Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Тихон Хренников Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Тихон Николаевич Хренников — биография

Тихон Николаевич Хренников
Т. Н. Хренников

Тихон Николаевич Хренников (1913—2007) — российский[en] композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор, народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973). Ленинская премияЛенинские премии в 1925-1991 — в СССР, за работы в области науки, техники, литературы, искусства, архитектуры. Учреждены в 1925 как премии им. В. И. Ленина (в 1935-57 не присуждались). Присуждались каждый четный год. (1974), Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967). Член КПСС с 1947. Знак зодиака — Близнецы.

Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня (28 мая по старому стилю) 1913 года, в городе Елец, Орловской губернииГуберния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 году было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923-1929 годах вместо губерний созданы края и области.. Он был десятым ребенком в семьеСемья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).

В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.
елецкого приказчика. Его мама — Варвара Васильевна — была домохозяйкой.

Все члены семьи были музыкально одарены, а Тихон увлекся музыкойМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения., когда в городе был пианистПианино (итальянское pianino, букв. — маленькое фортепиано) — клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Дека и механика расположены вертикально. и композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений. Владимир Петрович Агарков, который в свои годы обучения был учеником пианиста Константина Николаевича Игумнова. Мальчик начал занятия с Анной Федоровной Варгуниной. Зимой 1927—1928 годов будущий композитор прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнёсся к нему с симпатией и посоветовал сначала закончить среднее образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. в Ельце, а затем учиться в Москве. Весной 1929 года окончил школу-девятилетку. Написал письмо Михаилу Фабиановичу Гнесину и получил положительный ответ, после чего поступил в число студентов музыкального техникума имени Гнесиных, который окончил 1932 году.

В 1936 окончил Московскую консерваториюКонсерватория (от итальянского conservatorio) — музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). по классу композицииКомпозиция (от лат. compositio — составление, связывание):

1) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

2) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

3) Произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.
у Виссариона Яковлевича Шебалина (учился также по классу фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. у Генриха Густавовича Нейгауза).

В 1933 году Тихон Николаевич был приглашен работать в Московский детский театрТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
, которым руководила Наталия Ильинична СацНаталия Ильинична Сац (1903-1993) — российский режиссер, театральный деятель, народная артистка СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1983). В 1921-1937 годах директор и художественный руководитель Московского театра для детей (ныне Центральный детский театр).

Организатор (1964) и художественный руководитель первого в мире Московского детского музыкального театра (с 2000 года имени Н. И. Сац). Автор пьес, либретто детских опер и балетов. Ленинская премия (1982), Государственная премия СССР (1972).
(театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперныйОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
режиссёр, театральный деятель, писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).). В 1941 заведовал музыкальной частью театра Красной Армии.

С 1961 года Хренников преподавал в Московской консерватории (с 1966 был профессоромПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора.

В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. В Российской Федерации звание профессор присваивается, как правило, ВАК Российской Федерации; в начале 90-х годов насчитывалось около 25 тысяч профессоров.
). С 1948 генеральный (с 1957 первый) секретарь Правления Союза композиторов СССР. ТворческиТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. развивая традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
русской классики и советской музыки, Тихон Николаевич претворил в своих произведениях интонации русской народной и советской массовой песен. Музыка композитора проникнута оптимизмомОптимизм (от латинского optimus — наилучший) — представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро. Термин введен для характеристики учения Готфрид Вильгельм Лейбница о существующем мире как наилучшем из возможных. Противоположность оптимизма — пессимизм., жизнерадостностью, мужественной героикой, светлым лиризмом, юмором и энергией творческого созидания.

Широкое общественное признание получили произведения Тихона Хренникова для музыкального и драматического театра. Им были созданы: оперы — «В бурю» (по мотивам романаРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). «Одиночество» Вирты, пост. 1939, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва; 2-я редакция 1952, там же), «Фрол Скобеев» (постановка в 1950, там же; 2-я редакция под названием «Безродный зять», пост. 1966, Новосибирский театр оперы и балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
; 1967, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко), «Мать» (по мотивам одноименного романа Максима Горького, пост. 1957, Большой театр), опера-сказка «Мальчик-великан» (пост. 1969, Московский детский музыкальный театр), оперетты — «Сто чертей и одна девушка» (пост. 1963, Московский театр оперетты) и «Белая ночь» (пост. 1967, там же), балет для детей «Наш двор» (пост. 1970, Большой театр).

Большую популярность приобрела музыка к комедииКомедия (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.

По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.

Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
«Много шума из ничего» Уильяма Шекспира (пост. 1936, Московский театр им. Евгения Багратионовича Вахтангова). На её основе был создан балет «Любовью за любовь» (пост. 1976, Большой театр). Существенным вкладом в советскую музыку явились 3 симфонииСимфоническая музыка — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. Хренникова (1935, 1943, 1973) и его концертыКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь):

1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
с оркестромОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла».

По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и другие; по жанровому признаку — эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
для фортепиано (1933, 1972), для скрипкиСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. (1959, 1975), для виолончелиВиолончель (итальянское violoncello) — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Антонио Страдивари. (1964).

Значительны достижения Тихона Николаевича в песенном жанре, большинство песен композитора является частью его музыки к кинофильмам и драматическим спектаклямСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком.: «ПесняПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
о Москве» на стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. и драматурга Виктора Михайловича Гусева из кинофильма «Свинарка и пастух» (1941), из фильмовФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. «Верные друзья» (1954) и «Гусарская баллада» (1963). Хренникову принадлежит также музыка к фильмам «В шесть часов вечера после войны[en]» (1944), «Донецкие шахтёры» (1950) и др.

Тихон Николаевич Хренников был президентом Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (1949), Музыкальной секции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (с 1958). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1961, кандидат в члены ЦК КПСС с 1976. ДепутатДепутат (латинское deputatus — посланный) — лицо, избранное в законодательный или представительный орган государства или местного самоуправления, представитель определенной части населения (избирателей своего округа) или всей нации во властном органе. Верховного СоветаВерховный Совет — название высшего органа государственной власти СССР и Российской Федерации в 1936-1993 годах.

Официально Верховный Совет СССР принимал решения по важнейшим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, определял основные направления внешней политики, осуществлял высший контроль за деятельностью государственного аппарата. Конституция СССР относила к ведению Верховного Совета СССР принятие в состав СССР новых республик, утверждение изменений границ между союзными республиками, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик.
СССР 6 — 9-го созывов. Ленинская премия СССР (1974). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другними орденами, а также медалямиМедаль (итальянское medalia) — награда за заслуги, храбрость, достижения, в память о юбилейных датах, об участии в событиях. Медаль представляет собой плоский металлический знак с двусторонним изображением и надписью; изготавливается обычно из золота, серебра, бронзы. Различают лицевую (аверс) и оборотную (реверс) стороны медали.

Медали были известны в Древнем Риме, но искусство изготовления медалей началось в 14-15 веках. Наградные медали были введены в 17 веке в Швеции, а в конце 17 века и в России.
.

Возглавляя Союз Композиторов СССР, Хренников был вынужден в публичных речах поддерживать «партийную линию» в музыке, однако в отличие от руководителей других творческих союзов писателей в доносах и преследованиях членов возглавляемой им организации замешан не был. В Союзе композиторов не был репрессированРепрессия (от позднелатинского repressio — подавление) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами. ни один из его членов. После смерти Иосифа Виссарионовича Сталина на протяжении более 40 лет оставался на своем посту.

Музыка Тихона Хренникова к фильмам

  • 2001 — «Московские окна»;
  • 2000 — «Два товарища»;
  • 1993 — «Люблю» (короткометражный) (песни);
  • 1989 — «Маша и три медведя» (короткометражный);
  • 1983 — «Умные вещи» (фильм-спектакль);
  • 1983 — «Любовью за любовь»;
  • Любовь за любовь;
  • Как соловей о розе;
  • Ночь листвою чуть колышет;
  • 1982 — «Операция на сердце» (фильм-спектакль);
  • 1982 — «Любимые песни» (короткометражный);
  • 1980 — «Копилка»;
  • 1979 — «Антарктическая повесть»;
  • 1978 — «Дуэнья»;
  • На свете жил сеньор нестарый;
  • Не скучай;
  • Серенада;
  • 1978 — «Время выбрало нас»;
  • 1976 — «Додумался, поздравляю!»;
  • 1973 — «Таланты и поклонники»(совместно с А. Чайковским);
  • 1972 — «Вера, Надежда, Любовь»;
  • 1972 — «Руслан и Людмила»;
  • 1969 — «Трое» (Текст песен Михаила Львовича Матусовского);
  • 1967 — «Пароль не нужен»;
  • 1964 — «Товарищ Арсений»;
  • 1962 — «Гусарская баллада»;
  • Колыбельная Светлане;
  • Жил-был Анри IV;
  • Давным-давно;
  • Романс Жермон;
  • Романс Шурочки;
  • 1958 — «Капитанская дочка»;
  • 1956 — «Много шума из ничего»;
  • 1954 — «Верные друзья»;
  • Что так сердце растревожено?;
  • Лодочка;
  • Мы плыли по течению;
  • Речная песенка;
  • Песня верных друзей;
  • 1950 — «Кавалер Золотой Звезды»;
  • 1950 — «Донецкие шахтеры»;
  • 1947 — «Поезд идёт на восток»;
  • 1944 — «В шесть часов вечера после войныeng»;
  • Казак уходил на войну;
  • Песня артиллеристов;
  • Дело не в этом, друзья;
  • Прощальная;
  • В шесть часов вечера после войны;
  • 1941 — «Свинарка и пастух»;
  • Песня о Москве;
  • Ой вы кони;
  • Песня Глаши;
  • Серенада Кузьмы;
  • 1938 — «Борьба продолжается»;
  • 1926 — «Мать».

ЛитератураЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

Тихон Николаевич Хренников скончался 14 августа 2007 года в Москве. Похоронен в Ельце 17 августа 2007 года, в садуСад — участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; сами растущие здесь деревья, растения. его собственного дома-музеяМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, а также мемориальные, комплексные, краеведческие.

Возникли в 15-16 веках. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
, где он родился. За несколько месяцев до своей смерти[en] композитор сказал, что хотел бы быть похоронен в родном городе, который он очень любил и где были похоронены его родители. Место похорон было выбрано администрацией города, внуком и дочерью великого композитора. (В. М. Блок)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)