Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Поль Верлен Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Поль Верлен — биография

Поль Верлен
Поль Верлен

Поль Верлен (Verlaine) (1844-1896) — французский поэт-символист. Автор более тысячи стихотворений. Знак зодиака — Овен.

Ввел в лирическую поэзиюПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
сложный мир чувствЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
и переживаний, придал стихуСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. тонкую музыкальность (сборники «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). КнигаКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
литературно-критических статей «Проклятые поэты» (1884). Автобиографическая «Исповедь» (1895).

Биография в поэтических сборниках

Поль Верлен родился 30 марта 1844 года в Меце, в семье капитана саперных войск и дочери богатого сахарозаводчика. Отца звали Николя-Огюст Верлен, мать — Элиза-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. Детство[en] поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. было счастливым: обожавшие своего единственного и долгожданного сына родители (особенно мама) во всем ему потакали и баловали его.

Верлен учился в лицее Бонапарта (ныне Кондорсе), где начал писать стихи. Там он познакомился с поэзией Виктора Гюго, Теодора де Банвиля, Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Леконта де Лиля, Альбера Глатиньи, и даже 12 декабря послал Виктору Гюго стихотворение «Смерть». Завершив образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование., он поступил на работу в страховое общество, а затем в ратушуРатуша (польск. ratusz, от нем. Rathaus):

1) Орган самоуправления в городах феодальной Зап. Европы; в России в 18 — нач. 19 вв. также сословный судебный орган в небольших городах.

2) Здание городского самоуправления; обычно имеет зал на 2-м этаже и часовую башню.
. В 1863 году он опубликовал свое первое стихотворениеСтихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема (сродни с поэмой); в 19-20 веках преимущественная форма лирики.. 30 декабря 1865 года умер[en] отец Поля.

28 апреля 1866 появилось уже восемь его стихотворений в сборнике «Современный Парнас». В том же году Поль издал собственный сборник «Сатурнические стихотворения», значительную часть которых составили произведения, написанные под заметным влиянием Шарля Бодлера, Теофиля Готье и парнасцев«ПАРНАС» («Parnasse») — группа французских поэтов в 1850-60-е гг.: Ш. Леконт де Лиль, Ж. М. Эредиа, Ф. А. Сюлли-Прюдом и др. (название утвердилось в 1866, после выхода их сборника «Современный Парнас»); декларировала «искусство для искусства», «бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка.. 16 февраля 1867 года скончалась его кузина и подруга детства Элиза Дюжарден (в девичестве Монкомбль). Поэт тяжело переживал утрату, находя спасение в абсенте. После своего замужества она помогла Верлену материально в издании его первого поэтического сборника. 25 июля 1867 Верлен начал сотрудничество с сатирическим журналом публициста и будущего коммунара Эжена Вермерша «Майский жук». 12 августа поэт приехал в Брюссель, где был тепло принят Виктором Гюго. 2 сентября Поль  присутствовал на похоронах Бодлера на Монпарнасском кладбище.

В 1868 появилась брошюрка под названием «Подружки»: эти несколько стихотворений были посвящены теме лесбийской любвиЛесбийская любовь (лесбианство, сапфизм, трибадия) — женский гомосексуализм; название от о. Лесбос, где в 7-6 вв. до н. э. жила древнегреческая поэтесса Сапфо, которой приписывают воспевание этой формы половой жизни., и ничтожный тираж был немедленно конфискован полицией (позднее «Подружки» вошли в сборник «Параллельно»). 6 мая суд города Лилля вынес решение о конфискации и уничтожении тиража «Подруг», а издателя приговорили к штрафу в 500 франков.

В 1869 году вышла вторая книга Верлена «Галантные празднества», главной темой которых стали мотивы искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.. В том же году поэт познакомился с Матильдой Мотэ де Флервиль и после помолвкиПомолвка — церемония объявления кого-либо женихом и невестой. Часто сопровождается обручением. По русской традиции родители невесты устраивают угощение по случаю помолвки. В некоторых странах Европы брак, заключенный без предварительной помолвки, не считался законным. в июне 1869 начал работать над сборником «Добрая песня», целиком посвященной невестеНевеста — девушка или женщина, вступающая в брак, а также (разговорное) девушка, достигшая брачного возраста.. Книга, вышедшая в свет 12 июня 1870 года, за два месяца до венчания, стала свадебным подаркомПодарок:

1) Вещь, которую дарят, подарили.

2) Что-либо хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).
Матильде. Четвертый сборник «Романсы без слов» (1874) представлял собой лирический дневник, в котором описывались впечатления от путешествия по Бельгии и Англии. 4 сентября состоялось провозглашение Республики, в результате чего прошла всеобщая мобилизация — Верлен вступил добровольцем в Национальную гвардию.

30 октября 1871 года родился[en] Жорж — сын Поля и Матильды.

Встреча Верлена с Рембо

Стихи сборника создавались с весны 1872 по весну 1873 года и были самым непосредственным образом связаны с драматическими отношениями Верлена и Артюра Рембо. Роковая для обоих поэтов встреча произошла в сентябре 1871, когда шестнадцатилетний Рембо приехал по приглашению Верлена в ПарижПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек.. Очень скоро семейная жизнь Верлена дала трещину: даже рождение сына не могло спасти этот бракБрак — семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.

В некоторых государствах (например, во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 года к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический (незарегистрированный) брак.
. 7 июля Верлен ушел из дома по настоянию Рембо. Оба поэта отправились в Англию, где вели разгульное и одновременно полунищенское существование. Дважды Рембо оставлял своего друга, но возвращался, откликаясь на его отчаянные призывы.

Развязка наступила 10 июля 1873 в Брюсселе: когда Рембо вновь заговорил о своем желании вернуться в Париж, смертельно пьяный Верлен дважды выстрелил в него из револьвера, легко ранив в руку. По приговору суда Верлен был осужден на два года тюрьмыТюрьма — место отбывания тюремного заключения, а также содержания лиц, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу., где пережил духовный кризис и обратился к католической вере. Освободившись, Верлен в феврале 1875 приехал в Штутгарт для встречи с Рембо. СвиданиеСвидание — заранее установленная встреча двух влюбленных, вообще встреча мужчины и женщины, ищущих знакомства, взаимных отношений. закончилось ссорой, и бывшие друзья расстались навсегда.

1880-1890-е годы

П. Верлен. Художник Г. Курбе
П. Верлен. Художник Г. Курбе

В 1881 году Поль Верлен издал сборник «Мудрость», назвав его «книгой новообращенного»: основная часть стихотворений была написана в бельгийской тюрьме и во время пребывания в Англии в 1875-1879 годах. Широкая публика узнала о существовании таких поэтов, как Верлен и Стефан МаллармеСтефан Малларме (1842-1898) — французский поэт-символист. Для его драматических поэм «Иродиада» (1867-1869), «Удача никогда не упразднит случая» (1897), сборника «Стихотворения» (1887), проникнутых мотивами одиночества и бессилия перед жизнью, характерны усложненный синтаксис, стремление к передаче «сверхчувственного» в поэзии. Филологические труды, литературно-критические статьи., из знаменитого романаРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). Шарля Мари Жоржа ГюисмансаШарль Мари Жорж Гюисманс — французский писатель. Натуралистические тенденции повести «Марта...» (1876), романа «Сестры Ватар» (1879) перерастают в романах «Наоборот» (1884) и «Там, внизу» (1891) в декадентство. Мистическая интерпретация реальности в романах «В пути» (1895), «Собор» (1898). «Наоборот» (1884), главный герой которого обладал самыми утонченными литературными вкусами. Сборник «Когда-то и недавно» (1885) был издан, когда Верлен начал становиться знаменитым: именно сюда вошло прославленное «Поэтическое искусство», написанное в апреле 1874 года по случаю двухсотлетия «Поэтического искусства» Буало.

В 1888 году появился сборник «Любовь» — книга «католических» стихов Верлена. Более трети стихотворений этого сборника объединены в цикл, посвященный памяти любимого[en] ученика Верлена — Люсьена Летинуа. Через год вышла книга с характерным названием «Параллельно», в которой Верлен, по его собственным словам, «как бы притворялся приверженцем дьяволаДьявол (от греческого diabolos — клеветник) (сатана, Иблис) — в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.». Книгу «Счастье» (1891) обычно называют заключительной частью трилогииТрилогия — тип произведения одного автора (писателя, музыканта), объединенные общим замыслом, преемственностью сюжета. (куда входят также «Мудрость» и «Любовь»). Книга «Песни к ней» (1891) посвящена несостоявшейся танцовщице Эжени Кранц, которая стала спутницей последних лет и дней Верлена. Книга «Сокровенные обедни» (1892) — еще одно собрание католических стихов — была посвящена памяти Бодлера. Последний прижизненный сборник Верлена «Эпиграммы» вышел в 1894 году.

Прозаические произведения Верлена обычно делят на «прозуПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
воображенияВоображение (фантазия) — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.» и автобиографическую. К первой относятся «Записки вдовца» (1886). Составившие ее разнородные миниатюрыМиниатюра (французское miniature, от латинского minium — киноварь, сурик) — в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде — жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч, разговорная, хореографическая, вокальная или музыкальная сценка, эстрадная или клоунская реприза и т. д.). На миниатюрах строится репертуар театров миниатюр. были написаны в основном в 1883-1884 годах. Автобиографию Верлена составляют воспоминания «Мои больницы» (1891), «Мои тюрьмы» (1893) и начатая незадолго «Исповедь», которую поэт не успел завершить.

Импрессионизм и символизм

Портрет Поля Верлена, художник Эжен Каррьер
Эжен Каррьер. Портрет П. Верлена

Полю Верлену принадлежит более тысячи стихотворений. Он начинал как соратник парнасцев Леконта де ЛиляШарль Леконт де Лиль (Leconte de Lisle) Шарль (1818-1894) — французский поэт. Глава группы «Парнас», заложивший начала ее эстетики в сборнике «Античные стихотворения» (1852). В сборнике «Варварские стихотворения» (1862) утверждал красоту первобытной природы, противопоставляя ее ничтожеству современных «варваров». Сборник «Трагические стихотворения» (1884), трагедия «Эринии» (1873). и Теофиля Готье, но уже в «Романсах без слов» его стиль стал «импрессионистическим»: это мир смутных, трудноуловимых настроенийНастроение — целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененно переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» настроение) до таких отчетливо выраженных форм, как, напр., скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность., ощущений, ассоциаций, в которых размытая линия преобладает над контуром, оттенок — над однотонным цветом, светотень — над светом и тенью. Поэзия Верлена насыщена меланхолией и безысходностью, во многом обусловленной обстоятельствами его жизни. Подхватив идею Бодлера о разрыве между действительностью и мечтой, он довел ее до логического конца: грезы являются единственным убежищем поэта. Свято веруя в абсолютную реальность грез, Верлен фактически стёр грань между субъективнымСубъективность — отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами объекта; отсутствие объективности. и объективным: его стихи воздействуют не своим прямым предметным значением, а навеянным и «подсказанным» настроением. Именно поэтому символисты считали Верлена одним из своих предшественников.

Поэтические работы Верлена

Проза

  • Les Poètes maudits (1884);
  • Louise Leclercq (1886);
  • Les mémoires d’un veuf (1886);
  • Mes hôpitaux (1891);
  • Mes prisons (1893);
  • Quinze jours en Hollande (1893);
  • Vingt-sept biographies de poètes et littérateurs (parues dans «Les Hommes d’aujourd’hui»);
  • Confessions (1895).

Стихи

  • Poèmes saturniens (1866);
  • Les Amies (1867);
  • Fêtes galantes (1869);
  • La Bonne chanson (1870);
  • Romances sans paroles (1874);
  • Sagesse (1880);
  • Jadis et naguère (1884);
  • Amour (1888);
  • Parallèlement (1889);
  • Dédicaces (1890);
  • Femmes (1890);
  • Hombres (1891);
  • Bonheur (1891);
  • Chansons pour elle (1891);
  • Liturgies intimes (1892);
  • Élégies (1893);
  • Odes en son honneur (1893);
  • Dans les limbes (1894);
  • Épigrammes (1894);
  • Chair (1896);
  • Invectives (1896);
  • Biblio-sonnets (1913);
  • Oeuvres oubliées (1926—1940).

Издания на русском языке

  • Верлен Поль. Стихи / Перевод Федора Кузьмича Сологуба, 2 изд. — М.—П., изд. "Петроград" 1923. — 112 с., тир. 2500 экз.
  • Верлен П. Собрание стихов / Пер. Валерия Яковлевича Брюсова. — М., 1911. — ??? с.
  • Верлен П. Избранные стихотворения / Составитель Петр Николаевич Петровский. — М., 1912. — ??? с.
  • то же, М., 1915: [Стихи], в книге: Звездное небо. Стихи зарубежных поэтов в переводе Бориса Леонидовича Пастернака, М., 1966;
  • Верлен П. Стихи // в книге «Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в переводе Ильи Григорьевича Эренбурга». — М., 1969. — С.
  • Верлен П. Лирика / Составитель Ефим Григорьевич Эткинд. — М., 1969. — ??? с.
  • Верлен П. Избранное / Перевод Георгия Аркадьевича Шенгели. — М., 1996. — ??? с.
  • Верлен П. Стихи. — Кишинёв: Литературный фонд «Axul Z», 1996. — 192 с.
  • Верлен П. Стихи // Семь веков французской поэзии в русских[en] переводах. — СПб: Евразия, 1999. — С. 393-408.
  • Верлен П. Три сборника стихов/ Сост. Георгий Константинович Косиков. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2005. — На французском языке с параллельным русским текстом. — 512 с.
  • Верлен П. Исповедь: Автобиографическая проза, художественная проза/ Перевод с французского Майи Залмановны Квятковской, Ольги Демидовны Кустовой, С. Рубановича, Михаила Давидовича Яснова. — СПб: Азбука-Классика, 2006. — 480 с.

Библиография

  • Максим Горький, Поль Верлен и декаденты, Собр. соч., т. 23, М., 1953;
  • Борис Пастернак. Поль-Мари Верлен [1944];
  • Он же. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.4.М.: Худ. литература, 1991, с.395-399;
  • Пьер Птифис. Поль Верлен / Перевод с фр. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 489 с. (ЖЗЛ: Сер. биогр.; Вып. 835);
  • История французской литературы, т. 3, М., 1959.

Поль Верлен скончался 8 января 1896 года в Париже. (Е. Д. Мурашкинцева)

"Синее небо над кровлей..."

Романс на стихи Поля Верлена исполняет Анна Смирнова.

Перевод В. Портнова;
Музыка Юрия Эдельштейна;
Гитара - Виктор Афонский.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)