Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Главная / Знаменитые тезки / Тарас Шевченко Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Тарас Григорьевич Шевченко - биография

Тарас Григорьевич Шевченко

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) — украинский[en] поэтПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений., художникХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
, мыслительМыслитель — человек, обладающий даром глубокого оригинального мышления., революционный демократ. Знак зодиака — Рыбы.

Тарас Шевченко родился 9 марта (25 февраля по старому стилю) 1814 года в селе Кириловке (по другим данным в селе Моринцы) Звенигородского уезда, Киевской губернииГуберния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 году было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923-1929 годах вместо губерний созданы края и области., в именииИмение — земельный участок с усадьбой. В России принадлежало главным образом дворянам; существовали также государственные, удельные, войсковые (казачьи) имения. помещикаПомещики — в дореволюционной России дворяне-землевладельцы. Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», то есть получавшие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 года — собственностью помещиков. Октябрьская революция 1917 года ликвидировала сословие помещиков и их землевладение. Энгельгардта, в семьеСемья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).

В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.
крепостного крестьянинаКрестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.. На восьмом году, лишившись отца и матери, маленький Тарас приютился у дьячка в школе.

В 1838 году, после того как был выкуплен у помещика, мальчик поступил в Петербургскую АХ. В 1847 за участие в Кирилло-Мефодиевском Тараса арестовали и определили рядовым в отдельный Оренбургский корпус. В 1858 он вернулся в Петербург.

Сборник стихов «Кобзарь» (1840; более полное издание — 1860); поэмыПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность).

Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (Владимир Владимирович Маяковский, Александр Трифонович Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» Анны Андреевны Ахматовой).
«Катерина» (1839), «Гайдамаки» (1841), «Сон» (1844), «Наймичка» (1845), «Неофиты» (1857), «Мария» (1859), пьесаПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
«Назар Стодоля» (1843).

Поэзию Тараса Шевченко, проникнутую любовью[en] к Украине, состраданием к тяжелой доле народаНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность»., протестом против всех форм его социального и национального угнетения, отличают близость к народному творчествуТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности., глубокий лиризм, «простота и поэтическая грация выражения» (Иван Яковлевич Франко).

Живопись Тараса Григорьевича положила начало реалистическому направлению в украинском искусствеИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. (картина «Катерина», 1842; серия рисунков «ПритчаПритча — малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч. о блудном сыне). о блудном сыне», 1856-57). Акварельные пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.

В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
, психологические портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи., офортыОфорт (от франц. eau-forte — азотная кислота) — вид гравюры. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. (серия «ЖивописнаяЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Украина», 1844).

Ещё:

Тарас Григорьевич Шевченко родился в семье крепостного крестьянина. Мальчик рано осиротел. Был пастухом, батраком у попа, с 14 лет «казачком» у своего помещика Павла Васильевича Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в городеВильнюсе, а с его переездом в Петербург (в начале 1831 года) был отдан (в 1833) в обучениеОбучение — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
к «разных живописных дел цеховому мастеру» В. Ширяеву. Весной 1838 Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас его произведений — баллада «Порченая», стихотворенияСтихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема (сродни с поэмой); в 19-20 веках преимущественная форма лирики. «Думка» («Течёт вода в сине море»), «Вечной памяти Котляревского» и поэма «Катерина» — датируются 1837 — 1838 годами.

В 1840 году вышел сборник поэтических произведений Тараса Григорьевича «Кобзарь», где были впервые опубликованы стихотворения «Думы мои», «Перебендя», «Думка» («Нащо менi чорнi брови...»), «К Основьяненко», «Иван Подкова», баллада «Тополь», поэмы «Катерина» и «Тарасова ночь». Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением «Кобзаря», развивалось в русле романтизмаРомантизм (франц. Romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легендЛегенда (от латинского legenda, буквально — то, что следует прочесть) — в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литера. и преданийПредание — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Сродне с легендой.; в основе сюжетовСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. лежит несчастная, трагически обречённая любовьЛюбовь — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии — космическая сила, подобная силе тяготения.

У Платона и в платонизме любовь — эрос — побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства — результат длительного исторического развития человеческой личности.
. Однако уже в ранних произведениях поэта заметна мощная струя реализмаРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный), в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.: его героини полны неподдельно правдивого чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. «Катерина», например, — вполне реалистическая поэма о горькой судьбеСудьба — в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе ), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум).

Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 века понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.
, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушкиДевушка:

1) Лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.

2) Такое лицо, достигшее половой зрелости, но еще не вступившее в брак.
, обманутой офицеромОфицер (немецкое Offizier, от средне-векового латинского officiarius — должностное лицо) — лицо командного (начальствующего) состава в вооруженных силах, полиции и жандармерии.

Впервые звание офицера появилось в конце 16 века сначала во Франции, затем в других европейских государствах, в России — в 30-х годах 17 века в полках «иноземного строя». В русской армии и флоте офицеры подразделялись (с начала 18 века) на обер- офицеров и штаб-офицеров В конце 1917 года офицерские звания упразднены; в СССР были введены в 1943 году; сохранены в Российской Федерации.
и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобрела в творчестве Тараса Шевченко всё большую историческую определённость. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинствоДостоинство — совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. (поэмы «Слепая», 1842, «Марина», 1848. «Княжна», 1847).

То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений «Тарасова ночь» (1838), «Иван Подкова» (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подошел к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм «Гайдамаки» (1841) изображены событияСобытие — то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни. великого народного восстания 1768, известного под названием «Колиивщина», против шляхетского польского гнёта. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Тарас Григорьевич стремился воззвать угнетённый украинский народ к революционной борьбе за своё освобождение.

В мае 1843 года Шевченко поехал на Украину; вернулся в Петербург в феврале 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжёлого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили революционные устремления поэта. Во время поездок он писал антикрепостнические стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих., занося их в альбом («Три года»), читал их знакомым, давал переписывать.

В 1846 году Шевченко вступил в тайноеТайна — нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губернии, а в 1850 — в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, ныне город Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, «сочинял стихи на малороссийском языкеЯзык (естественный язык) — хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов.

Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Смысл возникает в сознании человека, но не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т.е. не могут быть восприняты ни одним из наших органов чувств. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком.
, самого возмутительного содержания». Утверждая приговор о ссылке и «строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений», Николай I добавил от себя: «под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать» (цитата по книге: Тарас Шевченко. Документи i матерiaли, 1963, страница 50).

Стихи и поэмы «Сон» (1844), «Кавказ» (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирикиЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
и сатиры. В них Тарас Шевченко поднялся на новую ступень исторического и политического сознанияСознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности.. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России[en] против колониального угнетения. Оба произведения знаменовали новый шаг в развитии реализма поэта, в развитии его революционно-демократических взглядов. С этими и последующими его произведениями 40 — 50-х годах украинская поэзияПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала в 19 веке большое влияние на поэзию славянскихСлавяне — группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 293,5 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации 125,5 млн. человек.

Верующие — православные, католики, часть протестанты. Говорят на славянских языках.
народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стихотворение «Завещание» («Як умру[en], то поховайте...», 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма «ЕретикЕретик — приверженец Ереси.

Ересь — (от греческого hairesis — особое вероучение) — в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В переносном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.
» («Иван Гус») (1845), направленная против церковного мракобесия и политической реакции, проникнутая идеей дружбыДружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. народов.

В ссылке Тарас Григорьевич пробыл с июня 1847 по август 1857 и был освобожден после смерти Николая I. Ссылка не убила талантТалант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Шевченко и не сломила его волюВоля — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию. и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы «невольничьей музы» (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроенийНастроение — целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененно переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» настроение) до таких отчетливо выраженных форм, как, напр., скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность.: в цикле стихотворений «Цари» (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле «В казематеКаземат (франц. casemate) — до начала 20 в. одиночная камера в тюрьме.» (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощенному народу, а в других стихах — чувство братской любви ко всем угнетённым народам (например, к казахам в стихотворении «Топор был за дверью у господа бога...», 1848).

В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языкеРусский язык — язык русских, официальный язык Российской Федерации. Относится к восточной группе славянских языков, входящих в индоевропейскую семью языков. Официальный язык ООН. Используется как язык межнационального общения в бывших союзных республиках СССР.

Число говорящих на русском языке св. 250 млн. человек (1990). Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице.
: «Княгиня» (1853), «Музыкант» (1854 — 55), «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы» (все — 1855), «Художник» (1856); ранее были написаны повести «Наймичка» (1844) и «Варнак» (1845); после ссылки — «Прогулка с удовольствием и не без моралиМораль (от латинского moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
» (1856 — 1858); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей «Варнак», «Музыкант», «Художник», «Прогулка...» — личностьЛичность:

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
крепостного интеллигентаИнтеллигенция (от латинского intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма.

Термин «интеллигенция» был введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.

Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.
, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора — убеждённого сторонника реализма, близкого теорииТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. и практике «натуральной школы» в русской литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
.

Возвращение Шевченко из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858 года. Здесь он сблизился с кругом авторов «Современника«Современник»:

1) Журнал, 1836-46, Санкт-Петербург, 1 номер в 3 месяца. Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. С 1838 перешел к П. А. Плетневу, который в 1846 передал свои права Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.

2) Ежемесячный журнал, 1847-1866 (издавали те же редакторы). До 1-й пол. 1848 идейный руководитель «Современника» — В. Г. Белинский. Сотрудничали А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

3) Ежемесячный журнал литературы, политики, науки, истории, искусства, 1911-15, Санкт-Петербург. Редакторы — А. В. Амфитеатров, Н. Н. Суханов.
» и близко сошёлся с Николаем Гавриловичем Чернышевским, Николаем Александровичем Добролюбовым, Николаем Алексеевичем Некрасовым, Михаилом Ларионовичем Михайловым, братьями Курочкиными (Василем Степановичем и Николаем Степановичем) и др. В его сатире зазвучали ещё более резкие и гневные ноты. «Третье отделение» снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859 года, когда Тарас Григорьевич поехал на Украину, его арестовали близ села Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.

В 1860 году появилось новое (наиболее полное из трёх прижизненных) издание «Кобзаря» (однако поэмы «Сон», «Кавказ», «Еретик», стихотворение «Завещание» и подобные им произведения не могли войти в него). Добролюбов откликнулся на «Кобзарь» рецензией в «Современнике», назвав Шевченко «... поэтом совершенно народным...» (Собрание сочинений, том 6, 1963, страница 142). Ряд стихотворений, не вошедших по цензурнымЦензура (латинское censura) — система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 веке, в России — в начале 18 века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 года цензура регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.).

В 1865 году на основе «Временных правил о печати» проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 году была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 года цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону «О средствах массовой информации» (1992) цензура массовой информации не допускается.
условиям в «Кобзарь», друзья поэта опубликовали в 1859 году в Лейпциге (сборник «Новые стихотворения Пушкина и Шевченки»).

Произведения 1857 — 1861 годов — вершина поэзии поэта, теперь ещё более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическим, философским), настроениям, палитреПалитра (от франц. palette — пластинка) — четырехугольная или овальная деревянная дощечка, металлическая или фарфоровая пластинка для смешивания красок; также подбор цветов, которыми пользуется художник. красок в стихах о природе, глубокой мудростиМудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. размышлений о поэзии (триптихТриптих (от греч. triptychos — сложенный втрое):

1) 3-створчатый складень.

2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
«Доля», «МузаМуза:

1) В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам, искусствам).

2) Источник поэтического вдохновения (обычно олицетворяемый в образе женщины).

3) Само вдохновение (поэта, музыканта, художника и т.п.).
», «Слава», 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы «Неофиты», «Юродивый» (обе — в 1857), «Мария» (1859) и лирика 50-х — начала 60-х годов. В «Неофитах» Шевченко прославлял революционеров, декабристов (в аллегорических образах первых христиан); в образеОбраз, в психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

2) Образ художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
Нерона легко угадывается Николай I, в патрициях — помещики и вельможи.

Подражания псалмамПсалмы — (греч. psalmoi — хвалебная песня) — песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 — нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения перешли в христианское богослужение.

Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца.

В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).
и библейским мотивам («Подражание 11 псалму», «Осии, глава XIV», поэма «Мария») тоже были использованы поэтом для выражения революционно-демократических идей. В шедеврахШедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. его лирики «О, люди, бедные, слепые...», «И Архимед и Галилей», «Нигде ни в чём отрады нету», «Хотя лежачего не бьют» (все — 1860) революционные призывы сопровождаются уверенностью, что «будет кара! царям, царятам на земле». В этих и других стихах (особенно «Свете тихий! Свете ясный!...») Тарас Григорьевич прозревал будущее в свете социалистических идеаловИдеал (французское ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений..

Поэтика Шевченко, близкая к народной традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
, эволюционировала (не порывая с нею) к всё большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии поэта опирается на украинский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфикиСтрофика — раздел стиховедения.

Стиховедение — отрасль литературоведения, изучает звук, форму литературных произведений; основной ее материал — стихи. Разделы стиховедения — фоника (о сочетаниях звуков в стихе), метрика и ритмика (о сочетании сильных мест и слабых мест в стихе), строфика (о сочетаниях стихов в строфы).
силлабическогоСиллабическое стихосложение — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением — многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в 17 — нач. 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих. (12 — 11- и 14- сложного) и силлаботонического стихосложенийСиллабо-тоническое стихосложение — разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых — безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихсложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. (например, 28 видов строфики только в стихах, написанных четырёхстопным ямбомЯмб (греческое iambos) — стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...», А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры — 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).). Тарас Шевченко внёс в украинскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил её культурные и интеллектуальные горизонты, включив в неё исторические и современные мотивы из жизниЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза. многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур.

Многие произведения поэта положены на музыку украинского композитора и фольклориста Николая Витальевича Лысенко (смотрите его сборник «Музыка к “Кобзарю” Шевченко») и другими украинскими (К. Г. Стеценко, Я. С. Степовый, Станислав Филиппович Людкевич и др.) и русскимиРусские — народ, основное население Российской Федерации (115,889 млн. чел., 2002). На Украине живут 8,334 млн. русских (2001), в Казахстане 4,48 млн. (1999), Узбекистане 1,15 млн. (1999), Белоруссии 1,142 млн. (1999), Латвии 700 тысяч (2000), Киргизии 603 тысячи (1999), Молдавии 501 тысяча (1999), Эстонии 358 тысяч (2000), Туркмении 240 тысяч (1999), Литве 219,8 тысяч (2001), Азербайджане 141,7 тысяч (1999), Грузии 140 тысяч (1999), Таджикистане 68,2 тысячи (2000), Армении 12,5 тысяч (2001).

Значительные группы населения российского происхождения живут во многих странах Европы и Америки, в том числе в США (2,1 млн. чел., 1990). Общая численность русских в мире около 135 млн. человек (2002). Говорят на русском языке, который вместе с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. Верующие в основном православные.
композиторамиКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений. (Модест Петрович Мусоргский, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов). Стихотворения «Думы мои, думы мои», «Завещание», начало баллады «Порченая» («Реве та стогне Днiпр широкий») стали народными песнямиПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
; «Завещание» вошло в круг революционных песен.

Тарас Григорьевич Шевченко известен также и как художник. В 1838 — 1845 годах он учился в петербургской АХ у Карла Павловича Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах («Катерина», 1842, Киевский музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, а также мемориальные, комплексные, краеведческие.

Возникли в 15-16 веках. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
Т. Г. Шевченко, серия офортов «Живописная Украина», изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. и рисунков, созданных в ссылке (серия «Притча о блудном сыне», «Наказание шпицрутенами» — тушь, бистр, 1856 — 1857, и др.). По возвращении из ссылки художник много работал как гравёр, видя в гравюреГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков.

Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка [как правило, это гравюра на дереве (ксилография) или на линолеуме (линогравюра)], и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д.). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д.).
средство распространения искусства в народе (в 1860 году получил звание академикаАкадемик — звание члена академии. В академиях с двухступенчатой структурой членства звание академик — высшее (в отличие, например, от члена-корреспондента). В академиях ряда стран существует звание почетный академик. по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов («АвтопортретАвтопортрет — портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.», 1840 — 1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.

Шевченко — основоположник новой украинской литературы, зачинатель критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи. С его творчеством связаны лучшие традиции украинской литературы. Произведения Тараса Григорьевича были переведены на многие языки мира. В советское время шевченковедение выделилось в специальную отрасль литературной наукиНаука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
. Музеи Шевченко существуют в Киеве, Каневе (где похоронен поэт), в селе Шевченко, с. Моринцы, Ленинграде, Орске и других городах и сёлах. Его имяИмя — присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности. носят Институт литературы АН УССР и Киевский университетУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.

Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.
; в республикеРеспублика — форма государственного правления, при которой все высшие органы власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Большинство государств мира является республиками. учреждена премия имени Шевченко.

Тарас Григорьевич Шевченко скончался 10 марта (26 февраля по ст.ст.) 1861 года в Петербурге. Его смерть была воспринята как большая потеря для литературы и освободительного движения. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Иван Сергеевич Тургенев, Федор Михайлович Достоевский, Николай Семенович Лесков и др. Николай Алеесеевич Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченко». Александр Иванович Герцен поместил в «Колоколе» проникновенный некрологНекролог (греч. νεκρός — мёртвый, λόγος — слово) — один из жанров газетной журналистики. Воплощается обычно в форме небольшого мемориального материала, который публикуется в СМИ по поводу смерти какого-либо недавно ушедшего из жизни человека. Распространённой практикой является также размещение некрологов в учреждениях, где работал покойный, в некоторых странах — на улицах и в общественных местах.

Главная задача некролога — уведомить читателя о смерти человека. Вместе с тем некролог часто содержит в себе описания жизнедеятельности покойного, его заслуги перед обществом, причины смерти. В большинстве случаев современный некролог — это небольшая заметка на одной из последних страниц издания, обычно содержащая в себе соболезнования родным и близким усопшего.
. В мае 1861 гроб с прахом поэта и художника был перевезён на Украину и, в соответствии с завещанием поэта, захоронен на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева. (М. Н. Пархоменко)

Сочинения:

  • Повне зiбрання творiв, т. 1 — 10, Київ, 1939 — 64;
  • Повне зiбрання творiв, т. 1 — 6, Київ, 1963 — 64;
  • в рус. пер. — Собр. соч., т. 1―5, М., 1964―65.

Литература:

  • Франко И., Статьи о Шевченко, Соч., т. 9, М., 1959;
  • Максим Фадеевич Рыльский, Поэзия Тараса Шевченко, К., 1961;
  • Белычиков Н., Тарас Шевченко, М., 1961;
  • Iвакiн Ю., Стиль полiтичної поезiї Шевченка, Київ, 1961;
  • Прийма Ф., Шевченко и русская литература XIX в., М., 1961;
  • Kaciян B. I., Мистецтво Тараса Шевченка, Київ, 1963;
  • Александр Иванович Белецкий, Дейч А. И., Тарас Шевченко, 2 изд., М., 1964;
  • Пархоменко М., Т. Г. Шевченко — великий украинский поэт, М., 1964;
  • Шубравський В. Є., Шевченко i лiтература народiв СРСР, Київ, 1964;
  • Мариэтта Сергеевна Шагинян, Тарас Шевченко, 4 изд., М., 1964;
  • Кирилюк Є., Тарас Шевченко, 2 вид., Київ, 1964;
  • Свiтова велич Шевченка, т. 1 — 3, Київ, 1964;
  • Хинкулов Л., Тарас Шевченко, 3 изд., М., 1966;
  • Чамата Н., Ритмiкa Т. Г. Шевченка, Київ, 1974;
  • Евгений Степанович Шаблиовский, Т. Г. Шевченко и русские революционные демократы, 2 изд., К., 1975;
  • Шевченкознавство. Пiдсумки й проблеми, Київ, 1975;
  • Бурачек М., Великий народный художник, Київ, 1939;
  • Вандровская Е. Б., Т. Г. Шевченко-художник, А.-А., 1963;
  • Лiтопис життя i творчостi Шевченка, Київ, 1961;
  • Т. Г. Шевченко. Бiблioграфiя лiтератури про життя i творчicть (1839 — 1958), т. 1 — 2, Київ, 1963;
  • Сарана Ф., Т. Г. Шевченко. Бiблioграфiя ювiлейної лiтератури (1960 — 1964), Київ, 1968;
  • Шевченкiвський словник, т. 1 — 2, Київ, 1976 — 77.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)