Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно
29 апреля родились[en]: Александр II Николаевич, Лариса Ивановна Удовиченко, Жюль Анри Пуанкаре, Ума Турман
Скончались[en]: Геннадий Иванович Невельской, Альфред Хичкок, Демьян Васильевич Кочубей, Альберт Хофманн

Римский-Корсаков Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Николай Андреевич Римский-Корсаков — биография

Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский[en] композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Знак зодиака — Рыбы.

Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине. Он был мастером инструментовки, новатором гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Римский-Корсаков завершил ряд произведений Модеста Мусоргского, Александра Порфирьевича Бородина, Александра Сергеевича Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.

Ещё из статьи Н. Ф. Соловьева из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907):

Н. А. Римский-Корсаков — известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Николая Андреевича на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит Милию Алексеевичу Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Римский-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали «Садко» — симфоническая музыкальная картина, и «Сербская фантазия»; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Римский-Корсаков проявил большой талант колориста.

Опера Римскова-Корсакова «Псковитянка», на текст русского поэта и драматурга Льва Александровича Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил к ней пролог, под названием «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.

На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Римскова-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 году — «Снегурочка», в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной «Дубинушки» в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, опера «Садко» имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге.

Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году — в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: «Царская невеста». Не менее обширна и замечательна деятельность Римского-Корсакова  как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.

Римский-Корсаков переработал и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Ему же принадлежит «Практический учебник гармонии» (1886). Новые его произведения оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди», по Александру Сергеевичу Пушкину (1900); «Сервилия», по Мею (1902); «Кощей Бессмертный» (1902) — осенняя сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Долголетняя педагогическая деятельность Римскова-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность; таковы Бернгардт (директор Петербургской консерватории), Анатолий Константинович Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Римскова-Корсакова  особенно выделился композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений., дирижёрДирижирование (от французского diriger — управлять) — управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения.

Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики. В характере и стиле дирижирования отражаются особенности личности дирижера, понимание им музыкального произведения.
, музыкально-общественный деятель Александр Константинович Глазунов.

Семья Римского-Корсакова

Дети и внуки:

    1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871—1953);

        их дети:

    2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884—1929);

        их дети[en]:

 

        их дети:

Сын — Андрей Николаевич (17 октября (5 октября по ст.ст.) 1878, Санкт-Петербург — 23 мая 1940, Ленинград) — музыковед, текстолог, музыкальный критик, философ. Биограф Н. А. Римского-Корсакова. Известен также исследованиями творческого наследия и биографии М.П. Мусоргского.

    Жена — Юлия Лазаревна Вейсберг (6 января 1880 (25 декабря 1879 по ст.ст.), Оренбург — 1 марта 1942, Ленинград) — композитор, критик и публицист, переводчик, ученица отца. Погибла во время блокады.

        их сын:

 

        их дети:

 

        их дочь:

 

Произведения Римского-Корсакова

«Полет Шмеля»
«Шахерезада — море и корабль Синбада»
«Колыбельная Волховы» (Опера «Cадко»), исп. Галина Ковалева
«1000 и 1 ночь»
«Сцена таяния» (Опера «Снегурочка»), исп. Анна Нетребко
«Ария варяжского гостя» (Опера «Cадко»), исп. Николай Гяуров
«Шествие князей» (Опера-балет «Млада»)
«Прощай, Масленица»
Знаки зодиака для малышей — Лев «Колыбельная»
«Пророк», исп. Фёдор Шаляпин
«Будет красен день»

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался 21 июня (8 июня по ст. ст.) 1908 года в усадьбе Любенск близ Луги, ныне Ленинградской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Подробнее про Римского-Корсакова читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)