Олег Янковский Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Олег Иванович Янковский — биография

Олег Иванович Янковский

Умное лицо — это ещё не признак ума

Олег Иванович Янковский — советский, российский актёр театра, кино и телевидения, кинорежиссёр, Народный артист СССР[en] (1991). Брат народного артиста Ростислава Янковского. В 1967-1973 годах в Саратовском драматическом театре, с 1973 в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1990 московский театр «Ленком»). Знак зодиака Рыбы.

Роли Олега Янковского: Ленин («Революционный этюд» Михаила Филипповича  Шатрова), Гамлет («Гамлет» Уильяма Шекспира) и др. Снимался в фильмах: «Зеркало» (1974), «Ностальгия» (1982) Андрея Арсеньевича Тарковского, «Полеты во сне и наяву» (1982, Государственная премия СССР, 1987) Романа Гургеновича Балаяна, «Убить дракона» (1988) Марка Анатольевича Захарова, «Крейцерова соната» (1987), «Мадо, до востребования», «Паспорт» (оба — в 1990), «Цареубийца» (1991), «Немой свидетель» (1994), «Роковые яйца» (1995), «Ревизор» (1996); телевизионных фильмах «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Государственная[en] премия Российской Федерации[en] (1997), премия «Ника-91».

В Саратове

Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане, в Казахстане. В 1965 году окончил Саратовское театральное училище и с 1967 года играл на сцене Саратовского драматического театра. Исполнял роли классического («Таланты и поклонники», «Стакан воды») и современного («Человек со стороны») репертуара. Наибольшего успеха добился в роли князя Мышкина (спектакль «Идиот»).

Дебют в кино

В 1968 году Олег дебютировал в кино, снявшись в роли Генриха Шварцкопфа, племянника высокопоставленного гитлеровского бонзы, в фильме «Щит и меч». В том же году сыграл красноармейца Андрея Некрасова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища». Эти ранние работы Янковского были выстроены на контрапункте внешнего облика и внутренней сути персонажей. Они обнаружили сдержанность манеры исполнения, обаяние и стремление актера к достоверности, принесли Янковскому не только популярность у зрителей, но и признание в профессиональной среде.

Скупость в выразительных средствах не помешала актеру создать романтические образы в его следующих лентах «Жди меня, Анна» (1969), «Я, Франциск Скорина» (1970), «О любви[en]» (1971).

На сцене Ленкома. Особенность актерского дарования

С 1973 года Олег Иванович играл на сцене Московского театра Ленком. Он быстро стал ведущим актером этого театра, среди его лучших спектаклей: «Автоград-XXI», «Парень из нашего города», «Революционный этюд», «Диктатура совести», «Оптимистическая трагедия», «Чайка», «Варвар и еретик», «Гамлет». Актерская пластичность позволяла Янковскому органично выглядеть в киноролях автогонщика («Гонщики», 1973), партийного функционера («Премия», 1974; «Обратная связь», 1978), декабриста Кондратия Рылеева («Звезда пленительного счастья», 1975), неустроенного, колючего человека («Чужие письма», 1976, «Сладкая женщина», 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного («Слово для защиты», 1977, «Поворот», 1979).

Работа с Тарковским, Захаровым и Балаяном

Способность легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила актеру быть востребованным самыми разными режиссерами. Андрей Тарковский доверил Янковскому сыграть роль Отца в «Зеркале» (1975) и писателя Горчакова в «Ностальгии» (1983). Марк Захаров удачно использовал свойство Янковского сохранять дистанцию по отношению к действию не только в спектаклях театра Ленком, но и в фильмах «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1982), «Убить Дракона» (1989). Блестящие роли сыграл он в фильмах Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1987), «Филер» (1988).

Наиболее известные работы

В 1990-х годах в творчестве актера стала проявляться тяга к открытой комедийности и фарсу («Паспорт», 1990; «Роковые яйца», 1995; «Ревизор», 1996).

За четверть века актерской работы Олег Янковский снялся в 50 фильмах. К числу его наиболее заметных картин относятся «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), «Влюблен по собственному желанию» (1982), «Крейцерова соната» (1988, Государственная премия РСФСР за 1989 год), «Два гусара» (1984), «Цареубийца» (1991), «Мадо, до востребования» (1990), «Первая любовь» (1995).

В 1993 году актёр стал президентом кинофестиваля «Кинотавр». (С. В. Кудрявцев)

«Я так давно живу на земле. Несколько тысяч лет. Каждый человек несколько раз живет на земле. Просто у нас, наверное, отшибло память. Каждое время ищет своего героя, ведь так?! И актерская судьба не может не отражать этих поисков. Одна из самых главных задач нашей профессии — умение быть разным и в то же время быть похожим на себя. То есть вкладывать свое сердце[en], свой ум. Счастливый случай послал мне профессию, которая помогает быть не только самим собой. Моя профессия — любить! Я не представляю себя без любви. Без любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно», — рассуждал в одном из интервью Олег Янковский.

«Мне посчастливилось, что время тогда сконструировало героя. Так легли звезды, что выбор пал на меня. У нас были герои, которых олицетворял Николай Рыбников, послевоенные годы потребовали романтического героя, играл Олег Стриженов. Потом понадобился интеллектуальный герой, и появился Алексей Баталов и более изощренный Иннокентий Смоктуновский. А потом время потребовало ответить, где детства[en] разбросанной по миру интеллигенции? Чем они занимаются? И на эту роль явился я, Олег Янковский… Я не был обделен судьбой. На меня пал редкий и счастливый случай — выразить поколение! Знание, что мне очень повезло, и что очень возможен, реален был совсем другой вариант моей судьбы, оно спасает и охраняет, и дает понимание, что ты ответственен за то, что дала судьба, и что нужно каждый день благодарить за это. Вставать с благодарностью и ложиться с благодарностью. А как иначе?!» — говорил Олег Янковский.

Еще:

«Отец и мать Олега Янковского были потомственными дворянами (по отцовской линии - польские, по материнской - русские). Отец служил штабс-капитаном в Семеновском полку, в гражданскую войну перешел на сторону красных и воевал под началом Михаила Николаевича Тухачевского. Однако в 30-е годы он был репрессирован и вместе с семьей отправлен в ссылку в Казахстан. В Джезказгане он дослужился до начальника строительства.

На момент рождения[en] Олега в семье Янковских было уже двое мальчиков: Ростислав и Николай. По словам Олега, первые годы жизни ему запомнились счастливыми и безмятежными, несмотря на то, что время было тяжелое, военное. Актер вспоминает: «А потом в одночасье все кончилось: отца в очередной раз забрали, мать, которая никогда прежде не работала, осталась с тремя детьми на руках. Так что коньки, велосипед или - чуть позже - загадочный мир, мерцавший за соседскими стеклами пузатой линзой первого телевизора, - все это существовало не для нас. Но мы даже не испытывали зависти, потому что хотеть этих роскошных вещей нельзя, не принято, не полагалось…»

После ареста отца (а это произошло, когда семья жила уже в Таджикистане) семья Янковских распалась: старший сын Ростислав уехал в Минск (на родину отца), работать актером в Русский драмтеатр, а мать с Николаем и Олегом уехали в Саратов. Там они жили буквально впроголодь. Николай подавал большие надежды как актер (его даже приглашали в Слоновское театральное училище сам Сальников), однако он не мог бросить свою семью и устроился работать кузнецом. Его зарплаты едва хватало, чтобы прокормить себя, жену, мать, бабушку и младшего брата Олега. По мере сил присылал деньги из Минска старший брат Ростислав. Но и этих денег едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Когда жить стало совсем невмоготу, Ростислав забрал Олега в Минск, хотя и у него жизнь складывалась не сладко.

Вместе с женой они жили в мансарде театрального здания, а если точнее - в гримерке. Пожарные периодически выгоняли их оттуда, они поживут чуть-чуть в гостинице и обратно возвращаются на старое место. Вместе с ними стал теперь жить и Олег. Несмотря на то, что его брат был актером, Олега в те годы тянул к себе футбол, и он подавал большие надежды в этом виде спорта. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. Однажды в театре заболела[en] молодая актриса-травести, игравшая в пьесе А. Салынского «Барабанщица» роль мальчика Эдика, и ей срочно пришлось искать замену. Тут под руку режиссера и подвернулся юный Олег. Так как роль была из разряда «кушать подано», подростку доверили ее без всякого страха. И он действительно не подвел коллектив, справился. С этого момента в жизнь будущего знаменитого актера всерьез вошел театр.

Окончив в Минске 10 классов, Олег вскоре вернулся в Саратов и стал перед выбором - куда поступать? Выбор стоял между медицинским училищем и театральным. В конце концов Янковский выбрал последнее и поступил в Саратовское театральное училище».

«Окончив училище в 1965 году (его дипломной работой был Тузенбах), Олег Иванович был принят в труппу Саратовского драматического театра имени Карла Маркса. К тому времени он уже успел жениться на своей однокурснице по училищу Людмиле Зориной, которая попала в этот же театр. Вскоре на свет появился мальчик - Филипп Янковский».

«Я долго не понимал, почему нравлюсь женщинам. Пионервожатая в школе в Минске мне впервые сказала: «Какие у тебя глаза[en] красивые». Обращаюсь как к ребенку. Я это тогда как следует не воспринял. В общем, многое из того, что потом писали обо мне критики, впервые я услышал от девчонок…

Описывать свои любовные похождения не буду, врать, что всегда хранил верность жене, тоже. Зачем обижать Людмилу? У меня замечательная супруга. Что было между нами, там и останется…» Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 353.

10 октября 1968 года в Саратове у Олега Янковского Людмилы Зориной родился сын Филипп Олегович Янковский — советский и российский актёр и кинорежиссёр.

19 июля 2001 года в Царском Селе состоялся единственный концерт знаменитого британского певца Элтона Джона, который посетил Олег Иванович. В зрительном зале находились принц Монако Альберт, кутюрье Джорджио Армани, королева Испании Мария, Мстислав Ростропович, Борис Немцов[en].

Знаменитые цитаты Олега Янковского

Фильмография Олега Янковского

Год — Название фильма — Роль:

Олег Иванович Янковский скончался 20 мая 2009 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Место упокоения актера находится рядом с другими великими актёрами — Людмилой Марковной Гурченко и Вячеславом Васильевичем Тихоновым.

Подробнее об Олеге Янковском читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности