Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Степан Шевырев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Степан Петрович Шевырев — биография

Степан Шыреев

Степан Петрович Шевырев  — русский[en] литерный критик, поэт, публицист, историк литературы, поэт славянофильских убеждений. Знак зодиака — Скорпион.

В 1832-1857 годах преподавал русскую литературу в Московском университете (с 1837 – профессор). Академик Петербургской АН (1852).

Степан Петрович Шевырев родился 30 октября (18 октября по старому стилю) 1806 года в Саратове, в дворянской семье. Стёпа научился рано читать, с детства овладел церковно-славянским, французским и немецким языками. Проходив обучение в доме отца, получил домашнее образование. Увлекался чтением произведений Александра Петровича Сумарокова, Михаила Матвеевича Хераскова, и в особенности повестей Николая Михайловича Карамзина.

В 1818 году в возрасте двенадцати лет Степан был привезен матерью в Москву и отдан в университетский благородный пансион, во главе которого стоял талантливый педагог А. А. Прокопович-Антонский, а в числе преподавателей старших классов были профессора университета И. И. Давыдов, А. Ф. Мерзляков, П. С. Щепкин, Н. Н. Сандунов, А. Т. Соколов, Д. М. Перевощиков, М. Г. Павлов, Михаил Петрович Погодиным. Кроме наук гимназического курса, в программу пансиона входили: нравственная философия, естественное право, римское право, государственное хозяйство, основание права частного, гражданского и уголовных законов, практическое российское законоведение, фортификация и артиллерия.

В пятом классе Шевирев явился основателем ученического литературного общества и затем был избран в члены литературного общества, основанного в пансионе еще Жуковским, сохранявшего его традиций и взгляды. Религиозные вопросы, к которым чувствовали тяготение романтики, рано стали интересовать Степана Петровича; еще в пансионе он читал Массильона и написал в подражание ему рассуждение о бессмертии души.

В 1822 году Шевырев первым окончил Благородный пансион, получил золотую медаль и право на чин десятого класса.

По окончании курса Шевырев, желая подготовиться к экзамену на звание кандидата университета, продолжал жить в пансионе и посещал лекции в университете, особенно профессоров Давыдова, Перевощикова, Каченовского и Мерзлякова. Он старался пополнить свои знания по математике, занимался чтением греческих и латинских авторов, перечел в историческом порядке русских писателей, внимательно изучил Историю Государства Российского, читал славянскую библию. Любимым предметом занятий Шевырева в этот период была немецкая философия и чтение произведений немецкой словесности, немецких эстетиков и критиков. Особенно увлекался Шевырев философией Фридриха Вильгельма Шеллинга.

Был близок к кружку «любомудров», участвовал в организации журнала «Московский вестник», где печатал стихи, критические статьи и рецензии. Его разбор фрагмента из «Фауста» получил одобрение Иоганна Вольфганга Гете. Главное место в поэтическом творчестве Шевырева занимает природа в ее соотношении с духовной жизнью человека (стихотворения «Глагол природы», «Сон», Стансы»).

Автор стихов на исторические темы («Петроград», «Стансы Риму»). В работах по истории и теории поэзии ( «История поэзии», т.1-2, 1835-1892; «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов», 1836) Степан Петрович рассматривал развитие литературы как отражение духовного опыта народа.

В 1835-1837 годах Шевырев выступал с критическими статьями в журнале «Московский наблюдатель». С 1841 года вместе с Михаилом Погодиным возглавлял журнал «Москвитянин», отстаивал теорию «официальной народности», выступал против Виссариона Григорьевича Белинского и натуральной школы.

В философии Шевыреву были близки идеи позднего Ф. В. Шеллинга, и Ф. Шлегелей, Жан Поля и Ф. Баадера. Собственное миросозерцание он возводил к истокам русского самосознания. Русская философия, по Шевыреву, ведет свое начало из сферы «познания духа, неразделенного с верой».

Степан Петрович способствовал утверждению эстетики. В своей «Истории русской словесности, преимущественно древней» (1846) одним их первых указал на значимость древнерусской литературы.

С.П. Шевырев был женат на Софье Борисовне Зеленской (1809—1871), которая был внебрачной дочерью князя Бориса Владимировича Голицына (1769—1813), владельца имением Вязёмы, где Шевырёв разбирал огромное библиотечное собрание. Её сестра Анна Борисовна Зеленская (1802—1835) была замужем за тверским гражданским губернатором Александром Павловичем Бакуниным.

С. П. Шевырёв был особенно близок с Николаем Васильевичем Гоголем, которому оказывал много услуг: читал корректуру его сочинений, налаживал связи с книгопродавцами, ведал его финансовыми делами. После смерти[en] Гоголя Шевырёв принимал деятельное участие в разборе его бумаг и хлопотал о посмертном издании его сочинений. И Гоголь ценил Шевырёва, он писал Смирновой: «Если вы будете когда в Москве, не позабудьте познакомиться с Шевырёвым. Человек этот стоит на точке разумения высшей, чем другие в Москве, и в нём зреет много добра для России».

В 1857 году на заседании совета Московского художественного общества граф Бобринский энергично обрушился на некоторые русские порядки. Шевырёв увидел в этом стремление опозорить Россию, стал горячо заступаться за всё русское. Во время возникшей потасовки Шевырёв сломал графу ребро, был уволен со службы и в 1860 году, усиленно поработав в синодальной и Волоколамской библиотеках и закончив издание 3-й и 4-й частей своей истории словесности, навсегда покинул Россию.

Произведения Степана Петровича Шевырева

  • Гимн религии. М. 1821, 4°;
  • Гимн солнцу[гор]. 1822. 4°;
  • Человеколюбие. 1823. 4°;
  • Речь заключительная (В Унивеситете Благородн. Панс.). M. 1823. 4°;
  • Речь о влиянии поэзии и красноречия на счастие гражданских обществ, 1822;
  • В Бозе почиющей Благотворительницы народа. Стихотворение. М. 1828;
  • Сикст V. Библиотека для чтения. 1834 г;
  • Окт. — Дант и его век. Учен. Записки Московского Университета 1833, 1834 гг.;
  • Характеристика образования и поэзии главнейших народов Западной Европы. Учен. Зап. Московск. Ун. 1834;
  • Сент. — История поэзии. М. 1835. т. I. (Переизд. 1887);
  • Теория поэзии в историческом ее развитии у древних и новых народов. M. 1836. (Переизд. 1887);
  • Общее обозрение русской словесности. M. 1837;
  • О славянских рукописях Ватиканская библиотека Ж. М. Н. Пр. 1839;
  • Об отношении семейного воспитания к государственному[en]. М. 1842;
  • Разбор: "Данница", литературная газета, посвященная Словенским предметам, издав. П. Дубровским. M. 1842;
  • 17, 18 и 19 мая 1844 г. в Москве. О кончине князя Д. В. Голицына. M. 1844;
  • Князь Д. В. Голицын. M. 1844;
  • Антиохийская церковь. М. 1844. (Из "Москвитян.". 1844, № 11);
  • То же. 1850. (Из "Журнала Министерства внутренних дел");
  • История русской словесности. М. т. I. 1845, II—1846, III—1868, IV—1860; I — II переизд. 1859—1860, I — IV—1887;
  • Некролог Языкова. Московский Городок. Листок 1847. №№ 6—7;
  • А. А. Прокопович-Антонский. Воспоминание, посвященное воспитанникам унив. благ. панс. М. 1848;
  • Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 г. M. 1850;
  • Нилосорская пустынь. M. 1850;
  • Рафаэлевские картоны, принадлежащие А. Д. Лухманову. M. 1851. 12°;
  • Рафаэлевские картоны ковров ватиканских. М. 1851, 12°;
  • Ответ на возражение гражданина С. Г. Строгонова. По вопросу о Рафаэлевских картонах. М. 1851. 12°;
  • Несколько слов по случаю последней статьи гр. С. Г. Строганова. М. 1851. 12°;
  • Учебное заведение Н. И. Цветкова. М. 1851. 4°. (То же. СПб. 1864. 4°);
  • Очерк истории живописи. 4 публикация лекций. М. 1852;
  • О цели воспитания. СПб. 1852;
  • Вступление в педагогию. СПб. 1852;
  • О значении Жуковского в русской жизни и поэзии. М. 1853;
  • Речь, произнесенная в день празднования 50-летнего юбилея Ярославского Демидовского Лицея. Ярославль. 1856;
  • Обозрение русской словесности в XIII в. СПб. 1854;
  • Ист. Императоского Московского университета М. 1855;
  • Речь и стихи на 12 января 1855 г.;
  • Ист. зап., речи, стихи и отч. Моск. унив. чит. 12 янв. 1855 г. М. 1855;
  • Хоры и строфы в честь столетнего праздника Имп. Московского Университета. М. 1855. 4°.;
  • Обозрение столетнего существования Имп. Московского Университета. Речь. M. 1855;
  • Владимиру Ивановичу Назимову, Господину Попечителю Московского Учебного Округа. Строфы, читанные за обедом, данным Его Превосходительству членами Имп. Моск. Университета 6 февраля 1855. M. 1855;
  • О истине и любви[en]. Слово по случаю торжества священного миропомазания и венчания на царство Государя Императора Александра II. М. 1856;
  • 26-го августа 1856 г. в Кремле. M. 1856;
  • В лист. — Речь в память Шиллера. М. 1859;
  • Афонские иконы Византийского стиля в живописных снимках, привезенных в Санкт-Петербург П. И. Севастьяновым. СПб. 1859 г.;
  • Storia della litteratura Russa. Fírenze. 1862;
  • Лекции по русскому языку, читаемых в Париже в 1862 г. СПб. 1884;
  • Воспоминание о Пушкине. Русский Обозреватель. 1893. №№ 4, 5 (перепечатанный у Майкова: Пушкин. СПб. 1899);
  • Вадим, либретто к опере Верстовского. М. 1832;
  • Стихотворения, стихотворные переводы и критические статьи помещены в Московском Вестнике, Галатее, Телескопе, Молве, Литературной Газете, Северн. Лире, Северн. Цветах, Моск. Наблюдат., Журн. Мин. Народн. Просв., Московск. Вед. и особ. Москвитянине.

Степан Петрович Шевырев скончался 20 мая (8 мая по старому стилю) 1864 года в Париже. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)