Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Сергей Юрский Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Сергей Юрьевич Юрский — биография

Сергей Юрский

Главное — самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли

Сергей Юрьевич Юрскийроссийский актер, кинорежиссер и театральный режиссер, сценарист, народный артист России[en] (1987). С 1957 в Ленинградском Большом драматическом театре, с 1979 в Московском театре имени Моссовета. В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского». Знак зодиака — Рыбы.

Среди ролей Сергея Юрского: Чацкий («Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, 1962), Осип («Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, 1972), Тесман («Гедда Габлер» Генриха Ибсена, 1983) и др. Снимался в фильмах «Время, вперед!», «Республика ШКИД» (оба — 1966), «Золотой теленок» (1968), «Король-олень» (1969); телефильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии» (оба — 1979), «Королева Марго» (1996) и др.

Юрский так же поставил спектакли «Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Николаевича Островского (1980, сыграл Грознова), «Игроки-ХХI» по Н. В. Гоголю (1992, МХАТ им. А. П. Чехова и «АРТель АРТистов Сергея Юрского») и др.; поставил фильм «Чернов, Chernov» (1990). Стихи и проза собраны в книге «Жест» (М., 1997). Автор книги «Кто держит паузу» (1989).

Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. В 1952-1955 годах учился на юридическом факультете Ленинградского университета. В 1959 году окончил Ленинградский театральный институт (мастерская Леонида Федоровича Макарьева). С 1957 актер и режиссер Большого драматического театра имени Максима Горького (БДТ) в Ленинграде (в 1959-1960 параллельно играл в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола). С 1979 актер и режиссер Московского театра им. Моссовета. В 1992 Сергей Юрский  организовал в Москве театр «АРТель АРТистов Сергея Юрского».

Большой драматический театр

Именно с Большим драматическим театром связаны лучшие театральные работы Юрского. Дебютировал на его сцене актер в 1957 году, еще учась на 2-м курсе театрального института, в спектакле «В поисках радости» Виктора Сергеевича Розова (Олег), вслед затем, сыграв шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», Юрский сразу зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы.

Сергей Юрьевич был изобретателен в деталях, ироничен, легок, играя на одном дыхании, темпераментно, ярко, считая сам себя клоуном по призванию (его отец был известным режиссером цирка, и в детстве мальчик немало времени провел на арене). Актерские качества Юрского оказались созвучны требованиям главного режиссера Георгия Александровича Товстоногова. Один за другим выходили спектакли, в которых актер неизменно блистал: «Горе от ума» (1962, Чацкий), «Божественная комедия» (1962, Адам), «Карьера Артуро Уи» (1963, Дживола), «Три сестры» (1965, Тузенбах), «Лиса и виноград» (1968, Эзоп), «Король Генрих IV» (1969, Генрих IV), «Беспокойная старость» (1970, Полежаев), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1973, Илико).

Казалось, жизнь молодого актера и дальше будет состоять из одних успехов. Но произошел конфликт с тогдашним партийным руководством Ленинграда, и это сразу резко сказалось на карьере артиста. Ему буквально «перекрыли кислород». Почувствовав себя в ловушке, в 1979 году Сергей Юрский вынужден был уехать в Москву вместе со своей женой, актрисой Натальей Максимовой Теняковой.

Театр им. Моссовета

К сожалению, театр им. Моссовета не смог обеспечить Юрского максимальной занятостью. Премьеры у актера были крайне редки: «Гедда Габлер» (1983, Тесман), «Фома Опискин» (1995, Фома). Для энергичного, не выносящего простоя актера выходов было три — режиссура, антреприза и концерты. Сергей Юрьевич активно стал заниматься и тем и другим.

Режиссура

Первый режиссерский опыт у Сергея Юрского был еще в Большом драматическом театре — «Фиеста» Э. Хемингуэя (так и не вышедшая в свет). В 1971 году Юрский сделал на основе этого спектакля телефильм на Ленинградском телевидении (среди других его телеработ — «Младенцы в джунглях», сериал «Пушкинский концерт», «Рассказы Бабеля», «Три поэта»). В 1976 актер поставил свой самый знаменитый спектакль «Фантазии Фарятьева» и сам сыграл в нем наивного мечтателя Фарятьева.

В Театре имени Моссовета к режиссуре Сергей Юрьевич обращался гораздо чаще: «Тема с вариациями» Самуила Иосифовича Алешина (1979, роль Игоря Михайловича, а в 1986 в Японии по этой пьесе поставил спектакль «Трактат о любви[en]»); «Правда хорошо, а счастье лучше» (1980, роль Грознова), «Орнифль, или Сквозной ветерок» (1986, сам сыграл Орнифля), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1997). К сожалению, последние режиссерские работы Юрского событиями в театральной жизни Москвы так и не стали. Как, впрочем, не стал событием и его режиссерский дебют в игровом кино — фильм «Чернов. Chernov» (1989), хотя в нем и участвовали хорошие актеры и было немало интересных режиссерских придумок.

Антреприза

Пожалуй, именно с ней связаны самые известные работы Сергея Юрского за последние годы. В 1992 году он поставил «Игроки – XXI» («АРТель АРТистов Сергея Юрского»), в 1993 — «Стулья», сыграв там главную роль («Школа современной пьесы»). В 1992 вместе с Ольгой Яковлевой сыграл на французском языке в пьесе «Король умирает» («АРТель АРТистов»); в 1996 — в спектакле «После репетиции» (МХАТ им. А. П. Чехова и «АРТель АРТистов Сергея Юрского», премия «Золотая маска» за исполнение Юрским роли Режиссера); в 1997 — в спектакле «Женитьба» (МХАТ, Жевакин).

Пушкиниана

Сергей Юрьевич Юрский — виртуозный чтец, у него подготовлены великолепные концертные программы по произведениям А. Н. Островского, Федора Михайловича Достоевского, Гоголя, Михаила Афанасьевича Булгакова, Хармса, Михаила Михайлович Зощенко[en], Сергея Александровича Есенина, Бориса Леонидовича Пастернака, Хемингуэя, Бабеля. Но особое место в его творческой жизни занимает русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Еще на Ленинградском телевидении актер записывал «Евгения Онегина» (сохранились только 1-я и 2-я главы), в 1992 Юрский записал 6-ю и 7-ю главы, а в 1999 на Центральном телевидении осуществил запись романа полностью. Это совершенно уникальный сериал — неторопливо, обстоятельно актер проходит вместе со своим героем нелегкий путь прозрения, понимания себя, жизни, пути к любви.

В 1999 году актер и режиссер был награжден Медалью Пушкина (впервые вручавшейся в России).

Кинороли

Первой большой ролью Сергея Юрского стал забавный, наивный Чудак в эксцентрической комедии Эльдара Александровича Рязанова «Человек ниоткуда» (1961), а фильм «Крепостная актриса» (1963) закрепил за Юрским репутацию великолепного комедийного артиста, темпераментного и пластичного.

В своей творческой палитре артист и дальше органично соединял комедийные и лирические краски, скрывая драматический подтекст за острохарактерным рисунком роли. Он тяготел к трагикомедии и сумел реализовать себя в этом жанре с блеском, когда после вдохновенного энтузиаста Маргулиеса («Время, вперед!», 1966) получил роль Викниксора в фильме Геннадия Ивановича Полоки «Республика ШКИД» (1966), а затем Остапа Бендера в фильме Михаила Абрамовича Швейцера «Золотой теленок» (1968) и Тартальи («Король-Олень», 1969).

Шестидесятые годы, несомненно, были звездными для Юрского-киноактера. Но и потом у него время от времени случались яркие удачи, такие, например, как серьезная драматическая роль в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979, Груздев). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он и Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Швейцера (1980). После этого стал появляться на экране не часто: «Падение Кондора» (1982, Диктатор), телефильм «Ищите женщину» (1982, мэтр Роше), телефильм «Сказки старого волшебника» (1984, Хранитель сказок), «Любовь и голуби» (1984, дядя Митя), «Чернов. Chernov» (1989, Арнольд), «Экстрасенс» (1992, Экстрасенс) и др. Но как ни был хорош в этих фильмах актер, они уже не давали Юрскому того материала, на котором он мог бы проявить свой талант в полном блеске. (Т. В. Сергеева)

Один из блистательных актеров театра и кино советской эпохи и в наши дни востребован и удивляет не только великолепно сыгранными ролями, но и писательским талантом! Сергей Юрский — это и талантливый а режиссер, за свою долгую карьеру приложивший руку к созданию целого множества самых разнообразных фильмов.

Не менее важное место в творчестве Юрского занимают и концертные вечера — он выступал и продолжает выступать с чтецкими программами во многих городах России и зарубежья. В рамках подобных выступлений он часто читает рассказы Зощенко, Чехова, Пушкина и некоторых других авторов.

Также принимает участие в озвучивании различных фильмов и мультфильмов. Занимается он и литературным творчеством. Его перу принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, опубликованных в ведущих журналах, а также несколько книг прозы и стихов.

Сегодня Сергей Юрский продолжает свою творческую карьеру, живёт и работает в Москве.

Семья

В 1961 году Сергей Юрский женился на актрисе БДТ Зинаиде Максимовке Шарко (14 мая 1929, Ростов-на-Дону — 4 августа 2016, Санкт-Петербург) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1980), лауреат Международной премии имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство» (1997). Этот брак распался в 1968 году.

Второй его женой стала актриса БДТ Наталья Максимовна Тенякова (род. 3 июля 1944 в Ленинграде) — советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка Российской Федерации (1994), Лауреат премии «Золотая Маска» (1995) и премии Станиславского (2005). В этом браке 25 июля 1973 года в Ленинграде у супругов родилась дочь — Дарья Сергеевна Юрская — российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (2010). Актриса МХТ имени Чехова. В 1994 году окончила школу-студию МХАТ (курс Олега Павловича Табакова).

Библиография

Сергей Юрьевич Юрский является автором книг:

Награды


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности