Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Родион Щедрин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная

Родион Константинович Щедрин — биография

Родион Константинович Щедрин
Р. К. Щедрин в молодости

Родион Константинович Щедринроссийский[en] музыкантМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения., композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений., пианистПианино (итальянское pianino, букв. — маленькое фортепиано) — клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Дека и механика расположены вертикально., педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.)., народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. СССР (1981).

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года, в Москве, в семье профессиональных музыкантов. В 1941 году Радик был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, но из-за начавшейся войны (Great Patriotic War 1941-45) семья Щедриных была эвакуирована в город Куйбышев. По возвращении в Москву он снова учился в Центральной музыкальной школе, а с 1944 года – в Московском хоровом училище Свешникова. В 1947 году на конкурсе композиторских работ в Хоровом училище жюри под председательством Арама Ильича Хачатуряна присудило первую премию Родиону. Уже не четвертом курсе талантливого будущего музыканта приняли в Союз композиторов.

В 1955 году он окончил Московскую консерваториюКонсерватория (от итальянского conservatorio) — музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). по классам Юрия Александровича Шапорина (композицияКомпозиция (от лат. compositio — составление, связывание):

1) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

2) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

3) Произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.
) и Якова Владимировича Флиера (фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века.). С первых шагов на композиторском поприще он проявил себя как мастер оркестрового письма и приверженец русского колорита в духе «Петрушки» Игоря Федоровича Стравинского и «Шута» Сергея Сергеевича Прокофьева. Эти стороны индивидуальности Щедрина нашли свое воплощение в Первом концертеКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь):

1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
для фортепиано с оркестромОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла».

По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и другие; по жанровому признаку — эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
(1954), балетеБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
«Конек-Горбунок» (1956, поставлен в 1960), опереОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
«Не только любовь» (по мотивам рассказов Сергея Петровича Антонова из деревенской жизни, 1961, вторая редакция с камерным оркестром 1972), концерте для оркестра «Озорные частушки» (1963). В некоторых партитурахПартитура (итальянское partitura, буквально — разделение, распределение) — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые. Родиона Щедрина фигурируют партии для голосов народных певиц; особенно характерны «Поэтория» (концерт для поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений., голоса, хора и оркестра на слова Андрея Андреевича ВознесенскогоНиколай Алексеевич Вознесенский (1903-50) — российский политический деятель, академик АН СССР (1943). В 1938-1941, 1942-1949 председатель Госплана СССР. В 1946-1949 заместитель председателя Совете Министров СССР.

Член ЦК КПСС в 1939-1949 годов. Член Политбюро в 1947-49 (кандидат с 1941 года). Книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947). Государственная премия СССР (1948). Репрессирован (см. «Ленинградское дело»); реабилитирован посмертно.
, 1968), ораторияОратория (итл. oratorio, от лат. oro — говорю, молю) — музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью.

Сложилась к конце 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).
«Ленин в сердце народном» (1969) и опера «Мертвые души» на либреттоЛибретто — (итальянское libretto, буквально — книжечка):

1) Литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название).

2) Литературный сценарий балета, пантомимы.

3) 3) Изложение содержания оперы, балета.

4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма.
Щедрина по Николаю Васильевичу Гоголю (поставлена в 1977).

Родион Щедрин в возрасте 7 лет
Родион Щедрин в возрасте 7 лет

У зрелого Щедрина есть немало произведений, вдохновленных более высокими архетипамиАрхетип (от греческого arche — начало и typos — образ) — в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитической психологии» Карла Густава Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной. русской традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
; среди них — концерт для оркестра «Звоны» (1968), «Фрески Дионисия» для 9 инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на 1000-летие крещенияКрещение — одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). Руси, 1987), концерт для хора «Запечатленный ангелАнгелы (от греческого angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми.» на старообрядческиеСтарообрядчество — религиозное движение, возникшее в России в середине 17 века во время реформы православной церкви — унификации церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Противники реформ Никона отделились от официальной церкви под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». духовные тексты (1988). В ряде произведений Щедрина выразился его пиетет по отношению к Иоганну Себастьяну Баху («Музыкальное приношение» для органаОрган — клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С 7 века используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид приобрел с 16 в.

Орган состоит из воздухонагнетательного механизма (электрический, до середины 19 в. ручной), набора деревянных и металлических труб разных размеров, клавиатур — ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Посредством рычагов, кнопок органист может менять тембр (регистр) органа. Так называемый губной орган — древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух вдувается ртом (смотри шэн).
и духовых, 1982, «Эхо-соната» для скрипкиСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. соло, 1984, «Музыка для города Кетена» для камерного оркестра, 1984).

Р.К. Щедрин живо интересовался западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х годов снискал репутацию модерниста. В отличие от своих сверстников-авангардистов (Эдисона Васильевича Денисова, Андрея Михайловича Волконского, Софии Асгатовны Губайдулиной, Альфреда Гарриевича Шнитке), Родион Константинович пользовался покровительственным отношением со стороны руководства Союза композиторов и других инстанций, ответственных за культуру в СССР, и никогда не подвергался критическим атакам в советской печати. Это позволило ему смело экспериментировать с такими методами организации музыкального материала, как додекафонияДодекафония (от греч. dodeka — двенадцать и phone — звук) — метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором Арнольдом Шенбергом.

Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die Reihe) определенной последовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется.
, сонористикаСонористика (от лат. Sonorus — звонкий, звучный, шумный) — одно из музыкальных направлений современной музыки, сложившееся в конце 50-х годов ХХ века.

Между родственными терминами сонористика, сонорика, соноризм не выявлены точные грани, однако сонористику чаще всего определяют как существующее в определенных исторических рамках художественно-композиторское движение, а сонорику и соноризм — как метод сочинения, основанный на оперировании темброкрасочными звучностями — сонорами, который может существовать и вне сонористики.
, алеаторикаАлеаторика — метод музыкальной композиции, основанный на использовании случайности как формообразующего фактора. Появление этого метода относят к 1957 году и связывают с именами немецкого композитора К. Штокхаузена и французского композитора П. Булеза.

Алеаторика противостоит фиксированной композиции, где регламентированы все средства и параметры исполнения музыкального произведения. Алеаторическое произведение представляется слушателю стадия процесса сочинения, исполнитель и слушатель вовлекаются в некую акцию создания сиюминутного произведения.

Алеаторическая практика привела к созданию неполной нотной записи, схематичным формам записи музыки. Сторонники алеаторики видят ее преимущество в том, что случай, определяющий структуру произведения, вызывает к жизни «новую форму», независимую от намерений, вкуса и воображения автора. Крайней формой проявления алеаторики стал хэппенинг.
; использовав некоторые их них в ортодоксальной по своей идеологической направленности оратории «Ленин в сердце народном», Щедрин способствовал окончательной «легализации» западных влияний на советскую музыку.

Мастерски владея множеством музыкальных стилей, Щедрин охотно сочетает разнородные идиомы в рамках одного произведения. Так, во Втором концерте для фортепиано с оркестром (1966) суховатая полифония в духе Арнольда ШенбергаАрнольд Шенберг (Schonberg) (1874-1951) — австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы. Основоположник додекафонии. В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). Оперы, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные произведения; музыкально-теоретические труды. и его школы перемежалась с алеаторикой в духе Витольда Лютославского и джазовыми пассажами; в цикле 24 прелюдийПрелюдия (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно) — вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий. и фугФуга (итал. fuga, букв. — бег) — музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются т. н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги — у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др. (1964-1970) и «Полифонической тетради» (25 прелюдий, 1972) для фортепиано композитор отдал дань не только Баху и Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, но и додекафонии, а также своей склонности к пародии.

При переводе литературных первоисточников на язык музыкального театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
Щедрин стремится по возможности сохранить все богатство заключенных в них смыслов, проявляя при этом незаурядную изобретательность, в том числе в использовании музыки прошлого, которая всякий раз служит ему для создания характерного колорита. За исключением раннего «Конька-Горбунка», все балеты Щедрина написаны для его женыЖена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в официальном браке (к своему мужу). Майи Михайловны Плисецкой; это «Кармен-сюита» (свободная обработка фрагментов из оперы Жоржа Бизе «Кармен» для струнных и ударных, 1967), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Помимо опер «Не только любовь» и «Мертвые души», Щедрин написал еще одну «полноценную» оперу — «Лолита» (по Владимиру Владимировичу Набокову, была поставлена в 1994 году в Стокгольме). Перу Щедрина принадлежит также мюзиклМюзикл (английское musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х годах, расцвет наступил в 1940-1960-х годах (Коул Портер, Фредерик Лоу, Леонард Бернстайн и др.). «Нина и 12 месяцев» (по мотивам сказкиСказка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев Вильгельм Гримм и Якоб Гримм, русских — Александра Николаевича Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена, Вильгельма Хауфа, Александра Сергеевича Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.
Самуила Яковлевича Маршака), написанный по заказу из Японии (1988).

Муж и жена Родион Щедрин и Майя Плисецкая
Муж и жена Родион с Майей

Опыт Родиона Константиновича Щедрина как театрального композитора и мастера стилистической мимикрии нашел свое яркое выражение и в его лучших чисто инструментальных партитурах; помимо «Озорных частушек» и «Звонов», стоит упомянуть СимфониюСимфоническая музыка — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. №2 («25 прелюдий», 1965) Концерт для фортепиано №3 («Вариации и тема», 1975), «Автопортрет» для оркестра (1984), концерты для оркестра «Старинная музыка российских цирков» и «Хороводы» (оба 1989). В некоторых его поздних сочинениях заметна тенденция к более глубокой и интенсивной выразительности (Концерт для виолончелиВиолончель (итальянское violoncello) — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Антонио Страдивари. и оркестра, 1994).

В 1972 году Р. К. Щедрин был удостоен Государственной премии СССР за ораторию «Ленин в сердце народном», в 1973 стал Первым секретарем Союза композиторов РСФСР (вместо Георгия Васильевича Свиридова), а в 1984 получил Ленинскую премиюЛенинские премии в 1925-1991 — в СССР, за работы в области науки, техники, литературы, искусства, архитектуры. Учреждены в 1925 как премии им. В. И. Ленина (в 1935-57 не присуждались). Присуждались каждый четный год. за оперу «Мертвые души», кантатуКантата (итал. cantata, от лат. canto — пою) — крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра («Москва» П. И. Чайковского, «Александр Невский» С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом. «Казнь Пугачева» и «Торжественную увертюруУвертюра (франц. ouverture, от лат. apertura — открытие, начало) — оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.». В 1992 стал лауреатомЛауреат (от латинского laureatus — увенчанный лаврами) — лицо, которому присуждена государственная, республиканская, международная и т. п. премия, а также победитель конкурсов (главным образом художественных). Государственной премии Российской Федерации. (Музыковед Левон Оганесович Акопян)

Работы Родиона Константиновича Щедрина

Оперы

Балеты

Концерты для солирующих инструментов с оркестром

Концерты для оркестра

Симфонии

  • Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях (1958);
  • Вторая симфония (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1965);
  • Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях (2000).

Вокальные хоры a cappella

Вокальные сочинения для солистов, хора и оркестра

  • «Маленькая кантата». Из оперы «Не только любовь» для солистов, смешанного хора и оркестра (1961);
  • «Бюрократиада». Курортная кантата для солистов, хора и оркестра на тексты инструкции для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р. Щедрина (1963);
  • «Поэтория». Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А. Вознесенского (1968);
  • «Ленин в сердце народном». Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на народные слова в шести частях (1969);
  • «Модест Петрович Мусоргский. Детская». Вокальный цикл в семи частях с прелюдией и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р. Щедрина, слова М. Мусоргского (1964);
  • «Моление». Кантата для смешанного хора и оркестра на слова Иегуди Менухина (1991);
  • «Многая лета». Для фортепиано, смешанного хора и ударных (1991).

Вокальные сочинения Щедрина для голоса

Камерно-инструментальные сочинения

Фортепианные сочинения

  • Пьесы:

«Поэма» (1954)
«Токкатина» (1954)
«Юмореска» (1957)
«В подражание Альбенису» (1959)
«Тройка» (1959)

Музыка Родиона Щедрина к фильмам

Музыка для театра

Награды и звания Р.К. Щедрина

"Кармен-сюита", часть 2, Жорж Бизе, Родион Щедрин

 

Камерный оркестр струнного отделения Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Михаила Мироновича Фрадина.

"Carmen Ballet (Finale)", правообладатель музыкальной композиции: Warner Chappell.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)