Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Татьяна Лиознова Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Татьяна Михайловна Лиознова — биография

Татьяна Лиознова

Татьяна Михайловна Лиознова — советский и российский[en] кинорежиссер, сценарист, педагог. Народная артистка СССР (1984). Лауреат Государственной[en] премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976). Знак зодиака — Близнецы.

Татьяна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве. В 1949 окончила режиссерский факультет ВГИКА (мастерская Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой).

После окончания ВГИКа Татьяна Лиознова некоторое время работала ассистентом режиссера на съемках фильмов своего учителя. Дебютировала в 1958, поставив фильм «Память сердца» по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности.

Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала и в картине Лиозновой «Им покоряется небо» (1963), посвященной летчикам-испытателям. Отдав дань героизму, Татьяна Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными, эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени. Стихия простой, обыденной жизни (по внешним параметрам), добросердечия душевной щедрости определили эмоциональную сторону фильма «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Как и точность режиссера в выборе актеров, в частности Людмилы Ивановны Хитяевой (Евдокия), по-новому открывшейся в картине Лиозновой.

Лирическая нота усилена в фильме «Три тополя на Плющихе» (1973), который неизменно популярен у наших зрителей уже много лет. Внешне незатейливая история любви шофера московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а «спета» Татьяной Васильевной Дорониной и Олегом Николаевичем Ефремовым. Картина действительно была схожа с народной песней о короткой встрече, которой не дано продлиться, о любви счастливой, горькой, единственной.

В 1973 Татьяна Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны», ставшим одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный в основу картины авантюрный роман Юлиана Семенова, в версии режиссера обрел мифологическое звучание.

Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актерскими работами Вячеслава Васильевича Тихонова, Ростислава Яновича Плятта, Леонида Сергеевича Броневого, Олега Павловича Табакова, Евгеня Александровича Евстигнеева, Льва Константиновича Дурова и др.

Затем Татьяна Михайловна сняла телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) по популярной в 1970-е годы пьесе Александра Гельмана. Она передала в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет застоя. Затем режиссер опять обратилась к женской судьбе с ее прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами: это была яркая музыкальная картина «Карнавал»(1982) с Ирины Вадимовны Муравьевой в главной роли. (Э. Лындина)

Награды

  • Народный артист СССР (1984);
  • Народный артист РСФСР (1974);
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969);
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за многосерийный телевизионный художественный фильм «Семнадцать мгновений весны»;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июля 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие киноискусства;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 июля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден Почёта (9 марта 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
  • Орден Трудового Красного Знамени;
  • Орден Дружбы народов;
  • Орден Октябрьской Революции (1982);
  • МКФ в Довиле, посвящённый теме авиации и космонавтики (1963, Франция, первый приз, фильм «Им покоряется небо»);
  • МКФ в Мардель-Плата (1968, Аргентина, премия Международного католического бюро по кинематографии, фильм «Три тополя на Плющихе»);
  • ВТФ (1981, первая премия, фильм «Мы, нижеподписавшиеся»);
  • ВКФ (1982, приз бюро Эстонского рекламфильма, фильм «Карнавал»);
  • ОРКФ в Сочи «Кинотавр» — специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 2000 года);

Фильмография Татьяны Лиозновой

Режиссёрские работы:

  • 1958 — Память сердца[en];
  • 1961 — Евдокия;
  • 1963 — Им покоряется небо;
  • 1965 — Рано утром;
  • 1967 — Три тополя на Плющихе;
  • 1973 — Семнадцать мгновений весны;
  • 1980 — Мы, нижеподписавшиеся;
  • 1981 — Карнавал;
  • 1986 — Конец света с последующим симпозиумом.

Сценарист:

  • 1981 — Карнавал;
  • 1986 — Конец света с последующим симпозиумом.

Актёрские работы:

1998 — Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный).

Театральные работы:

  • 1952 — «Седая девушка», по пьесе Хэ Цзинчжи и Дина Ни (совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым) — Театр Вахтангова. (Википедия)

Татьяна Михайловна Лиознова скончалась 29 сентября 2011 года в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)