Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
7 декабря родились[en]: Федор Матвеевич Апраксин, Пьетро Масканьи
Скончались[en]:
Цицерон Марк Туллий, Иннокентий IV, Роберт Листон

Тамара Синявская Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Тамара Ильинична Синявская - биография

Тамара Синявская

Тамара Ильинична Синявскаяроссийская[en] певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1982). Жена народного артиста СССР Муслима Магометовича Магомаева. Знак зодиака — Рак.

С 1964 в Большом театре. Гран-при на Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969), 1-я премия на Международном конкурсе имени Чайковского (1970).

Татьяна Синявская родилась 6 июля 1943 года в Москве, в рабочей семье. В шестилетнем возрасте она поступила в группу балета Ансамбля песни и пляски, которым руководил В. С. Локтев (ансамбль располагался во Дворце пионеров на улице Стопани, а Тамара жила неподалеку - на улице Мархлевского). В 1953 году перешла в хор ансамбля. Поступив в музыкальное училище при Московской консерватории по классу пения, Синявская перешла в «засценный» хор Малого театра, чтобы хоть как-то поддержать маму, которая одна содержала семью (мама получала 30 рублей в месяц, Тамаре платили 28 рублей стипендии в училище и чуть больше в театре)». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 31.

Годы учебы

Тамара Синявская в детстве танцевала в группе балета Ансамбля песни и пляски В. А. Локтева. Затем пела в хоре Ансамбля. Окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории (педагоги – Л. М. Маркова, О. П. Померанцева). Пела в хоре Малого театра. Окончила Государственный институт театрального искусства (ныне – РАТИ) – факультет актеров музыкальной комедии (класс Д. Б. Белявской).

В Большом театре

В 1964 выдержала конкурс в стажерскую группу оперы Большого театра. Тамара Синявская впервые вышла на сцену в роли Пажа («Риголетто» Джузеппе Верди). С 1965 – солистка Большого театра. Первая большая партия – Ольга («Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского). В репертуаре певицы партии: Ваня («Иван Сусанин») и Ратмир («Руслан и Людмила») в операх Михаила Ивановича Глинки, Марфа («Хованщина») и Марина МнишекБорис Годунов») в операх Модеста Петровича Мусоргского, Любава («Садко») и Любаша («Царская невеста») в операхОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
Николай Римского-Корсакова, Кончаковна («Князь Игорь» Александра Бородина), Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Верди, Кармен в одноименной опере Ж. Бизе и др. Синявская была первой исполнительницей на русской сцене партии Бланш в опере Сергея Прокофьева «Игрок» (1974).

Выступления за рубежом

В 1973-194 годах Тамара Ильинична Синявская стажировалась в знаменитом оперном театре «Ла Скала» в Милане. Много выступает за рубежом. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова — Париж, концертное исполнение; Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Верди, а также Кармен – в Турции. В Германии с большим успехом пела произведения Рихарда Вагнера, в Венской опере была участницей постановки оперы «Война и мир» Прокофьева (партия Ахросимовой).

Особенности голоса и исполнительской манеры

Выдающаяся представительница русской вокальной школы, наследница традиций великих русских меццо-сопрано – Н. А. Обуховой, М. П. Максаковой. Огромный диапазон, обволакивающее, исполненное чувственности звучание низких нот, «бархатный» тембр, позволяют назвать голос Тамары Синявской уникальным, истинно русским контральто. Благородный, сильный, ровный во всех регистрах голос. Исполнительскую манеру певицы отличает высокая музыкальная культура, виртуозная вокальная техника, яркий сценический темперамент. Подлинной вершиной творчества Синявской стала Любаша в «Царской невесте».

Концертная деятельность

Тамара Ильинична ведет обширную концертную деятельность. В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского, «Испанский цикл» М. Де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта с мужем Муслимом Магомаевым. Необыкновенно популярны в ее исполнении народные и эстрадные песни. (М. В. Пескова)

Награды и звания

  • Орден Трудового Красного Знамени (1971 год);
  • Заслуженная артистка РСФСР (1973 год);
  • Народная артистка РСФСР (1976 год);
  • Орден «Знак Почёта» (1980);
  • Народная артистка СССР (1982 год);
  • Орден Почёта (22 марта 2001 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
  • Народная артистка Азербайджана (10 сентября 2002) — за заслуги в развитии азербайджанского оперного искусства и укреплении культурных связей между Азербайджаном и Россией;
  • Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003 года) — за заслуги в укреплении российско-азербайджанских культурных отношений;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден «Дружба» (Азербайджан, 4 июля 2013) — за заслуги в области популяризации культуры Азербайджана;

Премии

  • I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968);
  • Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) (1969);
  • I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1970);
  • Премия Московского комсомола (1970);
  • Премия Ленинского комсомола (1980) — за высокое исполнительское мастерство;
  • Премия Фонда Ирины Архиповой (2004);
  • Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013) — за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Репертуар Тамары Синявской

Песни

Черноглазая казачка подковала мне коня
Сирень (Сергей Васильевич Рахманинов)
Катюша (М. Блатнер - М. Исаковский)
Ноктюрн (в честь Синявской, гимн любви[en] на расстоянии), исполняет Магомаев

В репертуар Тамары Ильиничны в Большом театре вошли следующие партии:

  • Паж («Риголетто» Дж. Верди);
  • Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова);
  • Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского);
  • Флора («Травиата» Дж. Верди);
  • Наташа, Графиня («Октябрь» Вано Ильич Мурадели);
  • Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева);
  • Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки);
  • Оберон («Сон в летнюю ночь» Эдварда Бенджамина Бриттена);
  • Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина);
  • Полина («Пиковая дама» П. Чайковского);
  • Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова);
  • Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини);
  • Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского);
  • Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки);
  • Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова);
  • Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова);
  • Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева);
  • Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова);
  • Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова);
  • Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского);
  • Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) — первая исполнительница в России;
  • Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова);
  • Княгиня («Русалка» Александра Сергеевича Даргомыжского);
  • Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского);
  • Кармен («Кармен» Ж. Бизе);
  • Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди);
  • Марфа («Хованщина» М. Мусоргского);
  • Азучена («Трубадур» Дж. Верди);
  • Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева);
  • Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова).

Дискография

  • «Борис Годунов» М. Мусоргского — Марина Мнишек, дирижёр Александр Лазарев, Castle Vision;
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакого — Любаша, дирижёр Фуат Мансуров, 1973 г.;
  • «Евгений Онегин» П. Чайковского — Ольга: дирижёр Мстислав Леопольдович Ростропович, Chant du Monde, 1970 г.; дирижёр Марк Эрмлер, Olympia, 1977 г.;
  • «Иван Сусанин» М. Глинки — Ваня, дирижёр Марк Эрмлер, 1979 г.;
  • «Князь Игорь» А. Бородин — Кончаковна, дирижёр Марк Эрмлер, 1986 г.;
  • «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой», 1989 г.;
  • «Иван Грозный» С. Прокофьева, дирижёр Мстислав Ростропович, 1993 г.;
  • «Еврейский цикл» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, дирижёр Михаил Юровский, Capriccio, 1999 г.;

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)