Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Николай Камов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Николай Ильич Камов — биография

Николай Ильич Камов

Николай Ильич Камов — советский авиаконструктор в области вертолётостроения, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972). Член КПСС с 1943. Лауреат Государственной[en] премии СССР (1972). Знак зодиака — Дева.

Николай Камов родился 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1902 года в Иркутске, Российской Империи, в семье учителя. В 1918 году окончил коммерческое училище в Иркутске. В возрасте 16-ти лет поехал в город Томск и поступил там в Томский технологический институт (ТТИ). В 20 лет Николай с отличием окончил ТТИ, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер.

После окончания института переехал в Москву, устроился на авиационный завод фирмы "Юнкерс" слесарем, затем работал в мастерских «Добролёта». С 1928 года Николай Ильич работал конструктором в конструкторском бюро морского самолетостроения Дмитрия Павловича Григоровича, где принимал участие в разработке и испытаниях самолёта-торпедоносца открытого моря (ТОМ-1).

В 1929 создал первый советский вертолёт (автожир) Каскр-1 «Красный инженер» в соавторстве с инженером Николаем Кирилловичем Скржинским.

В 1931 году был назначен начальником конструкторской бригады автожиров в секции особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). С 1937 года работал на тормозном заводе имени Кагановича.

В середине 1939 года Николай вернулся на прежнюю должность на авиазавод № 156, активно занимался серийным производством автожиров А-7-3а.  В 1931 — 1935 годах под руководством конструктора был построен боевой автожир А-7 (отряд автожиров участвовал в Великой Отечественной войне 1941 — 45[en]).

В 1940 году по инициативе Камова был организован первый в СССР завод автожиров на станции Ухтомская под Москвой, а сам он назначен его директором и главным конструктором КБ по вертолётостроению.

Осенью 1941 года завод Камова эвакуирован на Северный Урал, но основным направлением работы стали модернизация ленд-лизовских бомбардировщиков А-50. В 1943 году завод ликвидирован. С 1945 года работал в ЦАГИ. В октябре 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР создано опытного конструкторского бюро (ОКБ-2), Камов был назначен его главным конструктором. ОКБ-2 сначала располагалось в Москве, в 1951 году переведено в город Тушино Московской области, а в 1955 году — в поселок станции Ухтомская Московской области. Этим ОКБ Камов руководил до своей смерти[en].

Под руководством Камова были созданы соосные вертолёты:

  • Ка-8 «Иркутянин» (1945 — 1948);
  • Ка-10 (1949 — 1953);
  • Ка-15 (1950 — 1956);
  • Ка-18 (1955 — 1960);
  • 2-турбинный Ка-25 (1958 — 1968);
  • 2-двигательный Ка-26 (1964 — 1967);
  • 2-турбинный экспериментальный Винтокрыл Ка-22 (1953 — 1964).

25 сентября 1929 года — первый полет первого советского вертолета изобретателя Камова Николая Ильича.

17 мая 1934 — первый успешный полет первого советского боевого вертолета ЦАГИ А-7 — его изобретатель так же Н.И. Камов.

Николай Ильич Камов

Широкой известности как авиационный конструктор Камов обязан созданием для народного хозяйства многоцелевого вертолета Ка-26 оригинальной конструкции "летающее шасси", ставшим наиболее массовым соосным вертолетом (с 1969 года было построено  825 вертолетов). Эти вертолеты с поршневыми двигателями 2х325 лошадиных сил, взлетным весом 3250 кг широко демонстрировались на авиавыставках и экспортировались во многие страны.

В период с 1967-го по 1970-й годы было построено несколько модификаций вертолета Ка-26. Они производились в следующих вариантах:

  • Сельскохозяйственный — без грузопассажирской кабины, с баками или бункерами для разбрызгивания и распыления химикатов полосой шириной 20-60 метров при скорости полета 30-130 км/ч;
  • Транспортный — с грузопассажирской кабиной для перевозки 6 пассажиров или грузов массой 900 кг или с грузовой платформой вместо кабины;
  • Санитарный — для перевозки двух больных[en] на носилках и двух — на сиденьях с сопровождающим медработником[en] и медицинским оборудованием;
  • Лесопатрульный — для патрулирования лесных массивов и для спасательных работ при пожарах; снабжен электрической лебедкой ЛПГ-150 грузоподъемностью 150 кг с тросом длиной 40 м и крюком;
  • Летающий кран — для монтажных работ и транспортировки грузов массой 900 килограмм на внешней подвеске, когда грузы из-за габаритов не размещаются на грузовой платформе;
  • Корабельный спасательный — с электролебедкой ЛПГ-150-M3, с системой подъема пострадавших, спасательной лодкой ЛАС-5М3 с радиостанцией "Коралл" и телевизионной камерой, аварийными баллонетами для посадки на воду;
  • Патрульный — для госавтоинспекции, с громкоговорителями, электролебедками, грузовым крюком, может оснащаться телевизионной камерой и использоваться для съемок с воздуха.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1972);
  • Два ордена Ленина (1962, 1972);
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1957, 1971);
  • Медали;
  • Государственная премия СССР (1972).

Николай Ильич Камов вспоминал:

Николай Ильич Камов

«Слово «вертолет» впервые родилось в 1928 году, а не в начале 1950-х, как утверждают некоторые. Хуан де ля Сиерва назвал свою винтокрылую машину «автожир» — от греческих слов «аутос» — сам и «жирос» — круг или вращение.

В переводе с греческого «автожир» — «самовращающийся». По-русски же воспринимается как какой-то «автомобильный жир», да и с технической точки зрения не совсем правильно. Вот я и придумал тогда новое название — «вертолет», что-то такое вертящееся и летающее... Однако в конце 1920-х годов название не привилось. Возродилось оно в начале 1950-х годов, уже применительно к геликоптерам, название которых образовано от греческих слов «геликос» — винт и «птерос» — крыло. Получается нечто «винтокрыла». По физическому смыслу точно, вот только слово труднопроизносимое. «Вертолет» же — понятно и звучит совсем по-русски[en]...».

Николай Ильич Камов скончался 24 ноября 1973 года в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)