Павел Луспекаев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Павел Борисович Луспекаев — биография

Павел Борисович Луспекаев

Павел Борисович Луспекаевроссийский актер театра и кино, заслуженный артист России[en] (1965). Участник Великой отечественной войны[en]. Знак зодиака — Овен.

Работал в русских театрах Тбилиси и Киева. В 1959-64 в Ленинградском Большом драматическом театре. Снимался в фильмах «Республика ШКИД», «Белое солнце[гор] пустыни» и др.

Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы, Мясниковского района, Северо-Кавказского края, РСФСР, СССР[en]. В начале 40-х годов окончил Луганское ремесленное училище. Подростком попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы. Во время одного из боев был ранен. После выздоровления Паша был определен на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского[en] фронта.

В 1944 году Павел Борисович оставил военную службу и осел в Ворошиловграде — его зачислили в труппу местного драматического театра. В течение двух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, среди которых самыми заметными были: «Под каштанами Праги» Константина Михайловича Симонова.

Летом 1946 года Павел Луспекаев приехал в Москву и подал документы в Театральное училище имени М. С Щепкина. По свидетельству очевидцев, он был преисполнен решимости обязательно поступить в училище, хотя прекрасно понимал все свои огрехи — у него была специфическая южная речь, грубые манеры и недостаток общего образования. Кое-кто из абитуриентов откровенно говорил ему, мол, парень, куда ты лезешь, но Луспекаев и не думал сдаваться. Вспоминает Р. Колесова:

«Называют фамилию: Луспекаев. На сцену вышел молодой человек с большими горящими глазами[en]. Худой-худой, длинный-длинный. И начал читать. Это было удивительное зрелище. Читая басню, он жестами иллюстрировал каждое слово и изображал то действующее лицо, от имени которого читал. Показывал руками, как летают птицы, как звери шевелят ушами или вертят хвостом.

Потом Луспекаев читал рассказ Александра Петровича Довженко… В профессиональном смысле это было чтение абсолютно неграмотного человека (хотя Павел уже работал два года в театре), но… человека огромного дарования. Его темперамент захватывал, его обаяние завораживало. Но что это? Руки забинтованы. Константин Александрович Зубов спросил Луспекаева: «Что у вас с руками?» Луспекаев ответил: «Ожог». Но Зубов был человеком весьма опытным и, сразу определив «болезнь», сказал: «а ну-ка, молодой человек, развяжите-ка руки, все равно мы знаем, что эта татуировка!» Потом Павлу было задано несколько вопросов, на которые он очень остроумно ответил, и…был допущен к экзаменам по теоретическим дисциплинам.

На экзамене по литературе абитуриенты писали сочинения. Павел взял лист бумаги, написал два-три слова, долго сидел, а потом сдал экзаменатору чистый лист. Василий Семенович Сидрин сказал, что за чистый лист он не может поставить даже единицы. На что К. Зубов бросил: «Изобретайте, что хотите. Я все равно его возьму!» Луспекаев был принят. Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 378-379.

Любимый[en] народом киногерой Павел Верещагин имеет реального прототипа — Михаила Поспелова. Прототип Верещагина был верен офицерскому долгу.

Фильм "Белое солнце пустыни" по праву можно назвать одной из лучших картин в советской кинематографии. Фразы и реплики героев фильма глубоко вошли в нашу разговорную речь.

Одним из устоявшихся афоризмов стала фраза «За державу обидно» таможенника Верещагина. У этого сценического героя на самом деле был реальный прообраз — офицер-пограничник Михаил Дмитриевич Поспелов. Даже внешне актер Павел Луспекаев, блестяще сыгравшего Верещагина, очень похож на Поспелова.

Одним из комичных эпизодов в фильме, когда жена предлагает Верещагину черную икру, а он от нее отказывается. Эти кадры снимали глубокой ночью. Два килограмма деликатеса были куплены в ресторане. Специально для кадров с икрой была сделана плошка с углублением, чтобы ложка в ней "тонула". Пока настраивали аппаратуру, Верещагин, войдя в образ, съел несколько ложек редкого продукта. Увидев это безобразие, режиссер скомандовал: "Все, снимаем, безо всяких репетиций и дублей!" Самое обидное, что икра никому из съемочной группы после работы так и не досталась. Все так устали, что не догадались поставить ее в холодильник.

Однажды на гастролях в Кисловодске Павел Луспекаев с товарищами опаздывали на выездной спектакль в Пятигорск. Когда поезд подошел к перрону, стало ясно, что выйти невозможно, — толпа пассажиров хлынула в вагон. Тогда Луспекаев громовым голосом объявил: "Граждане, расступитесь! Дайте пройти группе пациентов сумасшедшего дома! Не загораживайте проход!" Все оторопели и поневоле расступились. Артисты вышли. Двери стали закрываться. Пассажиры обо всем догадались и начали возмущаться. "Не тех вывели", — отреагировал Луспекаев.

Роль Верещагина стала для Луспекаева последней. У него были ампутированы ступни ног, он ходил на протезах. Когда он шел на съемочную площадку, за ним всегда следовала жена и несла алюминиевый стульчик. Через каждые 20 метров он присаживался отдохнуть. После съемок всегда садился у моря, опускал ноги в воду. Чувствовал, что жизнь его подходит к концу и старался как можно чаще быть в кругу людей. После ухода из жизни осталось 23 фильма с участием актера. И спетая им песня Булата Окуджавы и Исаака Шварца «Ваше благородие»…

Семья П.Б. Луспекаева

Жена — Инна Кириллова, до выхода на пенсию работала в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году, похоронена рядом с мужем.

Дочь — Лариса. Окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работает в гостиничном бизнесе.

Внучка — Дарья Луспекаева. Закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне.

Внук — Александр. По данным на 2016 года учится в Санкт-петербургском государственном[en] политехническом университете.

Творчество Павла Борисовича Луспекаева

Телеспектакль

Книга

Театральные работы

Большой драматический театр имени М.Горького:

1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Георгий Александрович Товстоногов — Черкун;

1959 — «Эзоп» Гильерме Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод);

1959 — «Пять вечеров» Александра Моисеевича Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев;

1960 — «Иркутская история» Алексея Николаевича Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов;

1960 — «Гибель эскадры» Александра Евдокимовича Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов — Гайдай;

1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Рубер Сергеевич Агамирзян — Бонар;

1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен;

1964 — «Поднятая целина» по Михаилу Александровичу Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Макар Нагульнов.

Работы на телевидении

1965 — «Римские рассказы» по новеллам Альберто Моравиа (телеспектакль); режиссёр Лев Израилевич Цуцульковский;

1965 — «Нос» Николая Васильевича Гоголя (телеспектакль); режиссёр Александр Аркадьевич Белинский;

1967 — «Жизнь Матвея Кожемякина» (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Матвей Кожемякин;

1967 — «Зависть» (телеспектакль); режиссёр М. Сулимов — Андрей Петрович Бабичев;

1969 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Ноздрёв.

Фильмография

Павел Борисович Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной[en] аорты в гостинице «Минск», в Москве. Похоронен на Северном кладбище, в Ленинграде.

Подробнее про Павла Луспекаева читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности