Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Теофиль Готье Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Пьер Жюль Теофиль Готье — биография

Теофиль Готье

Пьер Жюль Теофиль Готье (фр. Pierre Jules Théophile Gautier) (1811-72) — французский писатель и критик романтической школы, один из вдохновителей «Парнаса», журналист. Знак зодиака — Дева.

Обосновал теорию «искусства для искусства» (предисловие к книге «Мадемуазель де Мопен», 1835-36; книга «Новое искусство», 1852). Романтические, со следами байронического демонизма поэтические сборники («Комедия смерти», 1838). Приключенческий роман «Капитан Фракасс» (1863), сборник лирическихЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
миниатюр «Эмали и камеи» (1852), рассказы, путевые очерки.

Теофиль Готье родился 31 августа 1811 года в Тарбе. В молодости был приверженцем романтизма, позже стал духовным отцом парнасской школы. В его ранних «Стихах» (1830), поэме «Альбертус» (1833), повести «Молодая Франция» (1833), поэтический сборник «Комедия смерти[en]» (1838) заметны следы байронического демонизма; склонность к фантастике сочетается с чеканным стихомСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих..

Отрицая буржуазную повседневность как царство пошляков и торгашей, Готье в предисловии к роману «Мадмуазель Мопен» (1835-1836) и статьях в книге «Новое искусство» (1852) дал одно из первых развёрнутых обоснований теории «искусства для искусства»; он отверг как мещанскую морализацию, так и демократическую идейность в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
. В лирических миниатюрах сборника «Эмали и камеи» (1852, русский перевод 1914) изящество, пластика и красочность вещей оттеняют безразличие мастера к преходящим, по его мысли, страстям. Вкус Теофиля Готье к живописному воскрешению далёких эпох и стран сказался в «Романе мумии» (1858, русский перевод 1911) о Древнем Египте, в приключенческом романе о жизни бродячих комедиантов во Франции 17 века — «Капитан Фракасс» (1863, русский перевод 1895, 1957; экранизирован в 1929, 1942, 1961, Франция), в книге «Путешествие в Россию» (1867).

Из критических работ Теофиля интересны книгаКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
о забытых поэтах 15-17 веков «Гротески» (1844), «История романтизма» (1874, посмертно), очерк о Шарле Бодлере (рус. пер. 1915). На русский язык стихи Готье переводили: Владимир Григорьевич Бенедиктов, Валерий Яковлевич Брюсов, Николай Степанович Гумилев и др. Сочинения: Ceuvres choisies, P., 1930; Contes fantastiques, P., 1962; в рус. пер. — Избр. стихи, П.. 1923. (С. И. Великовский)

Ещё:

Готье — знаменитый французский поэт романтической школы, родился в Тарбе, близ испанское границы. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего во всю жизнь, проведенную почти исключительно в Париже, тоску по югу и то, что он называет в своей автобиографии «un fond meridional». Получив блестящее гуманитарное образование, он начал с живописи и, состоя учеником в мастерское Pиy, сделался ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях «Hernani», Готье принимал самое энергическое участие, предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Г., его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминанием о них преследовали поэта долго после того, как он перестал выражать свое литературное мировоззрение внешними признаками.

В 1830 году вышел первый томик стихотворений Т. Готье: «Poesies», внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический сеnacle, как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями писателя были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут по поэзией, завтракая одой и обедая балладой. «Мы верили тогда», писал Теофил Сент-Беву, вспоминая об этом времени, «мы любили[en], мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства».

К периоду 1830 — 1886 годов относятся многие из самых известных произведений — поэма «Albertus» (1832), романы: «La Jeane France» (1834), «Mademoiselle de Maupin» (1835), «Fortanio» (1838), «Une laime da diable» (1839), а также первая часть «Grotesques». В «Albertns» Готье примкнул к самому крайнему романтизму, по выбору сюжета и его обработки, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Jeune-France», сборник различных новелл, Готье внёс в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля; одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника — известный рассказ «Un nid de rossignols».

В «Comedie de la Mort», составляющей, вместе с некоторыми другими стихотворениями, второй сборник стихотворений, поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мертвых тайну жизни и смерти. Из других пьес, сборника некоторые, как например, «Thebaide», «Tenebres», отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но на ряду с ними есть грациозные и естественно поэтичные пьесы, как «Coquet terie posthnme», «La Caravane», «La Chimere», «Le Sphini», «Pastel». В них сказывается уже необыкновенная артистичность и отделка стиха, составляющая главную прелесть поэзии поэта и доставившая ему название «magi cien es lettres franсaises», как гласит Бодлэровское посвящение ему «Flears da Маи».

Самое законченное поэтическое его произведение — «Emaal et Cameep», отводящие поэту одно из самых выдающихся мест в французской поэзии. Сборник этот состоит из 55 пьес, над которыми поэт с любовью работал в часы досуга последние 20 лет жизни; каждая из них действительно отделана как драгоценный камень и вмести с тем проникнута искренностью; все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым.

Забота о средствах к существованию сделала Теофиля Готье журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 года и до самой смерти он вел еженедельный драматически фельетон, сначала в «Presse» Б. Жирардена, потом в «Journal Officiel». Написал, кроме того, нисколько книг критического и историко-литературного содержания, из которых самая выдающаяся — «Grotesques» (1844), в которых автор «открыл» нескольких давно забытых поэтов XV и XVI веков, как Биллона, Скюдери, Бержерака, Сент-Амана, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя; стиль книги делает ее образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами отличаются его «Histoire du ro mantisme» и «Rapport snr les progrеs de la poesie franсaise», отличающиеся к тому же, как и «Grotesques», беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного фанатизма.

Кроме критики и романизма Готье совмещал в своем лице еще страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу — в том числе Россию[en], которой посвящены «Voyage en Russie» (1866) и «Trеsors d'art de la Russie» (1860 — 63) — и Восток и описавшего свои путевые впечатления в ряде художественных очерков («Voyage d'Espagne», «Italia», «L'Orient» и др.). Они отличаются необычной для большинства путешественников точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы.

В общем Теофиль Готье — в истинном смысле слова полиграф, создавший в 40 лет писательской жизни изумительную массу сочинений на самые разнообразные сюжеты. Библиографический перечень написанного им (Spoelberch de Loveioul, «Histoire des oenvres de T. G.», 1887), занимает 2 тома. Конечно, его драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их, впрочем, собрана в «Histoire de l'art dramatiqae en France depuis 25 ans», 1859). Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, его стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Благоговейное преклонение писателя пред чистотой и законченностью формы, его терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев.

«Emaux et Camеes» Готье принадлежат к одной категории с «Poemes Barbares» Леконта де Лиля, «Bonheur» Сюлли Прюдома и других. Беззаветно преданный поэзии, он мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь стеснен был материальными заботами и ненавистное ему журнальной работой. Это клало отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нем поэтические замыслы.

Ср. Emile Bergerat, «Theophile G.» (1879);. Feydeau, «Theophile G.» (1874). На русский язык переведены романы «Без вины виноват» и «Малитона» (в «Библ. для Чтения», 1877). (Русская переводчица, литературный критик Зинаида Афанасьевна Венгерова)

Теофиль Готье скончался 22 октября 1872 года в Нёйи, близ Парижа (по альтернативным данным 23 октября).

Подробнее о Теофиле Готье читайте в литературе:

  • История французской литературы, т. 2, М., 1956;
  • Spoelberch de Lovenjoul Ch., Histoire des ceuvres de Th. Gautier, v. ,1 — 2, P., 1887;
  • Jasinski R., Les Années romantiques de Th. Gautier, P., 1929; Larguier L., Théophile Gautier, P., 1948; Richardson J., Th. Gautier, his life and times. N.Y..[1959]; Delvaille B., Théophile Gautier, P., 1968;
  • Тексты по теме Н. С. Гумилёв. Теофиль Готье // «Аполлон», 1911, N 9, 53—58;
  • Шарль Бодлер о Теофиле Готье.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)