Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Семен Козолупов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная

Семен Матвеевич Козолупов — биография

Семен Матвеевич Козолупов
Фото Семена Козолупова

Семен Матвеевич Козолупов (1884-1961) — российский[en] виолончелистВиолончель (итальянское violoncello) — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Антонио Страдивари., народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. России (1946), доктор искусствоведения, педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).. Один из основоположников отечественной виолончельной школы. ПрофессорПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора.

В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. В Российской Федерации звание профессор присваивается, как правило, ВАК Российской Федерации; в начале 90-х годов насчитывалось около 25 тысяч профессоров.
Московской консерваторииКонсерватория (от итальянского conservatorio) — музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). с 1922 года. Знак зодиака Телец.

Семен Матвеевич Козолупов родился 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1884 года в станице Краснохолмская, ныне поселок Краснохолмский БашкирскойБашкирия — Республика Башкортостан, в Российской Федерации. Площадь 143,6 тысяч км2 . Население 4088,1 тысяч человек (2003, городское 65%; башкиры 21,9%, русские 39,3%, татары. В составе республики 54 района, 21 город, 45 поселков городского типа. Столица — Уфа.

Другие крупные города: Стерлитамак, Салават, Нефтекамск. Башкирская автономная республика в составе РСФСР образована 23 марта 1919 (с 1992 Республика Башкортостан). Входит в состав Приволжского федерального округа.
АССР. Раннее детство прошло в малообеспеченной многодетной семье оренбургского казака. В 8-летнем возрасте, после смерти[en] матери, он был определен в оркестр при Штабе Оренбургского казачьего войска, где научился играть на нескольких инструментах, в числе которых была и виолончель. Там его игру услышал профессор Петербургской консерватории Александр Валерианович Вержбилович, после чего мальчик переехал в Петербург для дальнейшего обучения.

Музыкальное образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Семен получил в Петербургской консерватории с 1904 по 1907 год. Пройдя курс за 3 года, талантливый ученик был удостоен большой серебряной медали с занесением его имени на доску почета. Далее он играл в квартетеКвартет (от латинского quartus — четвертый) — музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля. Московского отделения Русского музыкального обществаРусское музыкальное общество (РМО) — организовано в Санкт-Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель — развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах.

РМО способствовало развитию профессиональной музыкальной культуры. Существовало до 1917.
, в камерных ансамбляхАнсамбль (французское ensemble — совокупность, стройное целое):

1) В сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу.

2) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

3) Музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.).
с Сергеем Ивановичем Танеевым, Константином Николаевичем Игумновым, Александром Борисовичем Гольденвейзером и другими известными музыкантами. Растущей известности Козолупова во многом способствовали отзывы прессы, особенно отмечавшей его виртуозные возможности и благородный певучий тон.

В 1911 году Семен принял участие в 1-м Всеросссийском конкурсе виолончелистов, организованном на средства мецената Дмитрия Федоровича Беляева и посвященном 50-летию МО ИРМО. Получив на нем 1-ю премию и денежное вознаграждение в размере 1500 рублей, музыкант смог приобрести ценную виолончель работы Пьетро Гварнери, с которой не расставался до конца своей активной творческой жизни.

В 1908 — 1912 и в 1924 — 1931 Семен Матвеевич был солистомСолист (от итальянского solista, от латинского solus — один) — исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло ); артист, исполняющий в опере, оратории, хоре, балете самостоятельные партии, отдельные номера. оркестраОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла».

По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и другие; по жанровому признаку — эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
Большого театра. В 1912 — 1916 и в 1920 — 1921 преподавал в Саратовской, в 1916 — 1920 в Киевской, в 1922 — 1961 в Московской консерваториях (с 1923 профессор). Являлся одним из основателей советской виолончельной школы. Доктор искусствоведения с 1941 года.

Педагогическая деятельность

В 1908 году Семен Козолупов стал преподавать в музыкальной школе, которая была открыта в Москве Львом Эдуардовичем Конюсом. В 1912 — профессор Саратовской, с 1916 г. Киевской консерваторий. В 1922 получил приглашение от Александра Константиновича Глазунова на должность профессора виолончели Петроградской консерватории и аналогичное – от Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, директора Московской консерватории. Работая в Московской консерватории, он сумел сплотить вокруг себя музыкантов-единомышленников, фактически став одним из основателей советской виолончельной школы.

Одновременно музыкант успешно концертировал. Особенно его современникам запомнились 1-е исполнение Сонаты для виолончели и фортепиано ор. 11 немецкого композитора, музыкального теоретика, дирижёра, скрипача и альтиста Пауля Хиндемита (совместно с дочерью Ириной), Сонаты для скрипки и виолончели Мориса Равеля (совместно с Дмитрием Михайловичем Цыгановым), Вариаций на тему рококо Петра Ильича Чайковского в концерте ПерсимфансаПерсимфанс (Первый симфонический ансамбль Моссовета) — симферопольский оркестр без дирижёра. Основан в 1922 по инициативе профессора Московской консерватории Л. М. Цейтлина; существовал до 1932. Заслуженный коллектив республики (1927).

В составе Персимфанса были солисты оркестра Большого театра СССР, профессора и студенты оркестрового факультета Московской консерватории. Основной принцип — творческая активность каждого артиста ансамбля. В обширном репертуаре ансамбля были произведения русской и зарубежной классики. Деятельность Персимфанса, первоклассного исполнительного коллектива, сыграла большую роль в развитии российской музыкально-исполнительной культуры.
. В начале 1930-х годов начал преподавать в Особой группе для одаренных детей при Московской консерватории. Курировал также Музыкальное училище имени Гнесиных, где проводил открытые уроки, выступал с сообщениями по вопросам методики преподавания. Среди важнейших элементов педагогики Семёна Козолупова – конкретность и наглядность рекомендаций, гармоничность сочетания художественных целей и исполнительских средств.

Успеху занятий Козолупова способствовало безграничное доверие учеников. Каждый их промах, ошибка получали безукоризненно точную профессиональную оценку, никогда, впрочем, не порождавшую у молодых музыкантов неверия в свои возможности.

Среди учеников музыканта были: Александр Кондратьевич Власов, Лев Соломонович Гинзбург, Святослав Николаевич Кнушевицкий, Галина Семёновна Козолупова, Фёдор Петрович Лузанов, Борис Маркович Реентович, Мстислав Леопольдович Ростропович, Валентин Яковлевич Фейгин и другие выдающиеся виолончелисты.

Триумфом педагогических принципов Козолупова стал 1-й Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей в Москве (май 1933), где в числе победителей оказались его воспитанники С. Кнушевицкий (1-я премия), Г. Козолупова (2-я премия), А. Айвазян (3-я премия) и Л. Адамов (Почетный диплом). В 1937 на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов снова ярко заявила о себе плеяда учеников Козолупова: А. Власов, Л. Каплан, Ф. Лузанов, Реентович, Слободкин, А. Чиджавадзе. В 1948 году в классе Козолупова окончил консерваторию М. Ростропович, в 1940–50-е гг. – В. Берлинский, В. Бирина, Г. Зубарева, И. Кнушевицкий, Э. Поздеев, В. Симон, А. Хайрутдинов. Среди его учеников последнего периода – Н. Шаховская и В. Фейгин.

В 1936–1954 годах С.М. Козолупов возглавлял в Московской консерватории кафедру виолончели и контрабаса. С 1942 года был деканом оркестрового факультета. В 1944 году был заведующим кафедрой струннных инструментов в только что открывшемся ГМПИ имени Гнесиных.

Козолупову посвящены сочинения Григория Семеновича Гамбурга, Оскара Борисовича Фельцмана, Александра Михайловича Дзегеленка, Александра Викторовича Затаевича и других композиторов. Редактор ряда произведений для виолончели, которые были изданы в 1930-е годы, в том числе 6 сюит Иоганна Себастьяна Баха для виолончели соло (1947 г.), Второго концерта для виолончели Карла Юльевича Давыдова, Сонаты для арпеджионе Франца Шуберта и 6 сонатСоната (итальянское sonata, от sonare — звучать) — музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в конце 18 века в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).
итальянского композитора Луиджи Боккерини (совместно с Л.С. Гинзбургом). Вместе с альтистом Вадимом Васильевичем Борисовским, Борисом Осиповичем Сибором, Цыгановым много внимания уделял фабрике смычковых инструментовтов, качеству выпускаемой ею продукции. Был членом художетсвенного совета Московской консерватории, возглавлял жюри по отбору участников всесоюзных и международных конкурсов.

Семен Матвеевич был женат на Надежде Николаевне Козолуповой (урождённая Федотова, 1886—1957). Она преподавала фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. в Московской консерватории. У них было три дочери, которые стали музыкантами и преподавателями Московской консерватории: пианисткаПианино (итальянское pianino, букв. — маленькое фортепиано) — клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Дека и механика расположены вертикально. Ирина Козолупова (1910—1993), виолончелистка Галина Козолупова (1912—1991) и скрипачкаСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. Марина Козолупова (1918—1978).

Награды:

Библиография:

Литература:

Т.А. Гайдамович С. М. Козолупов. Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 247-248.

Семен Матвеевич Козолупов скончался18 апреля 1961 года в Москве. (Лев Соломонович Гинзбург)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)