Разместите статью, биографию и пр.[en]

Ренато Гуттузо Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Ренато Гуттузо — биография

Ренато Гуттузо

Ренато Гуттузо (итал. Renato Guttuso) — итальянский живописецЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
, график, почетный член Академии художеств СССР[en] (1962). Знак зодиака — Козерог.

Ренато Гуттузо родился 26 декабря 1911 года в Багерия, близ Палермо, на острове Сицилия, и поэтому его живопись всегда сохраняла особый колорит культуры южной Италии. Отец, землемер и акварелист-любитель, зарегистрировал его рождение[en] 2 января 1912 года.

Первый успех молодому художнику принесли работы, отправленные на римскую Куадриеннале в 1931 году. В Риме, куда Ренато Гуттузо перебрался в начале 30-х годов, он попал в круг художников, представляющих собой антифашистскую культурную оппозицию, сблизившись с мастерами направления «Римская школа» (М. Мафаи, К. Кальи, П. Фаццини и др.), участвуя в выставках группы «Корренте» (1939-1941). Пафос борьбы с фашизмом, отстаивание права открыто выражать свои чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
и убеждения в искусстве определил характер произведений этого времени. В единой мощной динамике формы и цвета Гуттузо передавал трагизм происходящего в полотнах «Бегство с Этны» (1939) и «Расстрел» (1939). В центральном произведении этих лет — картине «Распятие» (1941) он обратился к экспрессивному и страстному языку живописи Пикассо, известное полотно которого «Герника» стало олицетворением гражданского мужества художника.

На протяжении всей жизни Гуттузо привлекал рисунок. В нем он отрабатывал решение объемно-пространственной концепции композиции своих живописных работ, искал выразительные жесты. Порой, предназначенные для живописи, его графические листы слагались затем в серии, обретающие самостоятельное идейное значение. Такова графическая серия «Got mit uns» («С нами бог!»), в названии которой повторена надпись, выбитая на пряжках ремней нацистских солдат. Сразу после войны серия была издана в виде отдельного альбома.

В 1940-е годы Ренато Гуттузо был участником подпольного антифашистского движения в Риме и Милане, печатал дома листовки, из-за арестов вынужден был скрываться, стал участником партизанского отряда в Абруцци. В годы «черного двадцатилетия» и Сопротивления он обрел необходимый жизненный опыт, стал художником, сознающим нравственную ответственность за происходящее в Италии. Обретенная в эти годы стилистическая манера живописи с подчеркнуто объемной структурой предметов и фигур получила развитие и в ряде портретов 1930-40-х годов («Автопортрет», 1936; «Альберто Моравиа», 1938; «Художник Натили», 1940).

Неореализм Ренато Гуттузо (1943-1955)

В 1943-1955 годы Гуттузо являлся активным сторонником неореализма, принимал участие в выставках объединения «Новый фронт искусств» (1947 — в Галерее «Кайрола» в Милане; 1948 — в Болонье). Эстетическая позиция мастеров неореализма нашла яркое воплощение в полотнах «Захват пустующих земель» (1948), «Битва у моста Адмирала» (1951-1952), «Мертвый рабочий» (1952), «Выход в море» (1950), «Каменотес» (1950), «Ловля меч-рыбы» (1950), «Мафия» (нач. 1950-х гг.), сериях рисунков о шахтерах Калабрии, людях Сицилии.

Социальные события истории и современности, образ человека из народа — стали центральной темой творчества художника в эти годы. В полотнах, рассказывающих о быте и труде жителей Юга Италии («Ловля меч-рыбы», «Выход в море»), художника привлекала передача выразительной энергии цвета, напряженной динамики тел рыбаков Сицилии. Холодная сине-фиолетовая цветовая гамма в полотнах «Расстрел патриотов» (1952), «Мертвый рабочий» (1953), «Допрос» (1950) подчеркивает трагизм происходящего. Эти картины звучат как воспоминание о недавних событиях истории. Столь же ярко повествовало о них полотно «Занятие пустующих земель», программно ознаменовавшее в 1948 году рождение нового реалистического направления в искусстве.

Как и другие мастера неореализма, Гуттузо не мог не откликнуться на события, происходящие на Юге Италии, создав собирательный образ его крестьянстваКрестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.. Как мастера-неореалиста Ренато привлекала передача определенного социального типа и в рисунках. Гибкой, подвижной линией переданы фигуры шахтеров Калабрии и крестьян Сицилии, занятых своим повседневным трудом. Рассказ Гуттузо имеет характер не просто репортажа, не только документального очеркового повествования (что роднило произведения художников и литераторов неореализма), это всегда и образный показ красоты простого человека, рассказ о его нравственной красоте.

Романтическая экспрессия Гуттузо (конец 1950-х — 1970-е)

Находящаяся в постоянном развитии действительность оставалась главной темой творчестваТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Гуттузо и в этот период. В полотнах из серии «Человек в толпе» (1957-60) — «Митинг», «Перекресток», «Толпа»), в картинах «Политическая дискуссия» (1959-60), «Пляж» (1955-56) эмоционально емко передано психологическое состояние людей и окружающая их атмосфера. Это было достигнуто полным экспрессииЭкспрессиционизм (от латинского expressio — выражение) — направление в литературе и искусстве 1-й четверти 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства.

Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский ); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).
объемным построением форм в пространстве, подчеркнутой пластикой тел, звучными аккордами цветовых пятен. Эффект присутствия человека всегда ощущается в натюрмортах и пейзажах Гуттузо. Динамичное распределение цветовых зон в картине «Натюрморт» (1958) с изображением разбросанных инструментов в мастерской или в полотне «Натюрморт» (1959) с плоской крестьянской корзинкой и торчащим из нее ножом, напоминает мозаику.

Позднюю манеру художника назвали «романтическим экспрессивным реализмом». Понимание живописной динамики связано для него с изображением динамики современной жизни. Постоянной моделью Ренато Гуттузо, его помощником и секретарем стал молодой рабочий Рокко Католано, образ которого часто художник передавал в портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.. В фигурах, лицах портретируемых, как и в изображаемых предметах, Гуттузо всегда искал пластический элемент, стремился передать напряжение материи. Линия у него всегда усиливает впечатление напряжения и внутреннего движения формы, но никогда не бывает статичной («Человек, читающий газету», «Рокко Скотеллеро», «Курильщик», конец 1950-х-60-е гг.). При этом художник никогда не утрировал движение, жесты, но тонко находил эквивалент пластической, соответствующей внутреннему эмоциональному состоянию.

Особое место в творчестве Ренато Гуттузо занимала иллюстрация. В рисунках к «Отверженным» Виктора Гюго (1959), к сборникам стихотворений чилийского поэта Пабло Неруды, к «Божественной комедии» Алигьери Данте (1960) — проявился его выдающийся талант графикаГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель.

Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).
. Высокая художественная культура позволяла ему свободно изменять ритм светотеневых градаций, экспрессивные вариации ведения лилии, экспериментировать в достижении синтеза формы и движения, что всегда представляло особый интерес для художника.

Живописные и графические образы Гуттузо всегда зрительно осязаемы, жизненны, полнокровны и остро современны. Все созданное этим выдающимся мастером 20 столетия стало уже достоянием истории, классикой, вошло в число лучших произведений мирового искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.. (Е. Д. Федотова)

Список картин Ренато Гуттузо

Ренато Гуттузо скончался 18 января 1987 года в Риме.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная