Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
6 декабря родились[en]: Наум Исаакович Эйтингон, Владимир Наумович Наумов
Скончались[en]:
Матильда Феликсовна Кшесинская, Джозеф Блэк, Рудольф Вольф

Сергей Аксаков Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ События / Главная

Сергей Тимофеевич Аксаков — биография

Сергей Тимофеевич Аксаков

Сергей Тимофеевич Аксаковрусский[en] писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек. Знак зодиака — Дева.

Член-корреспондент Петербургской АН (1856). В автобиографической книгеКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
«Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) — панорама «усадебной» жизни конца 18 века, формирование детской души, проникновенная поэзияПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
природы. «Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника...» (1852). Отец славянофиловСлавянофилы — представители одного из направлений русской общественной мысли 1940-1950-х гг.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Константина, Ивана Аксаковых, мемуаристкиМемуары (французское memoires — воспоминания) — разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. Веры Аксаковой.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября по старому стилю) 1791 года в Уфе, в старинной дворянской семье. Своё детство[en] мальчик провёл в Уфе и в родовом именииИмение — земельный участок с усадьбой. В России принадлежало главным образом дворянам; существовали также государственные, удельные, войсковые (казачьи) имения. Ново-Аксаково. Не закончив Казанский университетУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.

Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.
, переехал в Петербург.

В 1827 — 1832 годах Сергей служил в Москве цензором, в 1833 — 1838 инспектором Константиновского межевого института. С 1843 года он жил в подмосковном имении Абрамцево. Во 2-й половине 20-х — начале 30-х годов занимался театральной критикой. В первых книгах «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернииГуберния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 году было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923-1929 годах вместо губерний созданы края и области.» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэтПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. русской природы.

Реалистичный талантТалант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Сергея Аксакова раскрылся в автобиографических книгах «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), написанных на основе воспоминаний и семейных преданийПредание — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Сродне с легендой.. Опираясь на историю трёх поколенийПоколение — группа особей, одинаково отдаленных в родственном отношении от общих предков. Например, у человека: родители, дети, внуки — 3 последовательных поколения; промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называют длиной поколения (около 30 лет). семьи Багровых, Сергей Тимофеевич воссоздал в них помещичий быт конца 18 века в его повседневности.

Значительное влияние на Аксакова оказал Николай Васильевич Гоголь. После Гоголя никто с большей тщательностью не раскрывал подробности помещичьего быта, чем Сергей Тимофеевич, в произведениях которого действительность изображена в её вещественности, повседневности, обыденности. Его пейзажнуюПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.

В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
живописьЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Максим Горький рассматривал в ряду высших художественных достижений русского реализмаРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства. (см. Собр. соч., т. 24, 1953, с. 265).

Самобытность таланта Сергея ярко проявилась в характереХарактер (от греческого charakter — отличительная черта, признак):

1) Своеобразная особенность человека.

2) В психологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.
его языкаЯзык (естественный язык) — хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов.

Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Смысл возникает в сознании человека, но не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т.е. не могут быть восприняты ни одним из наших органов чувств. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком.
, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речиРечь — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.. Политические взгляды писателяПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. были весьма умеренны. Он изображал порочность, жестокость крепостнических порядков, но не преследовал в своих книгах обличительных целей. Вместе с тем реализм Аксакова, при свойственных ему элементах созерцательности, обладал такой изобразительной силой, что правдивые картины крепостнического произвола давали материал для критических обобщений. Николай Александрович Добролюбов высоко оценил художественные произведения Сергея Тимофеевича, используя их для критики крепостнического строя.

Ещё из Энциклопедии Кирилл и Мефодий:

Сергей Аксаков родился в небогатой дворянской семье. Детство он провел в Уфе и в имении Ново-Аксаково. В 1801 году поступил Казанскую гимназиюГимназия (от гимнасий) — средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 веке. Первая в России — академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726 году). С 1804 года мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 — 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс — педагогический).

В 1863-1882 годах общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 — 7 лет). В 1917 реорганизованы в общеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 года название «гимназия» принимают некоторые средние общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов.
, а в 1804 стал студентом Казанского Университета. В студенческие годы входил в редакционную группу рукописныхРукопись:

1) В широком смысле — текст, написанный от руки или перепечатанный на пишущей машине.

2) Произведение письменности; изучением древних рукописей занимается палеография.

3) В издательском деле — авторский текст, представленный в издательство.
журналовЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728). «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий», на страницах которых появились первые стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. Аксакова.

По окончании учебы в 1807 году он переехал в Санкт-Петербург. В 1808 году поступил на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов, принимал активное участие в культурной жизни столицы, познакомился с Гаврилой Романовичем Державиным, Александром Семеновичем Шишковым, Яковом Емельяновичем Шушериным. В 1811 переехал в Москву, где познакомился с Н. М. Шатровым, Сергеем Николаевичем Глинкой, Александром Александровичем Шаховским, Михаилом Николаевичем Загоскиным. В 1812-1826 годах писатель проводил основное время в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, иногда выезжая в Москву и Петербург.

В 1816 году Сергей Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной. В 1821 году его избирали в Действительные члены «Общества любителей российской словесностиОбщество любителей российской словесности — литературно-научное общество при Московском университете, существовавшее в 1811 — 1930 (с перерывом в 1837 — 58). На его заседаниях выступали А. К. Толстой, И. С. Тургенев, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин и др. писатели.

Деятельность общества нашла выражение в его изданиях: «Труды ОЛРС» (ч. 1 — 20, 1812 — 1821), «Сочинения в прозе и стихах» (ч. 1 — 7, 1822 — 28), «Толковый словарь...» В. И. Даля (ч. 1 — 4, 1863 — 66), «Песни, собранные П. В. Киреевским» (в. 1 — 10, 1860 — 74; новая серия, в. 1 — 2, 1911 — 29), сборники «Тургенев и его время» (1923), «Пушкин» (т. 1 — 2, 1924 — 30).
» при Московском Университете. В 1826-1832 годах работал цензором в Московском цензурномЦензура (латинское censura) — система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 веке, в России — в начале 18 века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 года цензура регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.).

В 1865 году на основе «Временных правил о печати» проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 году была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 года цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону «О средствах массовой информации» (1992) цензура массовой информации не допускается.
комитете. В 1828-1830 является также театральным обозревателем «Московского вестника», писал театральные рецензии для «Молвы» и «Галатеи». В 1830 на страницах «Московского вестника» вышел его фельетонФельетон (французское feuilleton, от feuille — листок) — художественно-публицистический газетно-журнальный жанр, основная особенность которого — острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу. Фельетоны печатались впервые во Франции на отдельных листках (отсюда название). В современных фельетонах — элементы сатиры и юмора. «Рекомендация министра», за который писатель едва был не выслан из Москвы. В 1832 познакомился с Николаем Гоголем, оказавшим большое влияние на творчествоТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Аксакова.

В 1833-1938 годах Сергей работал инспектором в Константиновском землемерном училище (с 1835 — директор Константиновского межевого института). В этот период он познакомился с Виссарионом Григорьевичем Белинским, в 1838 устроил его преподавателем русского языкаРусский язык — язык русских, официальный язык Российской Федерации. Относится к восточной группе славянских языков, входящих в индоевропейскую семью языков. Официальный язык ООН. Используется как язык межнационального общения в бывших союзных республиках СССР.

Число говорящих на русском языке св. 250 млн. человек (1990). Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице.
в институт. В 1843 приобрёл именье Абрамцево неподалеку от Москвы. Аксакова часто посещали Н. В. Гоголь, Иван Сергеевич Тургенев, Степан Петрович Шевырев и другие знаменитые люди того времени. Здоровье писателя ухудшилось, сильно упало зрение, он уже не мог писать самостоятельно и вынужден был диктовать свои сочинения своей дочери Вере, которые она записывала. Его последние мемуарные воспоминания были написаны в промежутках между приступами болезниБолезнь — нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т. д..

Литературное творчество

В 1820-1830-х годах Аксаков занимался переводами («Школа мужей» и «Скупой» Жана Батиста Мольера, «8-ю сатиру (На человека)» Николы Буало, романРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). Вальтера Скотта «Певериль»), писал театральные и литературные критические заметки. В 1834 в альманахеАльманах (от араб. аль-манах — календарь):

1) Непериодический сборник сведений, занимательных или справочных, часто тематических (напр., детский географический альманах «Глобус»).

2) Сборник литературных произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, региональному).
«Денница» был анонимно опубликован его очеркОчерк:

1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
«Буран». В 1847 году вышли «Записки о рыбалке, в 1852 — «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Обе книги пользовались большой популярностью, среди положительных отзывов была рецензия Ивана Тургенева. В 1855 вышел сборник «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», и позже Аксаков продолжал публиковать очерки, посвященные охоте и рыбалке.

Над автобиографической книгой «Семейная хроника», основанной на воспоминаниях родных и близких, Сергей Тимофеевич Аксаков начал работал с 1840 по 1856 год. В 1846 в «Московском литературном и ученом сборнике» был опубликован небольшой эпизод, в 1854 и 1856 печатались отрывки в журналах «Москвитянин», «Русская беседа», «Русский вестник»«Русский вестник»:

1) Ежемесячный журнал, 1808-24, Москва, издатель — С. Н. Глинка.

2) Ежемесячный журнал, 1841-44, Санкт-Петербург, под руководством Н. И. Греча и Н. А. Полевого. Стремился противодействовать растущему влиянию демократической печати.

3) Литературно-политический журнал, издаваемый с 1856 в Москве М. Н. Катковым; опубликованы «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, многие произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.; с 1862 — рупор консервативных кругов. С 1887 до 1906 издавался разными лицами в Москве и Санкт-Петербурге.
. В 1856 вышла в свет его книга, в которую вошли первые три отрывка «Семейной хроники» и «Воспоминания», посвященные гимназическим и студенческим годам жизни. В 1858 была опубликована книга «Детские годы Багрова-внука», к которой прилагалась сказка «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)», ставшая самым популярным произведением Аксакова. В те же годы вышли мемуары Сергея Аксакова: «История моего знакомства с Гоголем», «Воспоминание о М. Н. Загоскине», «БиографияБиография (от греческого bios — жизнь и «графия») — описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные связи c социокультурным миром. М. Н. Загоскина», «Знакомство с Державиным» (1852), «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости» (1854), «Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове» (1856) и другие.

Ещё из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1911 –1916):

Отпрыск старинного дворянского родаРод — коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счет родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита.

Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родо-племенное деление сохранилось у некоторых народов.
, Серёжа Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе «знаменитого рода Шимона» — сказочного варяга, племянника короляКороль (от имени Карла Великого) — глава монархического государства, королевства. Монархическое государство, во главе которого стоит король, называется королевством. Королевствами являются Великобритания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Иордания, Саудовская Аравия. норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.

Сергей Тимофеевич был сыном Тимофея Степановича Аксакова (1759 — 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника. Любовь[en] к природе — совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке — будущий великий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личностиЛичность:

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
все отходило на второй план пред воздействием степной природы, с которой были неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнямиПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
, с сказками, с святочными играми. И «Аленький цветочек», записанный много лет спустя по памятиПамять — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную.

Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.
о рассказе ключницы Пелагеи, — случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревняДеревня — в узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т. д.; см. также Село).

В широком значении понятие деревня охватывает весь комплекс социальных, экономических, культурно-бытовых, природно-географических особенностей и условий жизни деревни как социально-экономической категории, отличной от города.
. Но ранее народной литературыЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
пришли городская, по преимуществу переводная; старый приятель матери Аничков привел мальчика в неистовый восторг разрозненной коллекцией «Детского чтения» А. И. Новикова.

В мир стихотворной лирикиЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
Аксакова ввела «Детская библиотека» Кампе, переведенная Шишковым; громадное впечатление произвели на него также сочинения Ксенофонта — «Анабазис» и история Кира младшего. Это уже был переход от детских книжек к настоящей литературе. С характерным для него упоением Сергей погрузился в «Россиаду» Михаила Матвеевича Хераскова и сочинения Александра Петровича Сумарокова; тут же его «сводили с умаУм — характеристика способности мышления и понимания. В истории философии – то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия Нус (латинское – интеллект).» сказкиСказка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев Вильгельм Гримм и Якоб Гримм, русских — Александра Николаевича Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена, Вильгельма Хауфа, Александра Сергеевича Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.
«Тысячи и одной ночи», а рядом с ними читались «Мои безделки» Николая Михайловича Карамзина и его же «Аониды».

Длинный ряд книжных воспоминаний Аксакова показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века. Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда мальчик поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы — все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное — нечто вроде лицея.

В гимназии Серёжа провел всего три с половиной года, конец которых был запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театрТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
, который всегда так занимал Аксакова, особенно в впервой половине его литературной деятельности, и с которым сблизил его товарищ, Александр Панаев, «охотник до русской словесности», «обожатель Карамзина», издатель рукописного журнала «Аркадские пастушки», в котором не решился, однако, принять участие будущий писатель, пописывавший втайне. Через год с лишним — в университете — Сергей Тимофеевич уже сам издавал журнал вместе с Иваном Ивановичем Панаевым. Он пробыл в университете, продолжая также брать уроки в гимназии, до 15 с половиной лет, но эти полтора года много значат в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, увлечение театром или литературные споры.

Собственно «научных сведений» — как он сам жаловался — он вынес из университета немного: однако, что-то носилось в воздухе аудиторий, что-то заражало идеализмом пытливости и знания. Французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности Аксакова, которая впоследствии давала И. С. Тургеневу право ставить его в известных отношениях выше Бюффона. Здесь он осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе. Среди казанских гимназистов, пламенно, но поверхностно преклонявшихся пред Карамзиным, один Сергей оказался, после некоторых колебаний, убежденным сторонником Шишкова.

В университете затеяли спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком.. Сергей быстро выдвинулся среди юных исполнителей; шумный успехУспех — удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели. сопровождал его выступления и окрылял его; он был даже руководителем любительского кружка. РепертуарРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». был для своего времени довольно прогрессивный: не только «коцебятина», но и отрывки из «Разбойников» Фридриха Шиллера. Начинающий артистАртист (французское artiste, от латинского ars — искусство) — то же, что актер. В широком смысле — человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства. В переносном смысле — человек, достигший мастерства в своем деле. нашел высокий образец в актереАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. и драматурге Петра Алексеевича Плавильщикове, казанские гастролиГастроли — выступления и спектакли, даваемые приезжими актёрами. которого сопровождались восторгами весьма юного студенчества.

Сергей Аксаков получив от университета аттестат «с прописанием таких наукНаука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
, какие знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали», он провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург. Карташевский уже приготовил для своего питомца должность переводчика в комиссии составления законов, где он сам состоял помощником редактора. В Петербурге произошло первое сближение Сергея Тимофеевича с литературными деятелями — как и можно было ожидать, не теми, которые являлись представителями прогрессивных течений в литературе. Он сблизился с артистом Яковом Емельяновичем Шушериным, бывал у адмиралаАдмирал (нидерландское admiraal, от арабского амир аль бахр — владыка на море) — воинское звание (чин) в военно-морских флотах. В России адмиральские чины установлены Петром I в конце 17 — начале 18 веков.

С 1940 года существуют звания: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота (соответствуют званиям генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии), которые сохранились и в Российской Федерации; с 1955 года было звание адмирала Флота Советского Союза (соответствовало званию Маршала Советского Союза).
Александром Семеновичем Шишкова, познакомился со многими актерами и писателями, еще более пламенно увлекался театром, много беседовал о литературе, но ни из чего не видно, чтобы какие бы то ни было искания в той или другой области занимали его.

О политической мысли и говорить нечего; она проходила мимо него, и он вполне присоединялся к вкусам Шишкова. Князь Шихматов казался ему великим поэтом. У Шишкова собирались Державин и Дмитриев, гр. Хвостов, князь Шаховской и другие, составившие потом консервативную «Беседу русского слова»; литературный авторитетАвторитет (от латинского auctoritas — власть, влияние) — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти. стариков был незыблем. В их высоком стиле Аксаков перевел софоклова «Филоктета» — конечно, с французского перевода Лагарпа, — и «Школу мужей» Мольера, причем, по позднейшему признанию автора, эта «комедияКомедия (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.

По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.

Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
отчасти переложена на русские нравыНравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке., по существовавшему тогда варварскому обычаю».

В эти годы Сергей Тимофеевич Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы в 1816 году на Ольге Семеновне Заплатиной он пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова, и, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. Поэт вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы и напечатал свой перевод десятой сатиры Буало (Москва, 1821).

Но открытая жизнь в Москве была не по карману. Пробыв год в Москве, Аксаков переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года. Здесь он написал напечатанное в «Вестнике Европы» (1825 год, № 4, «Эпиграмма») совершенно незначительное четверостишье, направленное против какого-то «журнального Дон-Кихота» — быть может, Николая Алексеевича Полевого, — и идиллиюИдиллия (греч. Eidyllion) — поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически). «Рыбачье горе» («Московский Вестник», 1829 год, № 1) — как бы стихотворное предварение будущих «Записок об уженьи рыбы», в ложноклассической манере, но с живыми колоритными подробностями. За это время были напечатаны в «Вестнике Европы» (1825) также две критические статьи Сергея Тимофеевича: «О переводе «Федры» (Лобанова) и «Мысли и замечания о театре и театральном искусствеИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.».

В августе 1826 года Аксаков расстался с деревней, и как оказалось и навсегда. Наездом он появлялся здесь, жил подолгу в подмосковной, но в сущности до смерти[en] оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. О цензорской деятельности писателя говорят различно; есть указания, достойные веры и не вполне благоприятные. Но в общем он был мягок; формализма не выносила его натураНатура — характер, нрав, темперамент человека..

Близость с Михаилом Петровичем Погодиным расширила круг литературных знакомых. «Новыми и преданными друзьями» его стали Юрий Венелин, профессораПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора.

В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. В Российской Федерации звание профессор присваивается, как правило, ВАК Российской Федерации; в начале 90-х годов насчитывалось около 25 тысяч профессоров.
: П. С. Щепкин, М. Г. Павлов, потом Николай Иванович Надеждин. Обновились и театральные связи; частым гостем был Михаил Семенович Щепкин; бывали Павел Степанович Мочалов и другие.

В 1832 году Сергею Аксакову пришлось переменить службу; от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале Ивана Васильевича Киреевского «Европеец» статью «Девятнадцатый век». При тех существующих связях писателя ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем.

В 1839 году Аксаков, теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время мало, и то, что он писал, очень незначительно: ряд театральных рецензий в «Драматических прибавлениях» к «Московскому Вестнику» и в «Галатее» (1828 — 1830) несколько небольших статей. Его перевод мольеровского «Скупого» шел на московском театре в бенефисе Щепкина Михаила Семеновича.

В 1830 году был напечатан в «Московском Вестнике» (без подписи) его рассказ «Рекомендация министра». Наконец, в 1834 году в альманахе «Денница» появился, также без подписи, его очерк «Буран». Это — первое произведение, говорящее о настоящем Аксакове. «Буран» — первый вестник о том, что создавалась надлежащая среда, что впечатлительный писатель поддавался новым влияниям, более высоким, более плодотворным. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шли они, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр аксаковской семьи.

Подрастали сыновья писателя, мало похожие на него по темпераментуТемперамент (от латинского temperamentum — надлежащее соотношение частей) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность.

Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное Имманиулом Кантом учение о четырех основных типах — сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у Эрнста Кречмера и У. Шелдона).
, по умственному складу, по жажде знаний, по влечению к общественному воздействию, по идейным интересам. Дружба с сыновьями, несомненно, имела значение в развитии его литературной личности. Впервые консервативная не только по идеям, а, главным образом, по общему складу мысль зрелого Аксакова встретилась с кипением молодых умов; впервые видел он перед собой то творчество жизни, ту борьбу за мировоззрениеМировоззрение — (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации.

Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
, с которой не познакомили его ни догматыДогмат в религии — утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и др. Карташевского, ни университетские впечатления, ни поучения Шишкова, ни водевилиВодевиль (французское vaudeville, от vau de Vire — долина реки Вир в Нормандии, где в 15 веке были распространены народные песенки-водевиры):

1) Вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с начала 19 века получил общеевропейское распространение. Расцвет русского водевиля — 1820-1840-е гг. (А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра — Эжеб Скриб, Эжен Марен Лабиш.

2)Заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
Дмитрия Ивановича Писарева.

Конечно, переродиться от этого сорокалетний человек не мог, установившийся и по натуре не ищущий; но речь идет только о том влиянии, которое должна была произвести на Аксакова близкая его сыну пылкая молодежь, с ее высокими умственными запросами, с ее чрезвычайной серьезностью, с ее новыми литературными вкусами. Характернейшим проявлением этих вкусов было отношение нового поколения к Гоголю. Сергей Тимофеевич был наблюдателен и в ранней молодости, но писал все время ничтожнейшие стишки и статейки, потому что не только в творениях «высокого стиля», в направлении Державина, Озерова, Шишкова, но в более реальной, сентиментальнойСентиментальный — способный легко расстрогаться, расчувствоваться. повести Николая Карамзина тонкая наблюдательность и трезвая правдивость писателя не могли найти применения. Он родился несколько раньше времени. Его дарование было создано для новых форм литературного творчества, но не в его силах было создать эти формы. И когда писатель их нашел — быть может, не только у Гоголя, но и в «Капитанской дочке» и «Повестях Белкина», — он сумел воспользоваться тем богатством выражения, которое они предоставляли его природной наблюдательности.

Не человек переродился, а в нем родился писатель. Это было в половине тридцатых годов, и с тех пор творчество Сергея Тимофеевича развивалось плавно и плодотворно. Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы известная популярность окружала писателя. Его имя пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала писателя не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разумаРассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания.; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал.

Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, Аксаков, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые. Подходила старость, цветущая, покойная, творческая. Его милые устные рассказы побудили его слушателей добиваться того, чтобы они были записаны. Но, временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженьи рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом.

Автор не ждал его, да и особенно ценить не хотел: он просто для себя «уходил» в свои записки. А у него было от чего «уходить» в эти годы, если не от огорчений, то просто от массы событийСобытие — то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни., захватывавших его, от массы фактов жизни личной и общественной. Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий Аксаков не мог переживать ее перипетий. Он болел[en], его зрение слабело — и в подмосковном сельце Абрамцеве, в рыбной ловле на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня.

«Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». Среди этих отзывов наиболее интересна известная статья И. С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках. Вскоре по выходе «Записок ружейного охотника» стали появляться в журналах новые отрывки из «Семейной хроники», а в 1856 году она вышла отдельной книгой... Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту маститого мемуариста, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой.

Радости литературного успеха смягчали для Сергея Тимофеевича Аксакова тяготы этих последних лет. Материальное благосостояниеБлагосостояние — обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т. е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Благосостояние выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни. семьи пошатнулось; здоровье писателя становилось все хуже. Он почти ослеп — и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой. Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова внука». «Детские годы» (отдельно вышедшие в 1858 году) неровны, менее закончены и менее сжаты, чем «Семейная хроника».

Некоторые места принадлежат к лучшему, что дал Аксаков, но здесь нет уже ни той ширины картины, ни той глубины изображения, которые придают такую значительность ограниченному мирку «Семейной хроники». И критика отнеслась к «Детским годам» без былого восторга. Длинный ряд второстепенных литературных работ подвигался вперед параллельно с семейными воспоминаниями писателя. Частью, как, например, «Замечания и наблюдения охотника брать грибы», они примыкают к естественнонаучным наблюдениям его, в значительной же части продолжают его автобиографию. Его «Литературные и театральные воспоминания», вошедшие в «Разные сочинения» (М., 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов Сергея о его детстве.

Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена «История моего знакомства с Гоголем», показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний писателя никоим образом не означает старческого падения его дарования. Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой он скончался.

Об Аксакове было справедливо сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Он не был самостоятелен и не мог создать форм, подходящих к его простой натуре, его бесконечной правдивости; консерватор не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего существа; он преклонялся пред признанными традиционными формами высокого стиля — и долго не мог выразить себя достойным образом. Но когда новые формы реального повествования были не только созданы, но и реабилитированы, когда «Повести Белкина» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» внедрили в общее сознание, что простой правдивый рассказ не ниже высокой литературы, что душевное содержание, доселе отрезанное от нее литературной условностью, имеет и другие, более скромныеСкромный:

1) Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый

2) Сдержанный, простой, умеренный и пристойный.
по виду и более жизненные по существу формы, Сергей Тимофеевич честно отлил в эти формы то, что без них должно было остаться бесформенной массой устных рассказов и воспоминаний.

Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиямиХрестоматия (греч. chrestomatheia, от chrestos — полезный и manthano — учусь) — сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой-либо отрасли знания., давно расхватавшими отрывки охотничьих и его семейных воспоминаний, как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения. В первое полное собрание сочинений Аксакова (Мартынова, под редакцией И.С. Аксакова и Петра Александровича Ефремова, СПб., 1886, 6 томов.; последнее издание Карцова) не вошли: его рассказ «Рекомендация министра» и полная редакция «Истории знакомства с Гоголем» («Русский Архив», 1890, VIII).

В новое собрание сочинений (изд. «Просвещение», СПб., 1909, 6 тт.), под редакцией А. Г. Горнфельда, снабженное вступительными статьями и примечаниями, не включены ранние литературные опыты, переводы и рецензии. Из вышедших в 1909 году — с прекращением авторского права — очень неполных популярных собраний сочинений некоторые (Поповой, Сытина, Тихомирова и др.) сопровождаются биографическими статьями и комментариями.

Отдельно сочинения Сергея Тимофеевича издавались многократно. Особого упоминания заслуживают издания «Аленького цветочка», ввиду их многочисленности, и новейшее издание «Записок ружейного охотника» (М., 1910, под редакцией профессора Мензбира) — ввиду научного и иллюстрационного материала, сопровождающего текст. (А. Горнфельд)

Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 12 мая (30 апреля по ст.ст.) 1859 года в Москве.

Сочинения:

  • Собрание сочинений, вступ. ст., и ред. А. Г. Горнфельда, т. 1 — 6, СПБ, [1909] — 10;
  • Собр. соч. [Вступ. ст. и ред. С. Машинского], т. 1 — 5, М., 1966.

 Более подробно о Сергее Аксакове читайте в литературе:


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)