Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Николай Гриценко Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Николай Олимпиевич Гриценко — биография

Николай Олимпиевич Гриценко

Николай Олимпиевич Гриценкороссийский[en] актерАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении.; народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий "народный артист СССР" или "народный артист РСФСР". СССР (1964), лауреатЛауреат (от латинского laureatus — увенчанный лаврами) — лицо, которому присуждена государственная, республиканская, международная и т. п. премия, а также победитель конкурсов (главным образом художественных). Государственных премий СССР и РСФСР. Знак зодиака — Лев.

В созданных им сценических образах удивительным образом сочеталось необыкновенное психологическое правдоподобие с острогротескным рисунком ролиРоль (французское role):

1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).

2) Совокупность текста, произносимого актером
. Казалось бы, два несовместимых понятия — жизненная достоверность и театральная условность — были основными художественными константами артиста.

Удачный дебют

Николай Олимпиевич Гриценко родился 24 июля (11 июля по старому стилю) 1912 года на станции Ясиноватая, в Украине[en]. Вырос в шахтерской семье в Донбассе, но тяга к театруТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
сорвала его с родных мест. В 1937 он поступил в училище при театре имени Вахтангова (впоследствии училище имени Бориса Васильевича Щукина), еще студентом привлек к себе внимание актеров и режиссеровРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой театра неординарностью своей творческойТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. личности. Его самостоятельная работа по рассказу Антона Павловича Чехова «Жилец» оказалась настолько удачной, что он был привлечен к работе в Вахтанговском театре задолго до окончания училища. Кстати, «Жильца» он играл, находя все новые и новые краски, с огромным успехом на эстрадеЭстрада — (французское Estrade):

1) Вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в конце 19 века.

2) Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.
до конца своих дней.

Сочетаемость несочетаемого

В 1940 по окончании училища Гриценко уже официально был зачислен в труппуТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. театра. Поначалу он играл небольшие комедийные роли, в которых ярко проявлялся его незаурядный импровизационный дар. Вместе с художникомХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
он искал смешные детали костюма своего персонажа, не чурался достаточно рискованного грима. Но все его самые смелые фантазииФантазия — одна из форм воображения. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. всегда были оправданы внутренней логикой развития образаОбраз:

1) В психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

2) Образ художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
, подсмотренного в реальной действительности, выхваченного из самой гущи жизни. Именно поэтому персонажи, даже самые нелепые и диковинные, были убедительны.

Редчайшую изобретательность проявил Николай Гриценко, создавая образ бывшего золотопромышленника Молокова в спектаклеСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. «На золотом дне» (1955, постановка Александры Исааковны Ремизовой). Необычайных размеров живот, свинячие глазки, сизый от беспробудного пьянства нос, заплетающаяся речь — все работало на создание комедийного персонажа. Особый успех у зрителей вызывал он, когда, спасаясь от кредиторов, нырял под низкий диван, где непостижимым образом умещалась его грузная фигура.

В творчестве Николая Олимпиевича шли рука об руку два типа персонажей, взаимообогащая друг друга: острохарактерно комедийный и лирикоЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
-героический. И в том и в другом случае актер оставался самим собой, его индивидуальность настолько выразительна, что его невозможно было ни с кем спутать.

Роль князяКнязь:

1) Почетный наследственный дворянский титул; с 18 века жаловался царем за особые заслуги.

2) Вождь племени, правитель государства или государственного образования. В средневековой Германии князь (немецкий Furst) — представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми привилегиями. В странах романских языков титул князя обозначается словом prince (от латинского princeps — первый, см. Принц). На Руси старший из князей назывался великим князем, остальные — удельными князьями.
Мышкина («Идиот», 1958, постановка Ремизовой) — поразительный сплав трагического и комического. Актер не боялся выводить своего героя в смешном свете, добиваясь при этом потрясающей достоверности. Смешная (если можно назвать ее смешной) наивность не от мира сего придавала трагическому образу Мышкина в обрисовке Гриценко необыкновенную привлекательность.

Гриценко — мастер перевоплощения

И снова — поразительный феноменФеномен — необычное и исключение явление, факт. Термин образован от греческого слова phainomenon, что в переводе означает «являющееся». Имеет несколько различных значений.

1)В философии феноменом называют некоторый осознаваемый внутренний опыт, что подробно отражено в феноменологии Эдмунда Гуссерля.

2)В физике феноменом именуют объект всех наблюдений, таким образом феномен может выступать в качестве свойства вещества, энергии, времени и пространства.

3)В большинстве случаев, в обыденном значении, под феноменом подразумевают какое-либо редкое явление, свойство, иногда человека, который обладает необычными способностями.
перевоплощения — почти одновременно им были сыграны две совершенно разноплановые роли — испанскогоИспания (Королевство Испания, Reino de Espana) — государство на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане. Испания владеет городамив Сеута и Мелилья на северо-африканском побережье.

Площадь 505,99 тысяч кв.км, население 40,45 млн. человек (2007). Столица — Мадрид. Другие крупные города (с населением свыше 500 тысяч чел.) — Барселона, Валенсия, Севилья, Сарагоса, Малага.
гранда Дон Гуана в «Маленьких трагедиях» Александра Сергеевича Пушкина (1959, постановка Евгения Рубеновича Симонова), бесшабашного повесы, отважного забияки, страстного любовника, и Степана Казанца, бывшего фронтовика, передового комбайнера в «Стряпухе» (1959) и «Стряпухе замужем»(1961) (оба спектакля были поставлены режиссером Рубеном Николаевичем Симоновым). Плащ и шпагу сменила выжженная кубанским солнцем гимнастерка, иной стала походка, другой — ритмика речи и даже цвет глаз, казалось, изменился.

Повороты творческой судьбыСудьба — в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе ), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум).

Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 века понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.
непредсказуемы. То герой, то простак, то хватающий за душу трагический персонаж, то вызывающий взрывы смеха в зрительном зале комик. И все это рядом, в одном сезоне. Даже те, кто хорошо знал Гриценко, кто понимал, что его искрометная фантазия не имеет предела, были поражены его мастерством. Трагический, истинно русскийРусские — народ, основное население Российской Федерации (115,889 млн. чел., 2002). На Украине живут 8,334 млн. русских (2001), в Казахстане 4,48 млн. (1999), Узбекистане 1,15 млн. (1999), Белоруссии 1,142 млн. (1999), Латвии 700 тысяч (2000), Киргизии 603 тысячи (1999), Молдавии 501 тысяча (1999), Эстонии 358 тысяч (2000), Туркмении 240 тысяч (1999), Литве 219,8 тысяч (2001), Азербайджане 141,7 тысяч (1999), Грузии 140 тысяч (1999), Таджикистане 68,2 тысячи (2000), Армении 12,5 тысяч (2001).

Значительные группы населения российского происхождения живут во многих странах Европы и Америки, в том числе в США (2,1 млн. чел., 1990). Общая численность русских в мире около 135 млн. человек (2002). Говорят на русском языке, который вместе с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. Верующие в основном православные.
образ Феди Протасова из «Живого трупа» (1962, постановка Р. Н. Симонова), страстного правдолюбца, мятущегося в поисках истины и затравленного за пренебрежение к ханжеской моралиМораль (от латинского moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
«высшего света», и комическая маска итальянского площадного театра Тартальи из «Принцессы Турандот» (1963, возобновление постановки Вахтангова Р. Н. Симоновым), мягкого, добродушного, суетливого толстяка, чья бестолковая деятельность запутывает и без того сложные сюжетныеСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. перипетии спектакля. Две роли, два противоположных характераХарактер (от греческого charakter — отличительная черта, признак):

1) Своеобразная особенность человека.

2) В психологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.
. Но именно в этом разнообразии была сущность стиля этого замечательного художника.

И подтверждение тому — все новые и новые блистательные работы актера. Он сыграл лихого красного бойца Вытягайченко («Конармия», 1961, по Исааку Эммануиловичу Бабелю, постановка Р. Н. Симонова) и впавшего в религиозный фанатизм крестьянинаКрестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. Магару («Виринея», постановка Е. Р. Симонова) так, что на фоне многих актерских удач этих спектаклей упомянутые персонажи выделялись своим необыкновенным правдоподобием при острогротесковом рисунке ролей.

Н.О. Гриценко в роли Мамаева

Исполнение Гриценко роли Мамаева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по Александру Николаевичу Островскому (1968, постановка А. И. Ремизовой) поражало многокрасочностью, обилием ярких приспособлений и приемов, что, впрочем, никак не нарушало единства актерского ансамбляАнсамбль (французское ensemble — совокупность, стройное целое) — в сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу., а скорее даже обогащало его, внося дополнительные оттенки, обусловленные своеобычной индивидуальностью артиста. На первый взгляд казался смешным и жалким этот стареющий представитель бюрократического сословия РоссииРоссия — (Российская Федерация) — государство в Восточной Европе и в Северной Азии (занимает их большую часть); граничит с Кореей, Китаем, Казахстаном, Монголией, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией, Норвегией. Площадь 17075,4 тысяч кв.км (первое место в мире); население 141,9 млн. человек (2008, девятое место в мире); 1095 города, 2270 поселков городского типа (2007).

Столица России — Москва (10,5 млн.); крупные города: Петербург (4,7 млн.), Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь, Волгоград.
конца 19 века, но за нелепостью его внешнего облика скрывался звериный оскал одного из «столпов обществаОбщество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля).». Гриценко создал цельный, отточенный во всех деталях социальный тип приспособившегося к пореформенной политической конъюнктуре крепостника.

Спектакли, в которых был занят Николай Гриценко, подолгу благодаря ему держались в репертуареРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар».. Созданные им образы не тускнели со временем, и зрителям трудно было отделаться от ощущения, что перед ними не щедрая новизной находок, обогащенная неисчерпаемой фантазией импровизацияИмпровизация (от латинского improvisus — неожиданный, внезапный) — сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Сродне экспромту., а упорный труд, помноженный на выдающийся талантТалант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
большого мастера.

Блистательные кинороли

Много и успешно снимался Николай Олимпиевич и в киноКино (от греческого kineo — двигаю, двигаюсь) — часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией, например киноискусство.. Режиссеры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротескГротеск (франц. grotesque, букв. — причудливый; комичный):

1) Орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).

2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).
, контрасты украшали его работы.

Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам. Сила таланта — в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь разнящиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдает без остатка свою эмоциональную энергию. Какое счастье для нашей культуры, что пленка сохранила шедеврыШедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. гриценковской фантазии и мастерства: Рощин (трилогияТрилогия — тип произведения одного автора (писателя, музыканта), объединенные общим замыслом, преемственностью сюжета. «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), Грацианский («Русский лес»), Каренин («Анна Каренина»), Сперанский («Адъютант его превосходительства»), немецкий генерал («Семнадцать мгновений весны»), Николай Антонович («Два капитана»).

Не всем актерам, даже многим известным, удается в равной степени состояться на театральных подмостках и перед кинокамерой. Зрители чрезвычайно помогают театральному актеру; возникающее чувствоЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
сопричастности, контакта с залом зачастую придает неожиданный импульс исполнителю. Другое дело — один на один с объективом, когда не спрячешься ни за какие приспособления, и глаза[en] твои крупным планом должны передать всю гамму обуревающих тебя чувств.

Николай Гриценко был одним из немногих, кому судьба подарила редкий дар соединить в своем творчестве сцену и экран.

Николай Олимпиевич Гриценко скончался 8 декабря 1979 года в Москве. (Ю. А. Газиев)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)