Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Серафима Бирман Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Серафима Германовна Бирман — биография

Серафима Германовна Бирман

Серафима Германовна Бирманроссийская[en] актриса, режиссер, педагог и теоретик. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946), Народная артистка РСФСР (1946). Знак зодиака — Лев.

Серафима Бирман родилась 10 августа (29 июля по старому стилю) 1890 года в Кишиневе. Её отец — Герман Михайлович Бирман, был штабс-капитаном 51-го резервного пехотного батальона. Мать — Елена Ивановна Ботезат, была молдованкой и плохо говорила по-русски. У Серафимы были ещё две старшие сестры от первого брака матери и младший брат Николай.

После окончания гимназии в городе Кишинёве Серафима провела год у старшей сестры в селе Чернолёвка Сорокского уезда. Владевший имением в этом селе Константин Фёдорович Казимир увидел в девочке театральный талант и оплатил ей первый год обучения в театральной школе. В июле 1908 года Бирман поселилась в Москве и поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье и одновременно в драматическую школу Александра Адашева.

По окончании драматической школы Александра Ивановича Адашева в Москве в 1911 году, Серафима Германовна Бирман была принята в МХТ, где начала с «немых» ролей (гувернантка в «Живом трупе» Льва Николаевича Толстого и др.). С 1913 работала также в 1-й Студии МХТ, а при ее реорганизации в МХАТ 2-й (1924) перешла в этот театр и заняла одно из ведущих мест в труппе. В 1936–1938 годах и с 1959 — в театре имени МОСПС (Московского областного Совета профессиональных союзов, с 1938 — Театр им. Моссовета). В 1938–1958 годах — актриса и режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола.

Уже в ранних работах проявились свойственное ей острое ощущение сценической условности, гиперболы, склонность к экспрессивной, парадоксальной трактовке драматургических образов, гротескному сценическому рисунку. Своеобразие внешности и актерской манеры определило круг ролей Серафимы Бирман: обращение к сентиментальной лирике или открытой романтике было для нее невозможным. Актрисе были близки сферы трагифарса, трагикомедии, сложной психологической драмы.

Серафима Бирман играла в спектаклях Евгения Багратионовича Вахтангова (вдовствующая королева в «Эрике XIV» А. Стриндберга, 1921), Алексея Денисовича Дикого (Халдейка, она же Малафевна, Машка и аглицкая Меря в «Блохе» по Николаю Семеновичу Лескову, 1925), Бориса Михайловича Сушкевича (Тамара в пьесе А. М. Файко «Евграф — искатель приключений», 1926; Улита в «Тени освободителя» по произведениям Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, 1931), Ивана Николаевича Берсенева (Анна Трощина в «Чудаке» А. Н. Афиногенова, 1929; Мария Эстераг в пьесе Ш. Гергеля и О. С. Литовского «Мой сын», 1939) и др.

Серафима Бирман исполняла роль Вассы Железновой в собственной постановке по пьесе Максима Горького (1936) и в спектакле Московского театра им. Ленинского комсомола (1942), строя ее на внутренних противоречиях, противоборстве страстей. Одна из последних творческих удач Бирман — роль Карпухиной («Дядюшкин сон» по Федору Михайловичу Достоевскому, 1964). Среди режиссерских постановок: «Любовь[en] — книга золотая» Алексея Николаевича Толстого (1923), «Петербург» Андрея Белого (с Н. Татариновым и А. И. Чебаном, 1925), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана (1943) и др.

Серафима Бирман снималась в кинофильмах «Закройщик из Торжка» (1925), «Девушка с коробкой» (1927), «Дон Кихот» (1957) и др. Лучшая роль в кино — трагический образ Ефросиньи Старицкой в картине Сергея Михайловича Эйзенштейна «Иван Грозный» (1 серия — 1945, выпуск на экран 2 серии в 1958, Сталинская премия, 1946). (А. В. Смирина)

Библиография С.Г.  Бирман

Серафима Германовна — автор ряда книг и статей по сценическому искусству:

  • Актёр и образ. Москва: Искусство, 1934;
  • Труд актёра. Москва—Ленинград: Искусство, 1939;
  • Путь актрисы. Москва: ВТО, 1959 и 1962;
  • Сборник статей в библиотечке «В помощь художественной самодеятельности» (с Бибисарой Бейшеналиевой и Евгением Александровичем Евстигнеевым). Москва: Советская Россия, 1967;
  • Судьбой дарованные встречи. Москва: Искусство, 1971.

Творчество Серафимы Германовны Бирман

Фильмография

  • 1925 — Закройщик из Торжка — Кума;
  • 1927 — Девушка с коробкой — мадам Ирэн, владелица шляпного магазина;
  • 1927 — Конец Санкт-Петербурга — Дама с веером;
  • 1927 — Победа женщины — Нянька;
  • 1935 — Подруги — эпизод;
  • 1938 — Друзья — мать Муссы;
  • 1938 — Человек с ружьём — Варвара Ивановна, жена миллионера Сибирцева;
  • 1941 — Валерий Чкалов — Американка; (см. фильм "Валерий Чкалов").
  • 1944 — Иван Грозный — Ефросинья Старицкая, тётка царская;
  • 1956 — Безумный день — Анна Павловна, врач[en] дома отдыха «Липки»;
  • 1957 — Дон Кихот — Экономка;
  • 1957 — Обыкновенный человек — тётя Констанция Львовна;
  • 1959 — Загадка Н.Ф.И. — Худякова;
  • 1969 — Похищение — артистка Бирман (камео);
  • 1972 — Шторм — учительница.

Режиссёрские работы в театре

  • 1923 — «Любовь — книга золотая» А. Н. Толстого — МХАТ 2-й;
  • 1936 — «Васса Железнова» М. Горького;
  • «Салют, Испания!» Александра Николаевича Афиногенова;
  • «Женщины Нискавуори» Хелла Вуолийоки (спектакль не был допущен к показу);
  • 1940 — «Зыковы» М. Горького;
  • 1942 — «Живой труп» Л. Н. Толстого;
  • 1943 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана;
  • 1945 — «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман;
  • 1945 — «Под каштанами Праги» Константина Михайловича Симонова;
  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова;
  • 1964 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского — Театр имени Моссовета.

Актерские работы в театре

1-я студия МХТ

  • 1913 — «Гибель надежды» Германа Гейерманса — госпожа Босс;
  • 1913 — «Праздник мира» Герхарта Гауптмана.

Московский Художественный театр

  • 1914 — «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони — Гортензия;
  • «Начало жизни» Леонида Соломоновича Первомайского — Домаха Чуб;
  • 1914 — «Смерть[en] Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Леночка Лобастова;
  • «Пир во время чумы» Александра Сергеевича Пушкина — «голос» («Он сумасшедший!..»);
  • «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому — Перепелицына;
  • «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1921—1922) — Звездинцева.

Театр имени Ленинского Комсомола (1938—1958)

  • 1939 — «Мой сын» Александра Николаевича Гергеля и Осафа Семёновича Литовского — Мария Эстераг;
  • 1940 — "Зыковы" М. Горького — Софья;
  • 1942 — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова;
  • 1945 — «Семья Ферелли теряет покой» Лилиан Хеллман — Фанни Ферелли;
  • «Так и будет» К. М. Симонова — Анна Григорьевна Греч;
  • 1953 — «Колесо счастья» братьев Тур — Кашперская;
  • «В доме господина Драгомиреску» Хория Ловинеску — госпожа Динеску;
  • «Суд» — фрау Кетвинг.

МХАТ 2-й (1924—1936)

  • 1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову — Халдейка, Машка и «аглицкой девки Мери»;
  • 1921 — «Эрик XIV» А. Стриндберга — Вдовствующая королева;
  • 1929 — «Человек, который смеётся» Виктора Гюго — королева Анна Стюарт;
  • «Тень освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину — Улита;
  • 1929 — «Чудак» А. Н. Афиногенова — Анна Трощина;
  • «Закат» Исаака Эммануиловича Бабеля — Двойра;
  • «Евграф — искатель приключений» Алексея Михайловича Файко — маникюрша Тамара;
  • «Испанском священнике» Джона Флетчера — Виоланта.

Театр МОСПС

Режиссёрские работы:

  • 1936 — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова;
  • «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова — Мать.

Серафима Германовна Бирман скончалась 11 мая 1976 года в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)