВсадники (греч. hippeis, от hippos — конь; лат. equites, от equus — конь) — привилегированная сословная группа в Древнем Риме, Древней Греции, Фессалии и некоторых других античных государствах. Оформилась после реформ Солона в 594-593 годах до н.э. В Древней Греции именовались гиппеями, в Древнем Риме — эквитами. Имели высокий имущественный ценз (300 медимнов) и относились ко второму разряду населения после пентакосиомедимнов.
Из числа всадников в Древнем Риме формировалась кавалерия, а в Спарте всадники были царским отрядом — 300 человек не старше 30 лет. Изначально сословие было военным, однако, позже в него стали входить землевладельцы, ростовщики, крупные торговцы и др. В Риме с конца 1 века до н.э. всадники получили право наследования своего звания. Как сословие в Риме просуществовало до 4 века н.э. и сам отправился в Сирию, чтобы отомстить за мутское поражение. Воинам пророка тяжело было двигаться по знойной пустыне, при жгучем ветре, и они потребовали отступления. Напрасно предводитель увещевал их, говоря, что огонь ада будет жечь сильнее, чем летний зной: увещания не подействовали на хищных бедуинов, и войско возвратилось домой с полудороги. Лежа уж на смертном одре, пророк готовился к новому походу на Сирию, но ему не пришлось видеть его окончания.
Приближение смерти Мухаммед сам сознавал. В марте 632 года он совершил торжественный, со всеми обрядами хаджж в Мекку, в сопровождении 14000 мусульман, и, произнося проповедь, громко заявил, что сознает свою пророческую задачу перед Богом оконченной. Возвратясь в Медину, пророк совершил ряд добрых дел. От перемежающейся лихорадки силы его ежедневно ослабевали, но он отказывался от лекарств. Жены однажды воспользовались бесчувственным положением пророка и напоили его каким-то горьким напитком; очнувшись, пророк заставил все свое семейство выпить это лекарство.
7 июня 632 года Мухаммед потребовал чернил и бумаги, чтоб написать книгуКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.
В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг., которая навсегда предохранит его последователей от заблуждения. «Пророк бредит», сказал Омар, удерживая тех, которые хотели исполнить требование Мухаммеда: «ведь у нас есть Коран, слово Божие» (по мнению Вейля, Омар боялся, как бы пророк не назначил Алия своим наследником). Поднялись споры: одни хотели исполнить волю пророка, другие сопротивлялись.
Очнувшись, Мухаммед велел всем уйти: «удалитесь! не подобает спорить в доме посланника Божия». 8 июня он, собравшись с силами, неожиданно прошел в мечеть (непосредственно соединенную с его домом) и трогательно простился с молящимися. Через несколько часов Мухаммед уж умирал на руках своей любимой жены Аиши, дочери Абу-Бекра.
Могила в Мечети Пророка Мухаммеда (в Медине) |
Аравия после смерти Мухаммеда почти поголовно отреклась от ислама, но Абу-Бекру и Омару вновь удалось утвердить ислам и распространить его в других странах, где он попал на плодотворную почву и получил развитие. Источники для истории Мухаммеда — это Коран и «хедисы», то есть предания о пророке и его предписаниях, записанные из уст людей, которые слышали их от товарищей и современников Мухаммеда или от их преемников; имена лиц, которые преемственно сохранили хедис, всегда в точности здесь отмечаются.
Старейший сборник хедисов — «Моватта», Малика ибн-Анеса (760 г.); за ним последовало шесть других, из которых особенно важен сборник эль-Бохария (умер в 869 г.) и Мослима (умер в 874 году); печатное издание в Булаке и Лейдене.
На основании преданий арабы конца I века гиждры стали писать летописные биографии пророка (Мьюр, I, LXXXIX), но мы знаем из них только цитаты, помещенные, например, в «Исабе» ибн-Хижра (XV в.), драгоценном биографическом словаре сподвижников пророка (часть начал издавать Шпренгер, в Кальк.).
Из дошедших до нас биографий Мухаммеда древнейшая — ибн-Исхака (умер в 768 году), которую Нельдеке («Gesch. d. Qor.», XIV) ставил выше всех других и только Шпренгер подвергает строжайшей критике. Труд ибн-Исхака дошел до нас в редакции ибн-Хишама (умер в 830): «Сирет-ор-ресуль»; арабское издание Вюстенфельда (Геттинген, 1857, 1858, 1859, 1860), немецкий перевод Вейля (Штуттг., 1864), конспект у Бартелеми. Ибн-Хишам, по его собственному сознанию, исключил из ибн-Исхака места, которые компрометируют пророка; но непосредственные извлечения из ибн-Исхака даны у Таберия (издание в Лейде, см. ниже).
Современник ибн-Хишама, ученый библиоман Вакыдий (умер в 823 году), составил «Китаб оль мегази», то есть историю Мухаммеда после бегства в Медину; часть ее была напечатана Кремером в Калькутте («Bibl. Indica», 1855 — 1856); есть сокращенный немецкий переод, с примечаниями Велльгаузена (Б., 1882). Огромное посмертное сочинение Вакыдия («Табекат», т. е. биографический словарь), редактированное его секретарем ибн-Саадом (по прозвищу «Катиб оль-Вакыди»), дает нам сведения о более раннем периоде жизни Мухаммеда и о его сподвижниках в отдельности (не был напечатан).
Наконец, важны 3, 4-я и 5-я книги «Летописей» Таберия (836 — 922), посвященные истории Мухаммеда и содержащие частью извлечения из ибн-Исхака и Вакыдия, частью из других ранних арабских писателейПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. (новое издание лейденское; часть переведена Нельдеке, Лейд. 1889).
До прошлого века европейцы имели в высшей степени превратные понятия о Мухаммеде. Крайне плохо его знали наши южнорус. полемисты (срав. «Лебедь», 1679, и «Алкоран», 1683, И. Галятовского), но на Западе ходили о нем еще более баснословные легендыЛегенда (от латинского legenda, буквально — то, что следует прочесть) — в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литера., которые, в общем, сводились к тому, что пророк был наглый обманщик и сознательный самозванец. Такой взгляд нашел, между прочим, яркое отражение в трагедии Вольтера: «Mahomet».
Реабилитацию Мухаммеда, на основании подлинных свидетельств, начали французы. Гонимый французский протестант Жан Ганье (Gagnier) издал, с латинского перевел арабский труд Абульфиды о пророке (Оксф., 1722). По Абульфиде, главным образом, Ганье составил и книгу: «Vie de Muhammad»(Амстердам, 1732), под влиянием которой и Вольтер стал горячим защитником Мухаммеда. («Essai sur les moeurs», «Lettre civile et honnete»).
В 1782 году благосклонную биографию Мухаммеда, также по арабским авторам, дал Савари, в предисловии к переводу Корана (2-е изд., П., 1882, в «Exposition de la foi mus.» Гарсена де-Тасси). В 1847—1848 годах в Париже появился огромный ученый труд Коссена де-Персеваля: «Essai sur l'hist. des Arabes avant l'islamisme et pendant l'epoque de Muhammad»; на основании множества новооткрытых рукописныхРукопись:
1) В широком смысле — текст, написанный от руки или перепечатанный на пишущей машине.
2) Произведение письменности; изучением древних рукописей занимается палеография.
3) В издательском деле — авторский текст, представленный в издательство. источников здесь освещен быт среды, в которой действовал Мухаммед, и собран богатейший древний материал для разработки истории самого пророка. Этим материалом не мог воспользоваться Г. Вейль, издавший в 1843 году (в Штуттг.): «М. der Prophet»; он черпал сведения преимущественно из автора XVI века, Ибрагима Халеби; но зато в строго критическом исследовании Вейля впервые показано, как нужно пользоваться Кораном, в связи с преданиями, в качестве источников для истории Мухаммеда.
В 1814 году Вейль издал «Hist. kritische Einleitung in den Koran» (Билеф.; русскийРусские — народ, основное население Российской Федерации (115,889 млн. чел., 2002). На Украине живут 8,334 млн. русских (2001), в Казахстане 4,48 млн. (1999), Узбекистане 1,15 млн. (1999), Белоруссии 1,142 млн. (1999), Латвии 700 тысяч (2000), Киргизии 603 тысячи (1999), Молдавии 501 тысяча (1999), Эстонии 358 тысяч (2000), Туркмении 240 тысяч (1999), Литве 219,8 тысяч (2001), Азербайджане 141,7 тысяч (1999), Грузии 140 тысяч (1999), Таджикистане 68,2 тысячи (2000), Армении 12,5 тысяч (2001).
Значительные группы населения российского происхождения живут во многих странах Европы и Америки, в том числе в США (2,1 млн. чел., 1990). Общая численность русских в мире около 135 млн. человек (2002). Говорят на русском языке, который вместе с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. Верующие в основном православные. перевод Е. Малова, с существенными пропусками, Каз., 1875, в Тит. «Мисс. противомус. сб.»); в 1864 г. он издал в Штуттг. немецкий перевод Ибн-Хишама, а в 1866 г., в «Gesch. d. islam. Volker» (Штуттг.), дал резюмеРезюме — краткий вывод из сказанного, написанного. всех своих исследований о Мухаммеде. Разрушая старые басни о пророке, Вейль бывает иногда строг к нему; тем не менее труд Вейля дал многим европейским историкам основу для превознесения личности Мухаммеда; особенно нужно отметить Лорана (Laurent, «Etudes sur l'hist. de I’humanite. Les barbares et 1'eglise»).
Много новых мыслей о Мухаммеде высказал Ренан, в своих «Etudes d'hist. religieuse», и они были подтверждены капитальными трудами трех наиболее авторитетных исследователей пророка — Мьюра, Шпренгера и Нельдеке (Will. Muir, «The life of M.», Л., 1858 — 61; A. Sprenger, «Das Leben u. die Lehre des М.», Б., 1861—65; Th. Noldeke «Das Leben М.-s», Ганн., 1863, и «Gesch. d. Qor.», 1860 и др.; см. Коран). Научная разработка вопроса до сих пор не пошла дальше Мьюра, Нельдеке и Шпренгера. Результаты их трудов были популяризованы Бартелеми Сент-Илером. («М. et le Coran», П., 1865), но с излишним увлечением в сторону Мухаммеда.
Беспристрастное подведение добытых наукою итогов сделал с замечательною зоркостью голландец Р. Дози, в «Het Islamism» (Гарл., 1863), перевод в 1878 году на французском языке («Essai sur l'histoire de l'islamisme», Пар. и Лейд.). На труде «des unsterblichen Dozy» и в ближайшем согласии с ним держатся и компиляция А. Мюллера (1886, в истории Онкена) и обширная статья Велльгаузена (1889, в «Британской Энциклопедии»), которые считаются последним словом науки[en].
Полезны также: Krehl, «Die Religion d. vorislam. Araber» (Лпц., 1863) и «Das Leben d. М.» (Лпц., 1884); Сейд-Эмир-Али (Syed-Ameer-Ali), «A critical examination of the life and teachings of M.» (Л., 1873); Delaporte, «Vie de M., d'aprеs le Coran et les historiens arabes» (Париж, 1874); Boswort Smith, «M. and M-ism» (Лондон, 1874 — ответ Арнольду, считающему Мухаммеда за сознательного обманщика).
Русская[en] литература чрезвычайно бедна сочинениями о Мухаммеде. В прошлом веке переводились обличительные сочинения Сэля и Придо (СПб., 1792). Беспристрастное сочинение Вашингтона Ирвинга (перев. в М., 1857) вполне устарело; не свободна от того же упрека статья Потье, предпосылаемая русским переводам Корана по Казимирскому (М., 1864 и 1876). Лучше труд профессораПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора.
В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. В Российской Федерации звание профессор присваивается, как правило, ВАК Российской Федерации; в начале 90-х годов насчитывалось около 25 тысяч профессоров. Казембека (мусульманина), «История ислама» («Русское Слово», 1860, № 2, 5, 8, 10). Раньше, в 1845 году, он дал небесполезное исследование о положении до-исламской Аравии («Ж М. Н. Пр.», № 5).
В настоящее время есть у нас обстоятельный труд профессора М. Машанова (Казань, 1885): «ОчеркОчерк:
1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. быта арабов в эпоху Мухаммеда» (рец. в «Зап. Вост. Отд. Арх. Общ.», II, 283 — 301). В целях полемических историй пророка занимается наша миссионерская литература: таковы выпуски 4, 6 — 12, 14, 15 казанского «Мисс. противумусул. сборника» (изд. с 1873); в 1893 году переведен в Ташкенте «Ислам» И. Гаури (разбор А. Крымского — М., 1896, отт. из «Этнографические Обозрения»).
Для ознакомления с выводами западной науки следует обращаться к статье профессора М. Петрова (в «Очерках», 2-е издание, Харьков, 1882), книжке Владимира Сергеевича Соловьева (в «Биографической Библиотеке» Павленкова) и к переводу «истории ислама» А. Мюллера (т. I, СПб., 1895). (Агафангел Ефимович Крымский, украинский[en] востоковедВостоковед (ориенталистика) — комплексная научная дисциплина, изучающая экономику, языки, историю, религию, философию, искусство, этнографию стран Азии и Северной Африки, то есть стран Востока.
Подразделяется на отдельные отрасли, как-то: японоведение, арабистика, египтология, ассириология, иранистика, малаистика, кореистика, монголоведение, индология, китаеведение (синология), семитология, тюркология. Ранее в востоковедении выделяли африканистику, однако, позднее она выделилась в отдельную самостоятельную дисциплину; аналогичная ситуация произошла с культурой народов стран азиатского севера и Сибири., тюрколог и семитолог, писатель, академик АН УССР)
Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в Медине. Похоронен в Медине, и теперь его гробница — место поклонения пилигримов.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Подпишитесь на новости:
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная