Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Главная / Биографии / Знаменитые тезки / Рената Литвинова Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Рената Муратовна Литвинова - биография

Рената Литвинова

Если любишь человека, тебе интересна каждая деталь его жизни

Рената Муратовна Литвинова (тат. Renata Morat qızı Litvinova) — российский[en] сценарист,  актриса, режиссер, продюсер. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2002), двукратный Лауреат открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» (1994, 2006), награждена медалью Пушкина (2012) за заслуги в области культуры, искусства и создание высокохудожественных образов. Постоянный персонаж светской хроники, «икона стиля» по мнению многих глянцевых журналов в России. Знак зодиака — Козерог.

Автор сценариев к фильмам: «Нелюбовь» В. Д. Рубинчика(1991), «Трактористы-2» (1992), «Увлеченья» К. Г. Муратовой (1994), «Принципиальный и жалостливый взгляд» (1995), новеллы к фильму «Три истории» (1997). Снявшись в фильмах «Увлеченья» и «Три истории», заслужила репутацию стильной, неординарной актрисы. Первый фильм в 1991 году.

Детство

Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве, в семье врачей[en]. Отец давно умер[en], а мама, Алиса Михайловна, до сих пор работает хирургом. Назвали Ренату в честь дяди. Правда, татарский дядя был Ринат.

Отец не жил с ними. Рената говорит, что он был очень красивым мужчиной. "Когда ко мне приходили какие-нибудь подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец".

Мама Ренаты обожала кино. Она все время ходила на вечерние сеансы и, разумеется, брала с собой дочку. Взрослые фильмы были скучны для Ренаты, и мама носила для нее большой пакет с яблоками. Так Рената и сидела в кинозале, хрустя яблоками.

Мамина киномания передалась Ренате. Она признается, что может смотреть кино с утра до вечера. "Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком".

Про школьное детство Рената Литвинова очень не любит[en] вспоминать. "От него у меня воспоминания некоей беспросветности, детского одиночества. Я всегда торопилась домой. Подальше от всех этих учительниц и учеников".

Дома Рената читала все подряд. Больше всего любила Николая Гоголя. Еще у мамы была Большая медицинская энциклопедия. "Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например "Шизофренический бред"… Вот все это я обожала изучать".

ВГИК

В десятом классе Рената Литвинова решила поступать на сценарный факультет ВГИКа. Во-первых, потому, что она, как уже было сказано, любила кино, во-вторых, потому, что сама уже пробовала писать, а в-третьих, потому, что институт был рядом с домом. Она принесла во ВГИК свои рассказы. Сейчас она сама называет их "очень странными".

На экзаменах присутствовал знаменитый сценарист Евгений Габрилович. Рената ему очень понравилась. Поступила с первого раза.

На курсе оказались дети[en] очень известных родителей. В институте кинематографии вообще случайных людей вроде Ренаты почти не бывает. С ней, например, учились Роман Качанов, сын режиссера-мультипликатора, и Аркадий Высоцкий, сын Владимира Высоцкого. (Первый потом прославится сценарием фильма "ДМБ", а второй отойдет от кино.)

Одним из руководителей курса был Исай Константинович Кузнецов (он, в частности, написал сценарий чудного советского блок-бастера "Москва-Кассиопея"). "Рената была красавица, - вспоминает Кузнецов. - Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться".

Кузнецов говорит, что Литвинова тогда была довольно резка в суждениях. Как-то обсуждалась чья-то не очень удачная работа. Все обстоятельно высказывались. Спросили мнение Ренаты. "А зачем это вообще обсуждать?" - пожала она плечами.

Сейчас она подчеркнуто корректна. Даже когда раздражена. Она, например, наотрез отказывается говорить, чей же фильм "раскритиковала" молотком.

В ту пору известный режиссер Сергей Соловьев вел во ВГИКе казахскую мастерскую. "Рената все время ходила к нам, - вспоминает Соловьев. - Потом она показала то, что пишет. Мне чрезвычайно это понравилось. Литвинова - выдающийся прозаик. Если говорить о своеобразии личности, своеобразии манер - это все менее ярко, чем своеобразие ее прозы. Я стал ее подзуживать, чтобы она скорей писала что-нибудь для реального кино".

Дипломный сценарий Ренаты назывался "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.". Рецензент оценил его весьма негативно. Даже пришлось переписывать. На защите кто-то из мэтров спросил Ренату: - А вы вообще умеете говорить по-русски?

Стажировку Рената Литвинова проходила в объединении Сергея Соловьева "Круг". - Я наткнулся на ее сценарий "Нелюбовь", - говорит Соловьев. - Он меня совершенно поразил. И первое, что я запустил в нашем объединении, - Рустама Хамдамова с "Анной Карамазофф" и Валерия Рубинчика с "Нелюбовью". Кино началось.

Первая известность

В кинобогеме Рената Муратовна Литвинова сразу произвела впечатление. А ведь чего там только не видели! Уже в начале 90-х про нее стали писать влюбленные журналисты. Хотя ничего такого особенного она еще не сделала. Собственно, Литвинова - сама по себе явление.

Она стала модным персонажем. Не надо путать это со всенародной популярностью, до которой еще было далеко. Пока известность Ренаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов.

Рената написала сценарий для фильма "Трактористы-2". Проект тоже обещал быть модным, но, строго говоря, провалился. Хотя она до сих пор повторяет. Что его создатели, братья Алейниковы, очень талантливые люди.

Клипмейкер Юрий Грымов, который и себя считает законодателем мод и не может пропустить мимо ни одну модную штучку, где-то нашел и прочитал повесть Литвиновой "Третий путь". В ней Грымов увидел свой путь в большое кино. Произведение Грымов назвал "Мужские откровения" и огорошил всех рекламной компанией короткометражки. Но фильм вышел откровенно неудачным. Быть может, потому, что сценарий писал Грымов сам, причем даже вставил туда несколько своих сцен. Впрочем, про "Откровения" быстро забыли. А про Литвинову - нет.

Режиссер Кира Муратова еще в конце 80-х прочитала в альманахе "Киносценарии" ту самую дипломную работу Ренаты "Принципиальный и жалостливый взгляд". Ей так понравилось, что она даже хотела снять по нему картину. Этого не случилось, зато на одном из кинофестивалей Кира Георгиевна Муратова встретила Ренату Литвинову. - Как раз в тот момент, когда мы знакомились, - говорит Рената, - начался праздничный салют и было ничего не слышно, потом мы договорились встретится в баре. После нашего разговора она сказала: "Вы нам очень понравились". Она была с мужем. Помню, меня поразила такая формулировка.

Кино

Однажды рано утром Ренату Муратовну разбудил телефонный звонок. Это была Муратова. Она предложила прийти к ней на кинопробы. "Да, конечно", - ответила Рената, на случайной бумажке записала телефоны Муратовой и снова заснула.

Когда Рената проснулась, подумала: "Что за сон мне приснился? Будто Муратова позвала сниматься". Но тут на бумажке она увидела номера муратовских телефонов.

Рената пришла на пробы, но на роль не очень подошла. А Муратова никак не хотела расставаться с Литвиновой и предложила разделить одну роль на двоих. То есть ходят две подружки и говорят одни и те же слова. Рената возразила: "Зачем мне чужие слова? Я могу свои написать". Так появился новый персонаж - странная медсестра. Со своими странными монологами.

- Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире Муратовой - это было невозможно.

Потом специально для Муратовой Рената написала несколько, как она сама выражается, "криминальных новелл". Муратова выбрала из них одну - "Офелия, невинно утонувшая". (Из-за нее в Ренате и стали подозревать маньяка.) Добавив еще две (других сценаристов), Муратова сделала фильм "Три истории". Так Литвинова, невинно ужаснувшая, попала в историю. Историю кино.

Режиссер Валерий Тодоровский прочитал повесть Ренаты "Обладать и принадлежать" про двух девушек, одна из которых глухая. Он захотел сделать по ней фильм. Однако сценарий написал почему-то в соавторстве с другим человеком, а не с автором повести.

Фильм "Страна глухих" стал вполне успешным. Собственно, единственное, что сценаристы не тронули в литвиновской прозе, - образ глухонемой по имени Яя. Строго говоря, на ней-то (отдельный поклон Дине Корзун) и держится картина.

- Рената недовольна тем, что поставили по ее вещам. Ну и правильно, - рассуждает Сергей Соловьев. - Я ей давно говорил: ты всегда будешь недовольна, потому что то, что ты пишешь, должна ставить сама. Давай приходи, я тебя запущу с чем угодно. Просто под свой страх и риск. Она говорила: "Да-да-да, я приду и напишу". Но пока не пришла.

На телевидении

Рената Литвинова все чаще стала появляться на экране телевизоров. Телевизионщики - существа расчетливые. Они точно знают, что если в кадре что-то будет говорить Литвинова, люди канал не переключат. Могут костерить эту "блондинку жеманную", но все равно будут смотреть.

Не случайно амбициозный Леонид Парфенов, затевая на НТВ свой долгий проект по сверхновейшей истории, в качестве одного из комментаторов пригласил Ренату. На фоне лысых мужчин вроде Гайдара и Караганова наша героиня с ярко накрашенными губами смотрелась эффектно. Но некоторые журналисты считают, что Рената выглядела несколько комично. Многим зрителям не понравились ее манерные интонации, мяукающий голос и ломкая пластика.

В рекламе

Р.М. Литвинова успела сняться даже в рекламе - колготки рекламировала. - Только по материальным соображениям, - объясняет она. - Деньги тогда были для меня острой проблемой.

Между прочим, впервые она снялась в рекламе еще в девятом классе. Кто-то решил, что с ее тогдашней ангельской внешностью хорошо будут сочетаться драгоценности. Их она и рекламировала. Получила за съемку гонорар - двадцать рублей. А потом одна подружка, которая очень хотела стать манекенщицей, упросила Ренату пойти с ней на просмотр в Дом моделей на Кузнецком мосту. Рената за компанию прошлась по подиуму. Подружку не взяли, а Ренату попросили остаться. Но она уже поступила во ВГИК, и ей было не до показов.

Тимофеевский припомнил эпизод, как подруга-дизайнер попросила его с Ренатой участвовать в показе новой коллекции. - Мне пришлось переодеваться в ними в одной комнате, - говорит Тимофеевский. - И я удивился, насколько у моделей некрасивые по сравнению с Ренатой фигуры.

"Граница. Таежный роман"

Пожалуй, настоящая, народная слава пришла к Ренате Литвиновой после сериала Александра Митты "Граница. Таежный роман". Она сыграла гарнизонного медработника, но роль эта, по признанию Митты, не писалась специально под Литвинову. Пробовались несколько актрис.

Рената была очень послушной на площадке. Митта не мог на нее нарадоваться. В июне 2002 вместе с фильмом Литвинова была удостоена Государственной[en]премии РФ. - Больше я не буду ни одного фильма снимать без нее, - говорит Александр Митта. - У Ренаты есть шанс стать международной "звездой".

Многие считают, что Литвинова играет в картинах саму себя. Соловьев на это усмехается, - Рената сильная и таинственная женщина. И этой тайной она не намерена ни с кем делиться. И уж тем более играть себя в чужих фильмах. Она использует своеобразие собственной личности. Очень расчетливо, очень умно, очень дозировано, и в каждой картине по-разному.

Личная жизнь

Рената Литвинова старательно избегает разговоров о личной жизни. Про первого мужа, кинопродюсера, она никогда не позволяет себе никаких высказываний.

Второй муж Ренаты к кино отношения не имеет. На все вопросы Рената отвечает лукаво: "Он просит говорить, что он инженер". Но совершенно очевидно, что инженер не подарил бы жене огромный черный "мерседес". Летом 2001 года у них родилась дочь Ульяна. (Игорь BIN). В 2007 году супруги развелись.

Фото Ренаты с дочерью Ульяной

Фото Ренаты с дочерью Ульяной

Фильмография Ренаты Литвиновой

  • 1990 — Ленинград. Ноябрь — автор сценария;
  • 1991 — Нелюбовь — автор сценария;
  • 1992 — Трактористы 2 — автор сценария;
  • 1994 — Увлеченья — актриса, автор сценария;
  • 1996 — Мужские откровения — автор сценария;
  • 1996 — Принципиальный и жалостливый взгляд — автор сценария;
  • 1997 — Три истории — актриса, автор сценария;
  • 1999 — Восемь с половиной долларов — озвучание роли;
  • 2000 — Граница. Таежный роман;
  • 2000 — Нет смерти для меня — режиссер, автор сценария, монтаж, персонаж фильма;
  • 2001 — Апрель;
  • 2001 — Гипноз;
  • 2002 — Небо. Самолет. Девушка — актриса, автор сценария;
  • 2004 — Богиня: Как я полюбила — актриса, режиссер;
  • 2006 — Мне не больно — Тата (Натэлла Антоновна);
  • 2007 — Два в одном — вагоновожатая трамвая Алиса;
  • 2007 — Жестокость — Зоя Андреевна Вяткина, одинокая женщина;
  • 2008 — Догнать брюнетку — женщина на фотографии (мама Маши);
  • 2009 — Весельчаки — Евгения, жена Розы;
  • 2009 — Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка» — Шарлотта;
  • 2009 — Мелодия для шарманки — «Киса»;
  • 2009 — Золотое сечение — Катюша, владелица фотостудии;
  • 2010 — Волшебный кубок Роррима Бо — старшая пионервожатая, ведьма;
  • 2010 — Бриллианты. Воровство — женщина с большим носом;
  • 2011 — Generation П — Алла;
  • 2011 — Сердца[en] бумеранг — волшебница;
  • 2012 — Последняя сказка Риты — Таня Неубивко;
  • 2012 — Девушка и смерть — Нина;
  • 2012 — Вечное возвращение — Она;
  • 2014 — Гена Бетон — Главный редактор газеты «Наш криминал»;
  • 2014 — Однажды в парке;
  • 2015 — Про Любовь.

Рената Литвинова об истинной сексуальности

«Женщины часто ошибаются, когда считают, что выглядеть сексуально — это значит большая грудь или губы-плюшки, которые хочется подрезать ножницами.

Я уже давно поняла: меня и в мужчинах, и в женщинах больше всего возбуждает мозг, талант. А уж если ты обладаешь и внешней основой, и характером — это уже невероятная сила. Тогда ты можешь слепить из себя безумную красавицу.

Правда, ради достижения красоты нужно пережить какие-то легкие невзгоды, потрудиться над усовершенствованием тела. Но, когда возникает серьезный перекос в сторону оболочки, это тоже неправильно.

Согласитесь, совмещать многочасовые тренировки в спортивном зале с чтением «Маленьких трагедий» Пушкина практически нереально.

Люди исступленно тренируют тела. Но ведь мозги и душу нужно не меньше, а даже больше тренировать!».

О Российском оборазовании

В 2016 году, по сообщению JoInfo.ua Рената Муратовна Литвинова решила отправить свою 14-летнюю дочь жить и учиться в Париж во Францию. По её словам, такое решение было принято не спонтанно, а обдуманно, поскольку получить хорошее образование в современной российской школе нереально, а вместо знаний и хороших манер, там угнетают детей.

«В русской школе она была несчастна. Каждый раз отправлялась как в бой, и потом мы могли делать уроки до двенадцати ночи, какие-то тупые формальные тесты, а знаний не было, на чтение книг и походы в музей тоже не было времени. Так для чего такое обучение, если растет необразованный ребенок, угнетенный школой? Один мальчик повесился перед контрольной… И мальчиков в три раза меньше, чем девочек. Что-то с этим тоже надо делать! Девочки теперь должны сражаться за их внимание? - возмущается Рената.

– Я считаю, что все равно нужно как-то закалять ребенка, а мальчиков вообще нужно отпускать от юбки и важно учить уважать и восхищаться женщиной, дверь ей открывать, место уступать, вставать, когда входит, хотя бы! Господи, ведь этого уже никто не делает из молодых, да я сто раз об этом говорила!» - рассказала Литвинова в одном из интервью.

Сама актриса заявила, что теперь она будет жить на две страны[en], но не видит в этом ничего страшного. Кроме того, ее дочь Ульяна будет сниматься в ее фильмах, где Литвинова выступает как режиссер.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)