Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Шарль Бодлер Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Имена

Шарль Бодлер — биография

Шарль Бодлер

А в наши дни, поэт, когда захочешь ты
Узреть природное величье наготы
Там, где является она без облаченья,
Ты в ужасе глядишь, исполнясь отвращенья,
На чудищ без одежд. О мерзости предел!
О неприкрытое уродство голых тел!
Те скрючены, а те раздуты или плоски.
Горою животы, а груди словно доски.

Шарль Бодлер (фр. Charles Pierre Baudelaire [ʃaʁl pjɛʁ bodlɛʁ]) — французский поэт и критик, классик французской и мировой литературы. Знак зодиака — Овен.

Участник Революции 1848 года. Предшественник французского символизмаСимволизм — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.
. В сборнике «Цветы зла» (1857) анархическое бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города. Художественно-критические труды (так называемые отчеты о салонах, 1845 и 1846; сборник «Романтическое искусство», издание 1868 года).

Первый из «проклятых поэтов»

Шарль Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. В своей жизни он проживал в этом городе по сорока адресам. Брак своих родителей он называл «патологическим, старческим и несуразным», поскольку отец его был на тридцать с лишним лет старше матери. Франсуа Бодлер умер в 1827 году, и через полтора года вдова вышла замуж за майора Опика, впоследствии генерала, французского посла в Испании и сенатора. По общему мнению, второй бракБрак — семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.

В некоторых государствах (например, во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт.
матери навсегда лишил Бодлера душевного равновесия, и его характер сформировался под воздействием классического Эдипова комплексаЭдипов комплекс в психологии — соединение отдельных психических процессов в некое целое. В узком смысле — группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом; одно из основных понятий глубинной психологии.

Согласно психоанализу Зигмунда Фрейда, комплекс формируется вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в область бессознательного (например, т. н. Эдипов комплекс как результат вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу). В «индивидуальной психологии» А. Адлера главная роль отводится т. н. комплексу неполноценности — ощущению индивидом своих органических или психических недостатков.
.

Будущий поэт учился весьма небрежно и был изгнан из лицея Людовика Великого за мелкий проступок. В 1839 году Бодлер шокировал своих родных заявлением, что хочет посвятить себя литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
, но все же в 1840 году поступил в Национальную школу Хартий, где появлялся лишь время от времени. Куда больше Шарля привлекала студенческая жизнь Латинского квартала: именно в эти годы он наделал долгов, пристрастился к наркотикам и заразился сифилисом, который через 25 лет стал причиной его смерти[en].

В 1841 году отчим оплатил его долги и отправил на два года в Индию. Поврежденный штормом корабль добрался до острова Маврикий, и там Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию. Плавание это оказало несомненное влияние на будущего поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений.: тропические пейзажи, звуки, запахи послужили основой для красочных экзотических картин в некоторых из величайших его творений. В апреле 1842 года Шарль Бодлер достиг совершеннолетия и вступил во владение наследством, составлявшее около 75 тысяч франков и позволившее ему вести рассеянную жизнь светского денди. Уже к 1844 году он растратил половину капиталаКапитал (немецкое Kapital, от латинского capitalis — главный) — экономическая категория; созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход.

Капитал выступает в виде денежного капитала и реального капитала: на уровне предприятия капитал — вся сумма материальных благ (вещей) и денежных средств, используемых в производстве; делится на основной и оборотный.

В марксизме капитал — стоимость, приносящая прибавочную стоимость в результате эксплуатации наемных рабочих классом капиталистов.
, поэтому семья сочла разумным установить судебную опеку над оставшимися деньгами.

Бодлер был глубоко оскорблен поведением матери, посягнувшей на его свободу. К тому же, это решение имело для него катастрофические последствия: отныне он не имел достаточных средств к существованию и был не в состоянии заплатить кредиторам, которые преследовали его до конца жизни. Изначально присущие ему бунтарские настроения заметно усилились, и ярче всего это проявилось во время Февральской революцииФевральская революция 1848 года — буржуазно-демократическая революция 22-24 февраля во Франции, приведшая к свержению Июльской монархии. Победой Февральской революции началась Революция 1848 года. 1848 года, когда Шарль стал участником баррикадных боев. Однако после декабрьского переворота 1851 года, упразднившего республику, Бодлер почувствовал отвращение к политикеПолитика (греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.
и полностью утратил к ней интерес.

Свою литературную деятельность поэт начал с критических статей о живописи французских живописцев Давида и Делакруа. Первым его опубликованным сочинением была статья «Салон 1845 года». Большое значение имело для него знакомство с творчеством Эдгара По: страстный интерес к этому писателю он сохранил на всю жизнь — считал своим духовным братом, переводил его сочинения почти 17 лет своей жизни и писал о нем критические статьи в 1852-1865 годах.

В 1857-1867 годах Шарль Бодлер публиковал в периодической печати стихотворения в прозеПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
, собранные в единый цикл под названием «Парижский сплин», они были изданы посмертно в 1869 году. В 1860 под общим названием «Искусственный рай» были изданы три произведения: «Вино и гашиш» (1851), «Поэма о гашише» (1858) и «Опиоман» (1860) — о воздействии гашиша и опиума на сознание человека и художника.

Бодлер сам познал все круги искусственного рая, но в период работы над сборником отказался от приема опиума. Однако во время последней роковой поездки в Бельгию он снова стал искать утешения в наркотикахНаркотики (от греческого narkotikos — приводящий в оцепенение) — природные и синтетические вещества, вызывающие наркоманию. Иногда наркотиками называют также средства для наркоза., и в апреле 1865 года с ним случился удар. Частично парализованный, Шарль утратил дар связной речи; его перевезли в Париж.

Провозвестник символизма

В историю литературы Шарль Бодлер вошел, прежде всего, как автор «Цветов зла», изданных в июне 1857 года. Против автора, издателя и типографов был возбужден процесс по обвинению в непристойности и кощунстве. Бодлеру пришлось уплатить штраф и изъять шесть осужденных стихотворений (они были опубликованы вторично в 1866 году в Бельгии; во ФранцииФранция (France) — Французская Республика (Republique Francaise), государство в Западной Европе. Омывается с запада и севера Атлантическим океаном и проливом Ла-Манш, с юга — Средиземным морем. Граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Швейцарией, Италией, Испанией и Андоррой. По проливам Ла-Манш (под которым в настоящее время прорыт тоннель) и Па-де-Кале проходит граница с Великобританией.

На юге страны расположено княжество Монако. Площадь 551 км2. Население Франции на 2007 год составляло 63,7 млн человек, что ставило Францию на 20-е место в мире и 4-е место в Европе по количеству населения. Столица — Париж. Крупнейшие города страны: Лион, Марсель, Лилль, Тулуза и Ницца.
цензурный запрет был снят только в 1949 году). В 1861 появилось второе издание «Цветов зла», куда поэт включил более тридцати новых стихотворений, среди которых оказалось несколько признанных шедевров. Именно во втором издании сборник был разделен на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. В первой и самой длинной главе «Сплин и Идеал» поэта раздирают противоборствующие силы: он возносит молитву Богу (духовное начало) и СатанеСатана, Дьявол (от греческого diabolos — клеветник) (сатана, Иблис) — в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада. (животное начало) в тщетном стремлении обрести внутреннее единство. В эту же главу вошли стихотворения об искусстве и три знаменитых «любовных[en] цикла».

В 1844 году Ш. Бодлер познакомился с мулаткой Жанной Дюваль и посвятил ей свои первые любовные стихотворения. В 1852 году, расставшись на время с «черной Венерой[миф]/[гор]», которая едва не довела его до самоубийства своими злобными выходками и неверностью, он вступил в платоническую связь с «белой Венерой» Аполлонией Сабатье — бывшей натурщицей и подругой многих художников. В 1854 году появилась «зеленоглазая Венера» Мари Добрен. Лучшим из трех любовных циклов считается тот, что был посвящен Жанне Дюваль (с XXII по XXXIX сонетСонет (итальянское sonetto) — стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 веке в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».). Первая глава завершилась погружением души в болото тоски или сплина.

Во второй главе «Парижские картины» поэт в течение суток блуждал по улицам Парижа, терзаясь своими бедами в атмосфере удручающего равнодушия современного города. В третьей главе «Вино» он пытается найти успокоение с помощью вина или наркотиков. В четвертой главе «Цветы зла» описываются искушения и бесчисленные грехиГрех — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками., перед которыми он не смог устоять. В пятой главе «Мятеж» — короткий, но яростный бунт против своего удела. Последняя глава «Смерть» означает конец странствия. Символом освобождения души предстает море, которое одновременно воплощает бесконечное и бесцельное движение, не дающее покоя и отдохновения.

В «Цветах зла» все вещи поэта представляют символы, причастные к универсальным законам бытияБытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология»., и четвертый сонет главы «Сплин и идеал» — «Соответствия» — стал своеобразным исповеданием веры для французских символистов, признавших Шарля Бодлера своим учителем. (Е. Д. Мурашкинцева).

На стихи Бодлера писали музыку: Клод Дебюсси, Эммануэль Шабрие, Габриэль Форе, Венсан д’Энди, Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Анри Дюпарк, Альфредо Казелла, Фрейташ Бранку, Александр фон Цемлинский, Альбан Берг, Карлхайнц Штокхаузен, Нед Рорем, Войчех Плохарский (альбом «Cyfry»), Анри Соге, Арне Меллнесс, Кайхосров Сорабджи, Оливье Грейф, Серж Генсбур, Сергей Иванович Танеев, Алексадр Тихнонович Гречанинов, Анатолий Германович Крупнов, Юрий Николаевич Алексеев, Давид Федорович Тухманов, Диаманда Галас, Лоран Бутонна, Милен Фармер, Константин Евгеньевич Кинчев, Судный день, Олег А. Вдовин и другие знаменитые композиторы.

Сочинения Бодлера

Основные произведения и сборники поэзии:

  • Цветы зла;
  • Искусственный рай;
  • Парижский сплин.

В русском переводе:

  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Панова. — СПб., 1907. — [Т. 1]. — 192 с.; [Т. 2]. — 193—288 с.;
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод Эллиса. — СПб., 1908, Томск: Водолей. — 1993. — 400 с.;
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Альвинга. — СПб., 1908. — 263 с.;
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Ламбле. — Париж, 1929;
  • Бодлер Ш. Лирика. — М., 1965. — 187 с.;
  • Бодлер Ш. Цветы зла. — М.: Наука, 1970. — 470 с.;
  • Бодлер Ш. Цветы зла / По авторскому проекту третьего издания. — Кишинёв: Литературный фонд «Axul Z», 1996. — 304 с.;
  • Бодлер Ш. Цветы зла / С парал. франц. текстом. — М.: Радуга, 2006. — 796 с. — ISBN 978-5-05-006402-8;
  • Бодлер Ш. Цветы зла. — М.: Эксмо, 2007. — 304 с. — ISBN 978-5-699-14293-4;
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод В. Шершеневича. М.: Водолей, 2009. — 356 с. — ISBN 978-5-91763-009-0;
  • Бодлер Ш. Избранные письма / Перевод под ред. С. Л. Фокина. — СПб.: Machina, 2012. — 366 с. — ISBN 978-5-901410-96-7.

Первым значительным переводчиком произведений Ш. Бодлера на русский[en] язык является П.Ф. Якубович-Мельшин.

Шарль Бодлер скончался 31 августа 1867 года в Париже. Похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла прах матери поэта.

Подробнее про Шарля Бодлера читайте в литературе:

  • Зинаида Афанасьевна Венгерова. Бодлер Шарль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • Spoelberch de Lovenjoul, Charles de. Etude bibliographique sur les œuvres de Ch. Baudelaire // Spoelberch de Lovenjoul, Charles de. Les lundis d’un chercheur. [? P.]: Calmann-Lévy, 1894;
  • Mouquet J., Bandy W. Т. Baudelaire en 1848. P., 1946;
  • Borgal C. Ch. Baudelaire, P., 1967;
  • Les Lettres françaises. 1967. № 1197;
  • Baudelaire: Actes du colloque de Nice, [P.], 1968;
  • История французской литературы. В 4 тт. М.: АН СССР, 1956. Т.2;
  • Вильгельм Вениаминович Левик. Шарль Бодлер // Писатели Франции / Составитель Ефим Григорьевич Эткинд. М. Просвещение, 1964;
  • Жорж Батай. Бодлер // Батай Ж. Литература и Зло [: Сб. эссе:]. М.: МГУ, 1994. — ISBN 5-211-03159-8;
  • Беньямин В. Задача переводчика. Предисловие к переводу «Парижских картин» Бодлера текст;
  • Беньямин В. О некоторых мотивах у Бодлера (отрывок) / Перевод А. Магуна // Синий диван. — № 1, 2002. — С. 107—124;
  • Сергей Леонидович Фокин. Пассажи: Этюды о Бодлере. СПб.: Machina, 2011.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)