Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Сергей Столяров Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Сергей Дмитриевич Столяров — биография

Сергей Столяров

Сергей Дмитриевич Столяров российский[en] актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1951), Народный артист РСФСР (1969). Член КПСС с 1958 года. Знак зодиака — Скорпион.

Сергей Столяров родился 1 ноября 1911 года в деревне Беззубово Тульской губернии в семье лесника Дмитрия Столярова. Долгое время точная дата его появления на свет оставалась неизвестной: метрика была утеряна и Столяров сам выбрал себе дату рождения — 1 ноября. Однако много позже, в начале XXI века, удалось всё же найти сведения о правильной дате его рождения, это 17 июля (4 июля по старому стилю).

У Сергея было еще три брата и сестренка. Жили они хоть и бедно, но дружно. Отца своего Сергей практически не помнил.

В 1914 году началась первая мировая война (World War I). Рекрутов набирали по жребию. Идти на фронт тогда выпало одному богатому крестьянину, но он обратился к своим землякам: мол, тот, кто пойдет на фронт вместо него, получит избу, лошадь и корову. Это было настоящее богатство, отказаться от которого было не всякому под силу. Вот отец Столярова и согласился на такую замену. Он ушел на фронт и был убит во время газовой атаки. Обещанное богатство его семья получила, однако радовалась ему недолго. Октябрьская революция все у них конфисковала. Семья Столяровых осталась без средств к существованию. В деревне начался голод, и, чтобы спасти своих детей[en], мать решила младших оставить у себя, а троих старших сыновей отправить в Ташкент. В те годы этот город называли хлебным.

Так начались скитания Сережи Столярова по объятой войной России. В Ташкент тогда он так и не попал - заболел брюшным тифом, и братья оставили его в больнице в Курске, а сами так и пропали в водовороте тех событий. Сергей вылечился и некоторое время оставался в больнице, до полного выздоровления, помогал санитарам. Затем его определили в курский детский дом. Именно там он впервые и узнал, что такое театр. Воспитатель организовал из детдомовских ребят драмкружок.

В 1937 году готовилась премьера фильма «Цирк», в которой Сергей Столяров сыграл главную роль. Однако Столяров идти на премьеру отказался. Рассказывает сын актера - Кирилл Столяров:

«Еще до премьеры фильма «Цирк» получил самую высокую оценку «наверху». А накануне премьеры расстреляли изумительного оператора Владимира Семеновича Нильсена. В те годы подавались расстрельные списки. Расстреливало НКВД, но «кандидатуры»-то подбирались на местах! Раздавался звонок: «У вас есть троцкисты?» Да как же не быть троцкистам в самом советском искусстве?! Например, Нильсен. Почему он? Да фамилия у него странная. К тому же жена - балерина и вдобавок ко всему итальянская подданная. Отец был потрясен гибелью Нильсена. А вокруг все готовились к премьере «Цирка». Специально закупили аппаратуру в Америке, в Парке культуры имени Горького открыли летний кинотеатр. Составляли наградные списки, будто ничего не произошло. И отец не пошел на премьеру, куда пригласили только исполнителей главных ролей. Он не получил орденок и не стал холуем. ...Возможно, всенародная любовь, «заметность» спасли отцу жизнь... За фильм «Цирк» отец получил только зарплату.

В том же году «Цирк» отправили на всемирную выставку в Париж. Но отца туда уже не пригласили. Кстати, на той же выставке была представлена скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Рабочего Мухина лепила с моего отца.

Кроме того, сразу после выхода фильма на экраны отец разорвал всяческие отношения с Г. Александровым. Они разговаривали, но Александров знал, что отец его не уважает. Отец вообще был человеком вспыльчивым, мог сказать в глаза[en] резкость любому начальству. Что он сказал после «Цирка» Александрову, никто не вспоминал. Но сказано было что-то очень неприятное, что навсегда сделало невозможными дружеские отношения между ними. Конфликт оказался очень глубоким. Они были люди разных полюсов. Отец власти не служил».

Стоит, видимо, отметить и такой факт: знаменитую «Песню о Родине» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача в фильме исполняет не Сергей Столяров (он лишь открывает рот), а ... Г. Александров».

«Вместе с «Мосфильмом» актер и его семья осенью 1941 года оказались в Алма-Ате. По дороге туда произошел печальный случай: у Столяровых украли продуктовые карточки. По тем временам это означало голодную смерть. И тогда Сергей Столяров вспомнил о своем хобби - охоте, взял на киностудии винтовку и ушел в горы. Его не было сутки, но, когда он вернулся, за его плечами болтался огромный горный козел. Его мяса Столяровым хватило надолго - часть его они съели, часть продали на рынке. Именно на это мясо Столяров выменял у Константина Симонова его новую пьесу «Русские люди», которую актер затем поставил на сцене местного театра. Все сборы от этого спектакля Столяров отправил в фонд обороны на танк, который так и назвали - «Русские люди». В благодарность за этот поступок актера ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.

Тем временем в 1943 году О. Константинова (жена Столярова - В.К.) отправилась в Белоруссию играть в Русском драматическом театре, а Столяров приступил к съемкам в фильме «Кащей Бессмертный». Во время съемок этого фильма (натура снималась в Барнауле), игравший Никиту Кожемяку Столяров едва по-настоящему не убил Кащея в исполнении Г. Милляра. В сцене битвы Сергей так рубанул своего коллегу деревянным мечом по голове, что того увезли в больницу с сотрясением мозга. К счастью, все обошлось и фильм досняли с теми же исполнителями». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 122 - 123.

Его популярность была огромной. Люди здоровались с ним на улице. Билет, который он предъявлял для поездки в метро, девушки-контролеры оставляли себе в качестве сувенира. Сергей Столяров стал героем целого поколения советских людей, а зарубежные кинокритики включили его в список выдающихся актеров мира. Именно со Столярова скульптор Мухина ваяла своего "Рабочего".

"Где-то была поставлена галочка, и его вычеркнули из тех людей которые могут играть советского положительного героя. Ему пришлось уходить в другой жанр", – объясняет сын Столярова. Один за другим на экраны выходят фильмы-сказки с участием Столярова. "Кащей Бессмертный", "Руслан и Людмила", "Василиса Прекрасная". Эти картины для детей принесли Столярову популярность, не меньшую, чем "Цирк". После роли в фильме "Садко" артиста узнали и за рубежом.

На фестивале в Венеции лента о былинном герое получила первую премию, однако исполнителя главной роли на фестиваль не пустили – посчитали не вполне благонадежным. "К 95 летию отца мы выпустили книгу "Столяров: судьба и эпоха". Его судьба тесно связана с тем временем, когда часто к успеху шли по трупам товарищей. Это было. Отец в этом отношении остался чистым человеком", – говорит Кирилл Столяров.

Сергей Столяров создал на экране галерею ярких образов: былинных богатырей, своих современников и даже людей будущего, но всех их объединяло одно: это были герои, которым верили.

Не человек – скала. С улыбкой, которую и теперь называют «столяровской». Не актер – идеал «советского Голливуда». Именно Сергея Столярова уже много десятилетий можно увидеть в первом кадре любой картины, снятой на «Мосфильме». Это с него Вера Мухина создавала своего легендарного Рабочего.

Без проб и длительных утверждений – Григорий Александров понимал, что лучше артиста на роль в фильме «Цирк» ему не найти. Столяров и сальто выполнит, и на врага посмотрит этим колючим взглядом. И темперамент природный, и школа «крепкая» – Школа-студия МХАТ.

«Когда он узнал, что любит рандат-фляк-сальто, вот это понимаете? В морду целует лошадь – это как-то по-русски, по-человечески. Я обожаю свое детство, свою юность, и в этой жизни был Сергей Дмитриевич Столяров», – вспоминает народный артист России Юрий Назаров.

Из него умело лепили героя, который всему миру должен улыбаться с плакатов и газетных страниц. А Столяров не пришел на премьеру «Цирка». Это была его акция протеста из-за расстрела оператора картины Нильсена. Такое неповиновение могло стоить актеру жизни. Столярова, рассказывают, чудом не тронули, хоть и запретили играть советских начальников. У него была своя ссылка – сказочная.

Он поначалу боялся казаться смешным и глупым в образах Иванушки, Никиты Кожемяки, Алеши Поповича… Ему верили, когда он спасал Василису или боролся с Кащеем, будто олицетворяя собой всю советскую армию, которая тогда, в 1944 году, была уже на подступах к Берлину. В его Садко после войны поверили уже во всем мире. Приз на Венецианском кинофестивале и лицо Столярова на страницах французской прессы – рядом с Чарли Чаплином, Робертом Тейлором – в списке звезд мирового кино.

«У него же все краски яркие, размашистые! Да, может, были и другие, более тонкие артисты, это другой вопрос. Но это не меняет сути. Главное, я хочу сказать: он был персона. И это порой даже не заменить и мастерством», – заверяет народный артист России Владимир Хотиненко.

Герой с былинным размахом не умел, кажется, одного – угодничать перед вышестоящими. Отказывал многим режиссерам, мечтал сыграть солдата, прошедшего войну. Роль, в которой он хоть немного, но приблизился к мечте, сыграл в «Тайне двух океанов».

«Вот он играет совсем пустую роль в фильме "Тайна двух океанов". Там, функция, а не роль. И вдруг это получается лучшая роль в фильме. И на дипломе написано – диплом Венецианского фестиваля – "Вы способствовали созданию этого фильма". Он привнес свою человеческую суть», – поясняет сын Сергея Столярова, актер Кирилл Столяров.

Суть человеческую он пытался раскрыть и в Дмитрии Донском, и в Сергее Радонежском. Именно о них Столяров создавал свой киносценарий – уже на больничной койке написал сразу две части. И не верил, когда стали говорить, что время богатырей безвозвратно ушло. Своего режиссера сценарий Столярова ждет до сих пор.

Роли Сергея Столярова

Сергей Дмитриевич Столяров умер 9 декабря 1969 года.

«Рассказывает К. Столяров: «В 1968 году у отца внезапно начала опухать нога, и поначалу он не придал этому особого значения. Он никогда до этого не болел. Как раз тогда ему удалось наконец «пробить» разрешение на съемки собственного фильма. Много нервов для этого пришлось потратить. Мы вместе поехали выбирать натуру, и тут болезнь спутала все его планы. У него обнаружили рак. Как тогда сказали врачи, «болезнь от огорчения». Отца положили в Кремлевку, а мной овладела навязчивая идея: я же должен отдать отцу долг! И вот Бог мне подсказал: писать сценарий о Дмитрии Донском! Отца всегда интересовал тот период истории, он загорелся, много работал. И этим продлил себе жизнь на год. Однажды его пригласили на какой-то юбилей, и он пришел на него в белом свитере, красивый, как всегда. Все знали, что он обречен, но сам отец не показывал виду, что ему плохо.

В 1969 году, незадолго до его смерти, я принес в больницу документы о присвоении ему звания народного артиста. Он только махнул рукой: оставь, мол, это, положи куда-нибудь. А 9 декабря он умер. У меня на руках. Я обычно ходил в больницу часам к одиннадцати-двенадцати. В тот день была скверная погода: снег, холод. Может, потому и примчался раньше. За некоторое время до моего прихода отец брился и поранил губу. А организм уже не сопротивлялся. Пришла медсестра, дежурно спросила: «Ну как себя чувствуем?» Увидела кровь, решила прижечь ранку и что-то замешкалась. Отец говорит: «Видишь, человеку тяжело, возьми лампу и посвети». Когда я поднес лампу, то увидел, что медсестра плачет. И тут отец произнес: «Ну что ты не можешь помочь человеку, видишь, ей трудно!» Ей трудно... Через несколько минут он умер. Потом я попросил скульптора Славу Клыкова сделать отцу памятник. Славе нужен был двухметровый белый камень: он считал, что отец был русским, светлым человеком, поэтому ничего лучше мячковского камня не придумать. Я перевернул всю Москву - не нашел. И тут мне сказали, что в одном переулке ломают часовенку. Схватил такси и, не поверите, приехал... к себе домой, туда, где всю жизнь жила наша семья, к Покровскому собору.

Вот от той разобранной часовенки и стоит на могиле отца камень...»

Сергея Столярова похоронили на Ваганьковском кладбище, напротив от входа. Рядом с ним на участке нашли свой последний приют артист Владимир Семенович Высоцкий, тележурналист Владислав Листьев, спортсмены Инга Григорьевна Артамонова и Отари Квантришвили. Всех их, таких разных, объединила земля Ваганьковского кладбища». Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 126 - 127.

В. Толкунова «Сережа»

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности