Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Николай Метнер Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Николай Карлович Метнер — биография

Николай Карлович Метнер

Николай Карлович Метнер (1879/80-1951) — российский[en] композитор и пианист. С 1921 года за рубежом (с 1936 в Великобритании). Создатель жанра фортепьянной сказки. В концертном репертуаре преобладала классическая музыка.

Николай Метнер родился 5 января 1880 года (24 декабря 1879 по старому стилю) в Москве. Он происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним - Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером. Окончив в 1900 году Московскую консерваторию по специальности фортепиано у В. И. Сафонова с Малой золотой медалью. Теоретические предметы изучал под руководством Сергея Ивановича Танеева, Антона Степановича Аренского.

Николай Карлович вскоре обратил на себя внимание как талантливый, технически сильный пианист и интересный, вдумчивый музыкант. Систематического композиторского образования Николай Метнер не получил, несмотря на рано обнаружившиеся способности к сочинению музыки». Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 205.

В 1909 — 1910, и в 1915 — 1921 годах — профессор Московской консерватории (класс фортепиано). С 1921 жил в Германии, Франции, с 1936 — в Великобритании. В 1927 концертировал в СССР. Основная область творчества Метнера — камерная, прежде всего фортепианная, музыка. Он создал жанр сказки — небольшой фортепианной пьесы лирико-повествовательного характера.

Для композиторского стиля Николая Карловича характерны сосредоточенность мысли, склонность к интеллектуализму. Он был выдающимся исполнителем собственных произведений и интерпретатором классической музыки (в особенности Людвига вана Бетховена). Для Метнера-пианиста типичны глубокое постижение авторского замысла, внешне сдержанная манера игры.

Композитору принадлежат 3 концерта для фортепиано с оркестром (1918, 1927, 1943), 14 фортепианных сонат, «Сказки» (10 циклов); произведения для скрипки и фортепиано, в том числе 3 сонаты; многочисленные циклы романсов (в т. ч. на слова Александра Сергеевича Пушкина, Федора Ивановича Тютчева).

В СССР было издано Собрание сочинений в 12-ти томах. (1959 — 1963).

Библиография Метнера

  • Муза и мода: Защита основ музыкального искусства. — Paris: YMCA-Press, 1935; репринт — Paris, 1978;
  • Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. — М., 1963;
  • Письма / Под редакцией Заруи Апетовны Апетян. ― М.: Музыка, 1973;
  • Воспоминания, статьи, материалы / Под редакцией З. А. Апетян. ― М.: Музыка, 1981.

Сочинения Николая Карловича Метнера

Вокальные сочинения:

  • «Молитва» на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова (1896), не опубликована;
  • «Эпитафия» на стихи А. Белого (1907), не опубликована;
  • «Wie kommt es?» на стихи Германа Гессе (1946―1949), не опубликована;
  • «Ангел» на стихи Лермонтова, ор. 1bis (1901―1908);
  • Три романса, ор. 3 (1903) на стихи Лермонтова, Пушкина и Фета из Гёте;
  • Девять песен Иоганна Вольфганга Гёте, ор. 6 (1901―1905);
  • Три стихотворения Гейне, ор. 12 (1907);
  • Две песни, ор. 13: «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина; 1901―1904), «Эпитафия» (стихи Андрея Белого; 1907);
  • Двенадцать песен Гёте, ор. 15 (1905―1907);
  • Шесть стихотворений Гёте, ор. 18 (1905―1909);
  • Три стихотворения Ницше, ор. 19 (1907―1909);
  • Два стихотворения Ницше, ор. 19а (1910―1911);
  • Восемь стихотворений Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета, ор. 24 (1911);
  • Семь стихотворений Фета, Валерия Яковлевича Брюсова, Тютчева, ор. 28 (1913);
  • Семь стихотворений Пушкина, ор. 29 (1913);
  • Шесть стихотворений Пушкина, ор. 32 (1915);
  • Шесть стихотворений Пушкина, ор. 36 (1918―1919);
  • Пять стихотворений Тютчева и Фета, ор. 37 (1918―1920);
  • Соната-вокализ, ор. 41 № 1 (1922), частично без слов;
  • Сюита-вокализ, ор. 41 № 2 (1927), без слов;
  • Четыре песни, ор. 45 (1922―1924);
  • Семь песен, ор. 46 (1922―1924);
  • Семь песен на стихотворения А. С. Пушкина, op. 52 (1928―1929), в том числе «Ворон» (№ 2);
  • «Полдень» (стихи Тютчева), op. 59 № 1 (1936);
  • Семь песен на стихи русских и немецких поэтов, ор. 61 (1927―1951).

Концерты для фортепиано с оркестром:

  • Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918);
  • Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927);
  • Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943).

Для двух фортепиано:

  • «Русский хоровод», ор. 58 № 1 (1940);
  • «Странствующий рыцарь», ор. 58 № 2 (1940―1945).

Камерные сочинения:

  • Три ноктюрна для скрипки и фортепиано, ор. 16 (1904―1908): d-moll, g-moll, c-moll;
  • Соната для скрипки и фортепиано № 1 h-moll, op. 21 (1904―1910);
  • Две канцоны с танцами для скрипки и фортепиано, op. 43 (1922―1924): C-dur, h-moll;
  • Соната для скрипки и фортепиано № 2 G-dur, op. 44 (1922―1925);
  • Соната для скрипки и фортепиано № 3 e-moll «Эпическая», op. 57 (1935―1938);
  • Фортепианный квинтет C-dur, op. posth (1904―1948).

Сочинения без номера опуса и неопубликованные:

  • Траурное адажио e-moll (1894―1895), не опубликовано;
  • Три пьесы (1895―1896): Пастораль C-dur, Музыкальный момент c-moll, Юмореска fis-moll, не опубликованы;
  • Прелюдия b-moll (1895―1896), не опубликована;
  • Шесть прелюдий (1896―1897): C-dur, G-dur, e-moll, E-dur, gis-moll, es-moll;
  • Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована;
  • Соната h-moll (1897), не опубликована;
  • Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован;
  • Экспромт f-moll (1898), не опубликован;
  • Сонатина g-moll (1898);
  • Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту Бетховена (1910);
  • Этюд c-moll (1912);
  • Сказка d-moll (1915), не опубликована;
  • Andante con moto B-dur (1916), не опубликована;
  • Две лёгких фортепианных пьесы (1931): B-dur, a-moll, не опубликованы.

Фортепиано соло:

  • Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia;
  • Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»);
  • Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия;
    Соната f-moll, op. 5 (1895―1903);
  • Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll;
  • Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll;
  • Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur;
  • Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur;
  • Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur;
  • Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Шествие рыцарей» e-moll;
  • Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur;
  • Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1, «Кампанелла» h-moll, № 2;
  • Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910);
  • Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll;
  • Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911);
  • Соната «Ночной ветер» e-moll, op. 25 № 2 (1910―1911);
  • Четыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll, fis-moll;
  • Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914);
  • Соната a-moll, op. 30 (1914);
  • Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка;
  • Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll;
  • Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll;
  • «Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza);
  • «Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera), Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5);
  • «Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica;
  • Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll;
  • Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926);
  • Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll;
  • Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928);
  • Шесть сказок, ор. 51 (1928): d-moll, a-moll, A-dur, fis-moll, fis-moll, G-dur;
  • Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930);
  • Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931);
  • Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка;
  • Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933);
  • Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937);
  • Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll.

Николай Карлович Метнер скончался 13 ноября 1951 года в Лондоне. Похоронен на кладбище Хендон (Hendon Cemetery) в Лондоне.

Подробнее о Николае Метнере читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

  • Васильев П. И. Фортепианные сонаты Метнера. ― М., 1962;
  • Лариса Львовна Гервер. Поэзия романсового творчества: Рахманинов и Метнер (заметки к теме) // Научный вестник Московской консерватории. — 2014. — № 1;
  • Долинская Е. Б., Н. Метнер, М., 1966; Из воспоминаний о Н. К. Метнере, «Советская музыка», 1972, № 7;
  • Долинская Е. Б. Николай Метнер: монографический очерк. ― М., 1966;
  • Долинская Е. Б. Николай Метнер (фрагмент из книги) // Музыкант-Классик. — М.: ИП Русак А.Е., 2013. — № 7-8. — С. 16-20. — ISSN 2413-9238.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)