Сергей Аполлинариевич Герасимов — российский[en] кинорежиссер, киноактер, сценарист, драматург, педагог и теоретик кино, народный артист СССР[en] (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Знак зодиака — Близнецы.
Поставил фильмы: «Семеро смелых» (1936), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941), «Молодая гвардия» (1948), «Тихий Дон» (1957-58), «У озера» (1970), «Дочки-матери» (1974), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980), «Лев Толстой» (1984) и др. Профессор ВГИКа (с 1946; ныне им. Герасимова). Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1971).
Сергей Герасимов родился21 мая (8 мая по по старому стилю) 1906 года (по другим данным 3 июня (21 мая по ст. ст.)) в селе Кундравы, ныне Челябинская обл. С 1920 работал на заводах Красноярска, Свердловска. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 Сергей Герасимов окончил Ленинградский институт сценических искусств. С 1924 — актер, затем ассистент «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС) под руководством Григория Михайловича Козинцева и Леонида Захаровича Трауберга. С 1930 был режиссером кинофабрики «Совкино» (Ленфильм). В 1944 работал директором Центральной студии документальных фильмов. С 1945 стал режиссером «Союздетфильма» (ныне — киностудия имени Горького).
Играя в фильмах «Чертово колесо» (1926), «СВД» (1927), «Новый Вавилон»(1929), Сергей Герасимов проявил себя как талантливый остро гротесковый актер. С 1931 он руководил мастерской экранного искусства при Ленфильме, пробовал себя в кинорежиссуре («Двадцать два несчастья»,1930, «Сердце[en] Соломона»,1932, «Люблю[en] ли тебя?», 1934).
Первой настоящей удачей режиссера стал фильм «Семеро смелых» (1936) о молодежной зимовке на Крайнем Севере. Здесь вполне определился режиссерский почерк Герасимова — непринужденность экранной атмосферы, живые, обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности с героико-романтическим пафосом 1930-х. В том же ключе были сняты «Комсомольск» (1938) о строительстве нового города на Амуре и «Учитель» (1939, Государственная премия СССР, 1941) заметно выделявшийся простотою житейской истории и вызывающей негероичностью персонажей. Фильм «Учитель» Герасимов справедливо считал лучшей своей картиной. Перед самой войной Сергей Герасимов экранизировал лермонтовский «Маскарад» (1941), расширивший творческие возможности режиссера. В главных женских ролях своих фильмов Герасимов удачно снимал талантливую актрису Тамару Федоровну Макарову, ставшую на всю жизнь спутницей режиссера.
В годы войны Сергей Герасимов снимал новеллы для «Боевого киносборника» (1941), поставил «Непобедимых»(1943) (совместно с Михаилом Константиновичем Калатозовым), «Большую землю» (1944). С 1944 он руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской, со студентами которой осуществил постановку «Молодой гвардии» (1948, по роману Александра Александровича Фадеева, Государственная премия СССР, 1949), где с суровой достоверностью изобразил фашистское нашествие, подвиг и трагическую гибель молодых подпольщиков.
В 1957 Сергей Герасимов осуществил свою давнюю мечту, сняв фильм по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» (Большой приз на кинофестивале в Карловых Варах, 1958, диплом гильдии режиссеров США, 1958 и др. награды), ставший образцом добротной и тщательной экранизации. «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967, Большой приз Московского кинофестиваля), «У озера» (1969, Главная премия кинофестиваля в Карловых Варах, 1967), «Любить человека» (1972), «Дочки-матери» (1974) объединены современной тематикой и публицистическим подходом к частным судьбам обыкновенных людей.
В последующие годы Сергей Аполлинариевич не обращался к современному материалу. Он снял для телевидения сериал «Красное и черное» (1976 по роману Стендаля), где постарался в максимальной полноте сохранить текст романа. Дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980 по роману Алексея Николаевича Толстого «Петр Первый»[en]), пожалуй, наиболее громоздкая и наименее удачная работа Герасимова. Своеобразным итогом творчества режиссера стал фильм «Лев Толстой» (1984, Главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, 1985) о последних днях великого писателя, где Герасимов сыграл заглавную роль.
В 1986 ВГИКу было присвоено имя С. А. Герасимова, воспитавшего в стенах института плеяду замечательных мастеров кино. (В. Э. Горелова)
Семья Сергея Герасимова
Жена — Тамара Фёдоровна Макарова (1907—1997). Играла главные роли во многих фильмах мужа;
Приёмный сын — племянник жены, писатель и киносценарист Артур Сергеевич Макаров (1931—1995);
Ирина Бенционовна Роднянская — литературовед, дочь двоюродной сестры Сергея Герасимова, учителя вокала Миры Михайловны Эстрович.
Премии
Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939);
Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948);
Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950);
Премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большую общественно-политическую деятельность;
Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969);
Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет.
Награды и звания
Народный артист СССР (1948);
Герой Социалистического Труда (1974);
Четыре ордена Ленина (1961, 1966, 1974, ?);
Орден Октябрьской Революции;
Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950);
1959 — Говорит спутник (сценарист и режиссёр совместно с Борисом Израилевичем Волчеком, Вениамином Давыдовичем Дорманом и Генрихом Бардухмиосовичем Оганесяном);
1961 — Карьера Димы Горина (художественный руководитель фильма);
1961 — У Крутого Яра (художественный руководитель фильма);