Разместите статью, биографию и пр.[en]

Сергей Прокофьев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Сергей Сергеевич Прокофьев — биография

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьеврусский композитор, пианист и дирижер, народный артист России[en] (1947), Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная[en] премия СССР[en] (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Знак зодиака — Телец.

В дерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-1914 («Отчаяние», «Наваждение», токката, 1-й концерт с оркестром, «Сарказмы») заметна близость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русского авангарда. Обогащение гармонии средствами расширенной тональности 20 века сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосом широкого дыхания, строгой классичностью структур.

Оперы: «Игрок» (1916), «Любовь[en] к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семен Котко» (1939), «Обручение в монастыре» (1940), «Война и мир» (1943; 2-я редакция, 1952); балеты «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950), оратория «На страже мира» (1950), кантата «Александр Невский» (1939), 7 симфоний (1917-1952), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), концерты для инструментов с оркестром, сонаты и циклы пьес для фортепьяно, музыка[en] к фильмам.

Ранний русский период

Сергей Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в Сонцовке, ныне село Красное, Донецкой области Украины[en]. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет. В 1902-1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Морицевича Глиэра. В 1904 году в возрасте тринадцати лет он поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка), Анатолия Константиновича Лядова (композиция), А. Н. Есиповой (фортепиано); окончил консерваторию как композитор в 1909, как пианист — в 1914. Первые публичные выступления Прокофьева-пианиста с исполнением собственных произведений относятся к 1908, первые нотные публикации — к 1911, первые зарубежные гастроли — к 1913.

В консерватории Сергею Прокофьеву дали прозвище "Мотор" — за энергию и весёлый нрав: «Я не люблю пребывать в состоянии покоя, я люблю быть в движении». Этой способности он не утратил и впоследствии. Молодой, талантливый, смелый, самолюбивый, насмешливый — такое сочетание качеств всегда чревато скандалом. И он состоялся.

Летом 1912 года все российские газеты писали о концерте Прокофьева как о главном культурном событии. Разброс мнений впечатляющий: «Жёсткая, грубая, примитивная и какофоническая музыка!», «Вот где дарование несомненное!», «Проявление необузданной фантазии!», «Игра сильная, яркая, блестящая, как и его музыка!». С годами накал страстей не утих.

С первых же своих шагов на музыкальном поприще Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала 20 века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Музыка раннего С. Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией; в то же время ей не чужд своеобычный, несколько «застенчивый» лиризм. Среди произведений консерваторского периода выделяются «Наваждение» «Токката», Соната № 2 для фортепиано (все — 1912), два Концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), фортепьянный цикл «Сарказмы» (1914).

В 1914 Сергей Прокофьев начал писать балет «Ала и Лоллий» (на сюжет из скифской мифологии) для знаменитой антрепризы Сергея Павловича Дягилева. На основе музыки этого балета (который так и не получил сценического воплощения) была создана одноименная симфоническая сюита, первое исполнение которой в Петрограде в начале 1916 сопровождалось грандиозным скандалом, подтвердившим репутацию Прокофьева как музыкального «варвара», «скифа», ниспровергателя традиционных устоев. Экспериментальный характер отличает и оперу «Игрок» по одноименному роману Федора Михайловича Достоевского (1916, вторая редакция — 1927; премьера оперы состоялась в Брюсселе в 1929), представляющего собой достаточно рискованный опыт музыкальной адаптации прозаического диалога.

В других произведениях второй половины 1910-х годов Сергей Прокофьев стремится к большей «общительности» музыкального языка, богатству контрастов, дифференциации выразительных средств. Неповторимый сплав лирики, иронии, юмора, ритмического напора и мелодического изящества придает особое обаяние шедеврам этого периода, таким, как балет «Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего» на сюжет русской народной сказки (1915, вторая редакция — 1920; в 1921 балет был поставлен в Париже дягилевской труппой), пять романсов на слова Анны Андреевны Ахматовой (1916), симфония № 1 («Классическая»), концерт № 1 для скрипки с оркестром, «Мимолетности» для фортепиано, сонаты №№ 3 и 4 для фортепиано (все — 1917).

В эмиграции

Весной 1918 Сергей Прокофьев покинул Россию. До 1922 года он жил в США[en], затем переехал в Этталь (Баварские Альпы), а в 1923 поселился в Париже. Первые годы пребывания за границей были для Прокофьева в высшей степени плодотворными. Среди произведений, написанных в эти годы, комическая опера «Любовь к трем апельсинам» по одноименной пьесе Карло Гоцци (1919; поставлена в Чикаго в 1921), пять песен без слов для голоса (или скрипки) и фортепиано (1920), концерт №3 для фортепиано с оркестром (1921), соната № 5 для фортепиано (1923). Грандиозным размахом отличается симфония № 2 (1924), форма которой смоделирована по образцу монументальной фортепианной сонаты №32 Людвига ван Бетховена; это замечательное произведение все еще остается одним из наименее репертуарных у Прокофьева. «Не повезло» и опере «Огненный ангел» по одноименному роману Валерия Яковлевича Брюсова; законченная в 1927, эта фантасмагорическая драма впервые прозвучала в Париже в концертном исполнении только в 1954. С другой стороны, симфония № 3, созданная в 1928 году на материале музыки «Огненного ангела», приобрела широкую известность как одно из наиболее эффектных, оригинально оркестрованных и в то же время глубоких по содержанию произведений композитора. Из опусов середины 1920-х гг. следует упомянуть также балет «Стальной скок» (1925), сюжет которого отражает наивные представления о жизни[en] Советской России, бытовавшие в то время на Западе.

В начале 1927 года Сергей Сергеевич Прокофьев гастролировал в СССР. Симфонические и камерные концерты его музыки в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе (сам Прокофьев выступал в них в качестве пианиста) прошли с огромным успехом. Возможно, именно тогда у Прокофьева зародилась мысль об окончательной репатриации.

В течение последующих нескольких лет поездки Прокофьева в СССР становились более частыми; и хотя далеко не всегда они проходили безоблачно (в частности, из-за обструкций, которые устраивали музыканту догматики из Всесоюзной Ассоциации пролетарских музыкантов), это не повлияло на стремление композитора связать свою дальнейшую судьбу с Родиной. К тому же период конца 1920-х — начала 1930-х гг. был отмечен в биографии С. Прокофьева определенной творческой «усталостью» и как следствие явным снижением интереса к его музыке на Западе. Спад в творчестве ощущается в балетах «Блудный сын» (1929, Париж; в 1930 на основе этого балета — последнего из числа написанных по заказу Дягилева — была сочинена симфония № 4) и «На Днепре» (1932, Париж), концертах №№ 4 и 5 для фортепиано с оркестром (1931, 1932), «Симфонической песни» для оркестра (1933).

Значительно больше удавались Сергею Прокофьеву произведения, написанные по заказам из СССР — симфонические сюиты «Поручик Киже» (из музыки к одноименному фильму по повести Юрия Николаевича Тынянова, 1933) и «Египтские ночи» (из музыки к спектаклю московского Камерного театра, 1934). В советской литературе принято считать, что Прокофьев вернулся на Родину в 1933, на самом деле это произошло несколько позднее. Последнее произведение Прокофьева, написанное перед окончательным возвращением в СССР — концерт № 2 для скрипки с оркестром (1935), полный счастливых мелодических находок.

По возвращении на Родину

Весной 1936 Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды — в сезоне 1936/1937 и 1938/1939. Творческая жизнь композитора между 1936 и 1948 отличалась исключительной интенсивностью. В 1936 он практически завершил работу над балетом «Ромео и Джульетта», который был заказан ему в 1934 дирекцией театра имени Кирова в Ленинграде (премьера балета в этом театре состоялась в 1940; мировая премьера прошла в 1938 в Брно, в Чехословакии).

В том же 1936 году в Московском театре для детей[en] была поставлена симфоническая сказка «Петя и волк». Год спустя Сергей Прокофьев представил Комитету по делам искусств свою Кантату к 20-летию Октября — грандиозную фреску для двух хоров и четырех оркестров на слова Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. По существу, это был опыт создания своего рода коммунистической литургии (по своему драматургическому плану Кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы); но осуществленное Прокофьевым музыкальное воплощение слов классиков марксизма-ленинизма было сочтено идеологически неприемлемым, и Кантата была положена «на полку» (ее первое исполнение, к тому же с купюрами, состоялось в Москве только в 1966).

Значительной художественной удачей явилась вторая монументальная кантата Сергея Сергеевича «Александр Невский» (1939), созданная на основе музыки к одноименному фильму Сергея Михайловича Эйзенштейна. На 60-летие Сталина Прокофьев откликнулся кантатой «Здравица», исполнение которой стало кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Менее успешной оказалась судьба еще одного приношения Прокофьева на алтарь государственной идеологии — оперы «Семен Котко» по роману Валентина Петровича Катаева «Я сын трудового народа» на сюжет из истории Гражданской войны на Украине; поставленная в Москве в 1940 году, опера подверглась резкой критике и вскоре была снята с репертуара. В 1940 были завершены соната № 6 для фортепиано и комическая опера «Обручение в монастыре» по пьесе Ричарда Бринсли Шеридана «Дуэнья», премьера которой состоялась в Ленинграде уже после войны[en], в 1946 году.

11 января 1940 года в Ленинграде состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта». Первая редакция балета была завершена еще в 1935 году. Впервые балет был поставлен в 1938 году в Оперном театре города Брно (Чехословакия).

Летом 1941 Сергей Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где вскоре написал струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора). В том же году он начал работать над оперой «Война и мир» по роману Льва Николаевича Толстого. Работа эта растянулась на 11 лет. В первоначальных редакциях оперы основное внимание уделялось бытовым, семейным мотивам романа, тогда как ее окончательная версия (премьера — в Ленинграде 1955 года, в более полном виде — в Москве 1959-го) представляет собой грандиозную народно-патриотическую эпопею.

В военные годы[en] Сергеем Прокофьевым было создано еще одно крупное сценическое произведение — балет «Золушка» (1945, Москва). Среди произведений военных и первых послевоенных лет — симфонии № 5 и 6 (1944, 1947), сонаты № 7, 8, 9 для фортепиано (1942, 1944, 1947), соната для флейты и фортепиано (1943; известна также в скрипичной редакции), соната для скрипки и фортепиано (1938-1946).

Постановлением ЦК ВКП(б) об опере Вано Ильича Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». От этого удара Сергей Сергеевич не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 года (опера «Повесть о настоящем человеке», поставлена в Москве в 1960, балет «Сказ о каменном цветке», 1950, поставлен в Москве в 1954, оратория «На страже мира», 1950, симфония №7, 1952) малоудачны, отмечены вымученными попытками «упростить» свой музыкальный язык. Среди немногих исключений — два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого Мстислава Леопольдовича Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952). (Л. О. Акопян)

Еще в 1948 году жену Сергея Сергеевича, Лину Прокофьеву, урожденную Каролину Кодина-Любера, испанскую певицу, которую в 1936 году Прокофьев привез в СССР, упекли в мордовские лагеря. А их брак, несмотря на то, что Лина родила[en] Прокофьеву двух сыновей, власти признали недействительным!...

Не захотели марать биографию советского композитора, любимца Сталина, печатью о разводе. И на вопрос "а где ваша жена?" можно ответить "я не был женат прежде"... Прокофьеву сразу же было дозволено жениться вновь — на Мире Мендельсон. Маленькие Святослав и Олег получили благонадежную мачеху взамен родной мамы.

Лина Прокофьева была полностью реабилитирована и вышла на свободу. Позже ей было разрешено покинуть СССР. Она умерла в Англии в 1989 году. Уехал к матери и младший сын Олег, ставший художником. Его уже тоже нет в живых.

Судьбе Лины посвящена книга "XX век Лины Прокофьевой", которую написала Валентина Чемберджи. Судьба старшего сына Лины и Прокофьева, Святослава, неизвестна.

Сергей Сергеевич Прокофьев скончался 5 марта 1953 года в Москве, в один день со Сталиным. Его смерть[en] почти не была замечена советскими средствами массовой информации. Неуклюжей попыткой советской власти сгладить вину перед композитором стало посмертное присуждение ему Ленинской премии в 1957 году.

Существует легенда, что удар (гипертопический криз), приведший к смерти композитора, случился с ним в тот момент, когда по телефону ему сообщили о смерти вождя — хотели заказать реквием...

Организовать похороны Прокофьева было очень трудно. Прошли они скромно. Всенародная скорбь о Сталине затмевала все другие скорби поменьше и не могла вместить в себя ещё и это...

Но и теперь место последнего упокоения Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве выглядит более, чем скромно.

Музыкальные произведения Прокофьева и др.

«Монтекки и Капулетти» (Балет Ромео и Джульетта, картина 2)
«Вальс» (из балета "Золушка")
«Вставайте, люди русские» (из кантаны "Александр Невский")
«Пушкинский вальс», op. 120: №2
«Песня об Александре Невском» (из кантаны "Александр Невский")
«Поручик Киже»
«Соната для скрипки соло»
«Увертюра на еврейские темы» ор.34
Произведения других авторов:
«Вальс» (из драмы "Маскарад") (Хачатурян)
«В пещере горного короля» (Григ)
«Тема любви» (Нино Ротто)
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная