Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Татьяна Доронина Главная / Биографии / Оглавление / Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Тесты/ События

Татьяна Васильевна Доронина — биография

Татьяна Васильевна Доронина

Татьяна Васильевна Доронинароссийская[en] актриса театра и кино, певица, театральный режиссер, народная артистка СССР (1981). Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького с 1987 года. Была трижды признана читателями журнала «Советский экран» лучшей актрисой года. Знак зодиака — Дева.

С 1959 Татьяна Доронина служила в Ленинградском Большом драматическом театре, с 1966-72 и с 1983 во МХАТе; после разделения труппы в 1987 — художественный руководитель сцены МХАТа по ул. Москвина (с 1989 — МХАТ им. М. Горького).

В 1972-83 в Московском театре им. Маяковского. Роли Татьяны Дорониной: Настасья Филипповна («Идиот» по Федору Михайловичу Достоевскому), Надежда Монахова («Варвары» Максима Горького), Аркадина («Чайка» Антона Павловича Чехова) и др. Снималась в фильмах: «Старшая сестра» (1966), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Еще раз про любовь» (1968) и др.

Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде, в рабочей семье. Ее родители - Василий Иванович и Анна Ивановна - были из крестьян, приехавших в город из деревни в поисках лучшей доли. Отец Татьяны был родом из семьи староверов, а у матери отец служил старостой деревенской церкви. По словам Тани, ее родители счастливо прожили в браке 60 лет, никогда не скандалили, и за все время она ни разу не слышала от них ни одного неприличного слова.

Во время войны[en] отец Дорониной был призван на воинскую службу и воевал на Ленинградском фронте. А 8-летнюю Таню, ее сестру Галю и маму эвакуировали из осажденного Ленинграда в Ярославскую область - в город Данилов.

Татьяна Доронина вспоминает: «Именно там я в первый раз влюбилась. Я вообще очень рано стала влюбляться. Этот мальчик, как и мы, был эвакуированный, только из Москвы. Он поразил меня тем, что, когда учительница читала нам «Ваньку Жукова», он закрылся руками и заплакал. А так как он был при этом еще и самый хорошенький мальчик в классе, то начался мой роман. Потом все пошло по нарастающей. Я влюблялась каждый год, даже могла в течение года влюбиться в двоих».

Однако последняя фраза относиться уже к будущим годам, когда Доронина вместе с семьей вернулась в Ленинград и пошла учиться в 216-ю ленинградскую школу. Жили они тогда в коммунальной квартире, в которой кроме них проживало еще семь семей.

Между тем учеба давалась Тане Дорониной с трудом, особенно тяжело обстояло дело с точными науками. Однако, что касается гуманитарных дисциплин, то здесь ей в школе не было равных. Еще в начальных классах она выучила наизусть поэму Константина Михайловича Симонова «Сын артиллериста» и читала ее с таким вдохновением, что учителя специально водили ее в старшие классы «на гастроли».

А в последние годы учебы в школе любознательность Дорониной просто не знала границ - во Дворе пионеров она регулярно посещала кружки французского языка, художественной гимнастики, художественного чтения, юннатов, пения и спортивной стрельбы. В восьмом классе пошла еще дальше - отправилась в Москву поступать на актрисы. И, что поразительно - поступила с первого захода в Школу-студию МХАТа. Однако, когда ее попросили принести из дома аттестат об окончании десятилетки, вдруг выяснилось, что абитуриентке всего лишь 14 лет. Преподаватели с сожалением развели руками и посоветовали талантливой девочке приходить к ним через два года вновь.

Сказать, что Татьяна Доронина с нетерпением ждала окончания десятого класса, - значит ничего не сказать. Она буквально считала дни, почти так же, как солдат срочной службы считает дни, оставшиеся до выхода в свет приказа об увольнении. Одновременно с этим она всерьез готовилась к поступлению в театральный институт, изучая азы сценической деятельности под руководством талантливого педагога художественной самодеятельности Федора Михайловича Никитина.

Окончив школу в 1952 году, Татьяна Доронина вновь приехала в Москву поступать в артистки. Экзамены она держала во все театральные вузы столицы и всюду прошла с первого захода. Но, так как ее мечтой было играть на сцене прославленного Художественного театра, Татьяна сделала выбор в пользу Школы-студии МХАТа».

«Учитывая собственное признание Татьяны Дорониной относительно ее чрезмерной влюбчивости, вполне можно было предугадать, что годы учебы в студии не пройдут даром для ее личной жизни. Так оно и произошло. В стенах этого заведения она познакомилась с молодым студентом (он был на год моложе ее) Олегом Басилашвили и полюбила его. Олег был выходцем из интеллигентной семьи: его отец работал директором Московского политехникума, а мать была доктором филологических наук. В Школу-студию он поступил одновременно с Татьяной и окончил ее вместе с нею в 1956 году. Однако поступали они в нее совершенно не зная друг друга, а покидали ее стены уже как муж и жена».

«В конце 1966 года Татьяна Доронина приняла окончательное решение покинуть Ленинград и перебраться в Москву. К тому времени ее брак с Басилашвили уже распался, дал трещину и творческий тандем с Товстоноговым».

«Семейная жизнь Басилашвили и Дорониной продлилась семь лет, и в начале 60-х они мирно разошлись. Доронина увлеклась молодым драматургом Эдвардом Радзинским и вскоре переехала с ним в Москву (их семейная жизнь тоже длилась семь лет)».

«Из наиболее удачных работ этого периода можно отметить только две: в спектакле по пьесе ее тогдашнего супруга Эдварда Радзинского «О женщине» и в первом спектакле только что пришедшего во МХАТ Олега Николаевича Ефремова «Дульсинея Тобосская» (оба - 1970)».

«В те же годы (приблизительно в 1974) произошли изменения и в личной жизни Дорониной - она вышла замуж за актера своего же театра Бориса Химичева. Широкому зрителю он знаком прежде всего по роли матерого рецидивиста Паленого из фильма «Сыщик» (1980), который до сих пор с успехом демонстрируется на наших экранах. Этот брак Татьяны Дорониной продлился почти десять лет».

В начале 80-х годов Татьяна Доронина вышла замуж за экономиста-международника, выпускника МГИМО. Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 271.

Роли Т.В. Дорониной в театре

Большой драматический театр им. М. Горького

  • 1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Георгий Александрович Товстоногов — Надежда Монахова;
  • 1960 — «Иркутская история» Алексея Николаевича Арбузова; режиссёр Г. А. Товстоногов — Валя;
  • 1961 — «Моя старшая сестра» Александра Моисеевича Володина; режиссёр Г. А. Товстоногов — Надя;
  • 1962 — «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова; режиссёр Г. А. Товстоногов — Софья;
  • 1964 — «Поднятая целина» по Михаилу Александровичу Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Лушка;
  • 1964 — «Ещё раз про любовь» Эдварда Станиславовича Радзинского; режиссёр Юрий Ефимович Аксенов — Наташа;
  • 1965 — «Три сестры» Антона Павловича Чехова; режиссёр Г. А. Товстоногов — Маша;
  • 1966 — «Идиот» по роману Федору Михайловичу Достоевского; режиссёр Г. А. Товстоногов (вторая редакция) — Настасья Филипповна.

Во МХАТ-е

  • 1971 — «Дульсинея Тобосская» Александра Моисеевича Володина. Постановка Олега Ефремова — Альдонса;
  • «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Владимира Ивановича Немировича-Данченко, была возобновлена О. Ефремовым — Маша;
  • 1984 — «Скамейка» Александра Исааковича Гельмана. Художественный руководитель постановки О. Ефремов;
  • "О женщине" Эдвард Радзинский.

Московский театр им. В. Маяковского

  • 1972 — «Всё о женщине» Э. Радзинского;
  • «Человек из Ламанчи» — Дульсинея;
  • «Да здравствует королева, Виват» — Елизавета Тюдор, Мария Стюарт;
  • «Чайка» А. П. Чехова — Аркадина.

МХАТ им. Горького

  • «Васса Железнова» Максима Горького — Васса;
  • «Лес» Александра Николаевича Островского — Гурмыжская;
  • «Без вины виноватые» Александра Островского — Кручинина;
  • «Зойкина квартира» Михаила Афанасьевича Булгакова — Зойка;
  • «Старая актриса на роль жены Достоевского» — Она;
  • «Вишнёвый сад» Антона Чехова — Любовь Андреевна Раневская;
  • «Мадам Александра».

Театр им. Марии Николаевны Ермоловой

  • 1986 — «Спортивные сцены 1981 года» Э. С. Радзинского; режиссёр Валерий Владимирович Фокин — Михалева.

Работы на ТВ

  • 1963 — «Очарованный странник» (телеспектакль) — цыганка Груша;
  • 1971 — «Двадцать лет спустя » — королева Анна;
  • 1980 — «Бенефис Татьяны Дорониной (фильм-спектакль)».

Фильмография

  • 1955 — Первый эшелон — Зоя;
  • 1958 — Шли солдаты — Христя;
  • 1961 — Горизонт — Клава;
  • 1964 — Непридуманная история — эпизод, Клава Байдакова;
  • 1965 — Перекличка — Нина;
  • 1965 — Обещание счастья;
  • 1965 — Рабочий посёлок — Полина;
  • 1966 — Старшая сестра — Надя;
  • 1967 — Три тополя на Плющихе — Нюра;
  • 1968 — Ещё раз про любовь — Наташа;
  • 1970 — Чудный характер — Надежда Казакова;
  • 1973 — Мачеха — Шура Олеванцева;
  • 1974 — Бесприданница — Лариса Огудалова;
  • 1975 — На ясный огонь — Анна Касьянова;
  • 1975 — Ольга Сергеевна — Ольга Сергеевна;
  • 1981 — Капель — Мария;
  • 1985 — Валентин и Валентина — мать Валентины.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)