Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Саади Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Приметы / Оглавление / Главная

Саади — биография

Саади
Восковая фигура Саади в музее истории остана Фарс в Ширазе

Саади (псевдонимПсевдоним — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства.; настоящее имяИмя — присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности. — Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) — персидский писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., поэтПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. и мыслительМыслитель — человек, обладающий даром глубокого оригинального мышления..

Саади родился между 1203 — 1210 годами, в Ширазе. Его отец служил при дворе атабека Фарса Саада ибн-Зенги (1195-1226). Он рано умер, оставив сына на попечение своего сюзеренаСюзерен (франц. suzerain) — в Западной Европе в средние века — верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам.. Тот обеспечил юноше возможность получить хорошее образование в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде, в середине 1220-х годов. В благодарность поэт стал подписывать свои сочинения псевдонимом Саади.

Начиная с 1230-х годов он в течение 20 лет странствовал как дервишДервиш (перс., букв. — бедняк, нищий) — члены мусульманских суфийских братств; в более широком смысле — нищие. по всему мусульманскому миру, многократно совершил хаджХадж (араб.) — паломничество мусульман в Мекку (к храму Кааба) для совершения жертвоприношения в праздник курбан-байрам. в Мекку. В эти годы были написаны сочинения «Бустан» (она же «Саади-наме», 1257) и «Гулистан» (1258), посвященные сыну Саада ибн-Зенги — правителю Шираза Абу Бекру ибн-Сааду (1226-1260). Последний период своей жизни Саади провел близ Шираза, где вел полуотшельническую жизнь шейха.

Собрания сочинений Саади известны в двух редакциях. Одна была выполнена в 1334 году Али Бисутуном, внесшим изменения в ранее существовавшую редакцию. Бисутуновская редакция воспроизводилась в большинстве позднейших изданий. Другая редакция была представлена в четырех списках начала 14 века и значительно отличается от первой.

ТворчествоТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Саади значительно отличается от трудов многих его современников-литераторов, отдававших предпочтение панегиризмуПанегерик (от греч. panegyrikos logos — похвальная публичная речь):

1) Литературный жанр: хвалебная речь (античность — 18 в.).

2) Всякое восхваление в литературном произведении (напр., в оде) или выступлении. С 19 в. — неоправданное восхваление.
и мистицизму. В песнях, газеляхГазель (араб.) — вид моноримического лирического стихотворения в поэзии многих народов Востока. Состоит обычно из 5-12 бейтов, в первом из них рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка через строку. В последнем бейте большей частью упоминается имя автора.

На сердце роза, на губах лозы
душистый сок,
Владыка мира, в эту ночь ты раб
у наших ног.
Гасите свечи! Ночь и так светла,
как знойный день,
Здесь в полнолунии своем тот лик, кто тьму отвлек...
(Хафиз).
, касыдахКасыда (араб.) — жанр восточной поэзии, стихотворение преимущественно панегирического содержания. Касыда построена на монориме (по системе рифмовки похожа на газель), отличается значительным объемом и трехчастной композицией., кит'аКит'а — жанровая форма классической восточной поэзии, построенная на монориме. Используется главным образом при создании небольших произведений философского и дидактического характера., посланиях-поучениях, притчах, он ставил сложные религиозные, философские и этические вопросы, проповедовал нравственные образцы поведения. Широкую известность получила его любовная лирикаЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
, поэмаПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность).

Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (Владимир Владимирович Маяковский, Александр Трифонович Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» Анны Андреевны Ахматовой).
«Бустан» (1257), носящая характер философского поэтического трактатаТрактат (от латинского tractatus — рассмотрение) — научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему., сборник притчПритча — малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч. о блудном сыне).прозеПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
и стихах) «Гулистан» (1258), в которых Саади представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Ещё про Саади из другого источника:

Будущий поэт происходил из небогатой духовной семьи. В середине 20-х годов 13 века он учился в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде. В 30-х годах посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму «Бустан» (авторское название «Саади-наме», 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226 — 1260). Ему же был посвящен и «Гулистан» (1258).

Саади вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника, «старца», в скромном подворье на окраине Шираза.

Известны две редакции собрания сочинений Саади. Одна была выполнена в 1334 году неким Али Бисутуном, который внёс якобы второстепенные изменения в ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941). Другая редакция была представлена в четырёх списках начала 14 века и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для подготовки изданий его сочинений, ни одно из них не может считаться критическим. В собрание сочинений входят: Предисловие (крайне риторическое и бессодержательное), не принадлежащее перу писателя; «Пять меджлисов» — прозаические, пересыпанные стихами «послания»-поучения в религиозно-философском духе, «наставления царям», ответы па некоторые сложные нравственно-богословские вопросы; «Гулистан»; «Бустан»; арабские и персидские касыды; элегииЭлегия (греч. elegeia):

1) Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского).

2) Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.
; макаронические стихи (Макароническая поэзияМакароническая поэзия (итал. poesia maccheronica) — стихи, в которых комический эффект достигается смешением слов разных языков (образец — поэма И. П. Мятлева). Макаронический стиль возможен в прозе.) любовно-лирического и моралистического содержания; «Тарджибанд» — цикл 113 22 любовных газелей, соединённых рефреном; четыре сборника газелей; «Книга Сахиба» — сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания; четыре раздела, включающие малые лирические формы, — рубайРубаи (араб., букв. — учетверенный), в поэзии народов Востока афористическое четверостишие с рифмовкой ааба, аааа:

В детстве ходим за истиной к учителям,
После — ходят за истиной к нашим дверям.
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем — прахом. Вот смысл этой сказки,
Хайям.
, кит'а, фрагменты. В состав собрания входил также порнографический раздел, в подлинности которого некоторые исследователи сомневаются.

Расцвет поэтической деятельности Саади возник в годы монгольского владычества. В отличие от современных ему поэтов — панегиристов и мистиковМистика (от греческого mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм)., мыслитель обратил своё слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах «Гулистана» и отчасти «Бустана». Огромны были и слава Саади, и влияние его на развитие литературы. Но если славу величайшего лирика поэт делил с персидским поэтом Хафизом, то он не знал себе равных в художественной проповеди активного, демократического гуманизмаГуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.. В своих трактатах писал и об игре в шахматы.

Сочинения:

  • Куллият-е Са'ди-йе Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран, 1320, с. г. х. (1941);
  • Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти], Сталинабад, 1956;
  • в рус. пер. — Избранное, Сталинабад, 1954;
  • Гулистан. [Критич. текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959;
  • Бустан. Лирика, М., 1962;
  • Са'ди-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.

Литература:

  • Брагинский И., 12 миниатюр, М,, 1966;
  • Сами Али, Шенасайн-е Са'ди дар Орупа, «Хонар ва мардом», 1967, № 61 — 62.

Саади скончался 9 декабря 1292 года в Ширазе. (А. Н. Болдырев)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)