Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Тирсо де Молина Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Тирсо де Молина - биография

Тирсо де Молина

Тирсо де Молина (Tirso de Molina) (настоящее имяИмя — присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности. Габриель Тельес, Tellez) — испанскийИспания (Королевство Испания, Reino de Espana) — государство на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане. Испания владеет городамив Сеута и Мелилья на северо-африканском побережье.

Площадь 505,99 тысяч кв.км, население 40,45 млн. человек (2007). Столица — Мадрид. Другие крупные города (с населением свыше 500 тысяч чел.) — Барселона, Валенсия, Севилья, Сарагоса, Малага.
драматург 17 века, создатель образаОбраз:

1) В психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

2) Образ художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
Дон Жуана. Эстетические принципы ренессансной драмыДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
сочетал с духом бароккоБарокко (итальянское Barocco, буквально — причудливый, вычурный) — стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.. ПьесыПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
на исторические («Мудрость женщины», 1634), агиографические сюжетыСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого., комедии («Дон Хиль Зеленые штаны», 1635; «Благочестивая Марта» 1636), религиозно-философские драмы («Осужденный за недостаток веры», 1634), ауто сакраментальАуто (испанское и португальское auto) — одноактное драматическое представление в Испании и Португалии (в 13-18 вв.) преимущественно на религиозные сюжеты.. Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) — первая драматургическая обработка легендыЛегенда (от латинского legenda, буквально — то, что следует прочесть) — в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литера. о Дон ЖуанеДон Жуан (Дон Хуан) (Don Juan) — созданный средневековой легендой образ рыцаря-повесы, дерзкого нарушителя моральных и религиозных норм, искателя чувственных наслаждений; один из вечных образов. Легенда послужила источником многих произведений искусства, в т. ч. литературы (Тирсо де Молина, Мольер, Гофман, Байрон, Пушкин).. Знак Зодиака — Овен.

Тирсо де Молина родился  24 марта 1579 года в Мадриде. Не только большая часть подробностей жизненного пути Тирсо де Молины, но и точная дата его рождения, и его полное мирское имя были открыты после почти целого века интенсивных исследованийИсследование научное — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. в 1980-1990-е годы. Наибольшие заслуги в этой области принадлежат собратьям драматурга по ордену доминиканцевДоминиканцы — католический монашеский орден, первый из нищенствующих орденов. Основан св. Домиником, утвержден в 1216 папой Гонорием III. Официальное название с 1217/1218 — «братья ордена проповедников» (лат. fratres ordinis Praedicatorum).

Орден был создан с целью проповеди и борьбы с ересями, угрожавшими целостности Католической Церкви. Первый опорный пункт доминиканцев — Провилль под Тулузой — возник на юге Франции, охваченном ересью альбигойцев.
.

Родители драматурга, Андрес Лопес и Хуана Тельес, были людьми настолько бедными, что им даже нечего было завещать детям после своей смерти. Его старшая сестра, Каталина Тельес, ушла в монастырь в 1587 году в возрасте 13 лет (умерла в 1630 году). Габриэль Тельес вступил в 1600 в орден Мерседариев — дочерний орден доминиканцев, созданный для выкупа христианских невольников из мусульманского плена; через год он принял постригПостриг (постриг) — христианский обряд обрезания волос на голове верующих, принимающих монашество или посвящаемых в священнослужители. в Гвадалахаре. В 1608 Тирсо де Молина стал пресвитеромПресвитер (греч. presbyteros, букв. — старейшина) — в раннехристианской общине лицо, управлявшее ее делами; с образованием христианской церкви — священнослужитель. В протестантизме — избираемый из мирян руководитель общины, правящий ею совместно с пастором. и монастырским викариемВикарий (от лат. vicarius — заместитель, наместник) — в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви — помощник священника. в Сории. Никаких документальных свидетельств того, что Тирсо де Молина учился в каком-нибудь университете или получал университетские степени не существует.

В 1611-1612  годах Тирсо де Молина переехал в Толедо, где жил до 1616 года, когда он отплыл на Санто ДомингоСанто Доминго (Santo Domingo) — в период испанского колониального господства с нач. 16 в. одно из названий всего о. Гаити, в 1697-1844 его восточной части, принадлежавшей Испании., в числе монаховМонах — член религиозной общины, давший обед вести акестическую жизнь., сопровождающих нового верховного викария ордена на этом острове. На Санто Доминго он проповедовал, читал лекции по теологииТеология (от греческого theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие) — совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. и участвовал в поэтических состязаниях. В 1618 Тирсо вернулся в Испанию через Севилью (туда приходили в то время кораблиКорабль (от греческого karabos) — то же, что судно. В парусном флоте корабль — трех- и более мачтовое судно с полным парусным вооружением. В современном русском языке кораблями называются военные суда (Корабль военный). Иногда воздушным кораблем называется крупный самолет, дирижабль; космическим кораблем — пилотируемый космический аппарат. из Америки).

В 1618 году Тирсо де Молина потерял отца, а в 1620 — мать. В том же году он, прожив до этого два года в Сеговии, переселился в Мадрид и в течение последующих пяти лет активно участвовал в литературной жизни столицы, продолжая одновременно продвигаться и по иерархической лестнице ордена.

В 1625 году «Хунта для исправления нравовНравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.» вынесла решение, в котором запретила Тирсо де Молина писать комедии и светские стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. и потребовала его ссылки в отдаленный монастырь. Решение это в полной мере исполнено не было, поскольку Тирсо де Молина не только продолжал писать комедии и продавать их труппамТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров., но и не отказался от намерения опубликовать собрание своих пьес, однако Мадрид покинул.

В 1626 году он был избран сроком на три года командором монастыря в Трухильо. Там, вблизи родового гнезда Писарро, он написал драматическую трилогиюТрилогия — тип произведения одного автора (писателя, музыканта), объединенные общим замыслом, преемственностью сюжета. о завоевании Перу, прославляя Франсиско Писарро и его братьев. В последующие годы Тирсо де Молина большую часть времени проводил в Толедо.

В 1638 году драматург вернулся в Мадрид. С 1640 начала ужесточаться позиция ордена в отношении светского литературного творчестваТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. монахов, в частности, мадридским монахам вышел запрет писать сатиры на властиВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов. в стихах и в прозеПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
. В том же году Тирсо де Молина был выслан в монастырь в Куэнке. С 1642 года он вновь стал появляться в различных монастырях ордена и с 1643 поселился в Толедо. В 1645 был назначен командором монастыря в Сории. Умер в монастыре Алмасан, на берегу Дуэро, не позднее 20 февраля 1648.

Драматургия Тирсо де Молина

Документальные свидетельства литературной, и в первую очередь, драматургической деятельности Тирсо де Молина сохранились с 1606 года. В «Толедских виллахВилла (латинское villa — усадьба, поместье) — загородный дом с садом или парком.» (1621, опубликована в 1624) он утверждал, что написал триста комедий за четырнадцать лет. При жизни автора вышло пять «частей» его комедий (первая — 1627, третья — 1634, вторая и четвертая — 1635, пятая — 1636). Эти издания, а также немногочисленные сохранившиеся манускрипты составляют костяк ныне существующего корпуса комедий драматурга. В настоящее время насчитывается около 80 пьес, связанных с именем Тирсо де Молины, причем среди них — более десяти пьес сомнительной атрибуции.

Великий драматург

Тирсо де Молина принадлежит к драматургам так называемого «круга Лопе де Веги», но стоит в нем несколько особняком, предвосхищая некоторые более поздние тенденции в развитии испанской драмы, обретшие окончательную форму в творчестве Педро Кальдерона. В частности, он стремился к созданию смысловой и сюжетной связи между основной и второстепенной интригойИнтрига — скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-либо, происки. пьесы. Традиционно считается, что комедии Тирсо де Молины отличаются острым и смелым, особенно для монаха, юмором и сильными женскими образами. В разном ключе образ сильной женщины был разработан в пьесе «Антона Гарсия» («Antona Garcia», 1623), в комедияхКомедия (от греческого komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» Уильяма Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Бернарда Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Николая Васильевича Гоголя), юмористические («Турандот» Карло Гоцци), трагикомедии. Главные представители комедии: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — Александр Сергеевич Грибоедов, Н. В. Гоголь, Александр Васильевич Сухово-Кобылин, Александр Николаевич Островский, Антон Павлович Чехов, Владимир Владимирович Маяковский.
«Мари-Эрнандес, галисийка» («Mari-Hernandez, la gallega», 1625) и «Благочестивая Марта» («Marta la piadosa», 1614), в библейской драме «Месть Фамари» («La venganza de Tamar», до 1614) и др.

Оригинальность драматургического мышления Тирсо де Молина сказалось и на сюжетном строении его комедий. В пьесе «В женщине благоразумие» («La Prudencia en la mujer», 1622) Тирсо де Молина показал свою героиню, королеву Марию де Молина, не только как правительницу, но и как мать — случай крайне редкий в испанском театреТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
17 века. Действие комедии «Дон Хиль-зеленые штаны» («Don Gil de las calzas verdes», не позднее 1615) выстроено вокруг фигуры, выдуманной для достижения своих интересов одним из героев и «перехваченной» затем героиней: Дон Хиль, единственной неизменной чертой которого становятся зеленые штаны, постепенно превращается в средоточие и воплощение чаяний и стремлений большинства героев пьесы и как будто даже приобретает собственную волю и самостоятельное существование. Пьеса сомнительной атрибуции «Осужденный за недостаток веры» («El condenado por desconfiado», не позднее 1625), которую большинство исследователей считает все же произведением Тирсо де Молины, посвящена будоражившей в то время умы теологической проблеме соотношения свободы воли и благодати в судьбе человека. Тирсо де Молина решил этот вопрос с соблюдением тончайших догматических нюансов, в аллегорической форме рассказывая о зеркальной судьбе двух человек — погубившего свою душуДуша — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сродне учение о переселении душ — метемпсихоза).

Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа — активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы.

В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
отшельника Пауло и спасенного разбойника Энрико. В более традиционном ключе выдержанно одно из самых масштабных драматических произведений Тирсо де Молины — трилогия о СвятойСвятой:

1) В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.

2) В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Хуане (1613-1614).

«Севильский озорник» («El burlador de Sevilla») — пьеса сомнительной атрибуции; была опубликована в сборнике пьес разных авторов в 1630 под именем Тирсо де Молины (большинство современных критиковЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский ).
принимает его авторство пьесы); другой вариант под названием «Долгий срок вы мне даете», мало чем отличавшийся от «Севильского озорника», был опубликован в 1660 под фамилией Кальдерона; написана драма не позднее 1625, когда она была поставлена. В этой пьесе получила первое воплощение легенда о доне Хуане (Дон Жуане). Пьеса Тирсо де Молины носит аллегорический характер и рассказывает о том, как человек, видящий в жизни только игру и легкомысленно откладывающий покаяние и раскаяние на потом, губит свою душу. Дон Хуан движим похотью и азартом, каждое новое соблазнение знаменует новую ступень его падения. Все героини пьесы, кроме доньи Анны, оказываются уязвимыми в силу своей собственной греховности. Фигура несущей возмездие каменной статуи не только прибавляет финалу эффектности, но и делает его безупречным с точки зрения догматикиДогмат в религии — утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и др..

Проза драматурга

Первое печатное произведение Тирсо де Молины «Толедские виллы» представляет собой сложный конгломерат форм. В основе его лежит сборник новеллНовелла (итальянское novella) — малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина, «Легкое дыхание» Ивана Алексеевича Бунина)., объединенных рамочным диалогом. Прозаическое повествование расцвечено разнообразными в жанровом отношении поэтическими вкраплениями и включает в себя три комедии. Чтобы создать из этих разнородных элементов единое произведение, Тирсо де Молина выстроил сложную систему смысловых и формальных перекличек.

По той же модели была построена и более поздняя книгаКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
«Развлекательное поучение» («Deleytar aprovechando», 1632, пуб. 1635), посвященная, как следует из ее названия, более благонравным развлечениям. Самым крупным прозаическим произведением Тирсо де Молины стала История ордена Мерседариев в двух частях (1637-1639).

Поэзия

Тирсо де Молина был признанным поэтомПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. своей эпохи, неоднократно побеждал в поэтических состязаниях. Будучи последователем Лопе де Вегив комедии он, тем не менее с большим почтением относился к поэтическому стилю Луис де Гонгоры и не чуждался маньеристичностиМаньеризм (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья ) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.

Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).
в собственных стихах. Однако современные исследователи наиболее удачными считают его фольклорныеФольклор (англ. Folklore) — народное творчество: художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры).
стилизации.

Тирсо де Молина скончался в 12 марта 1648 года, в Сории. (А. Б. Можаева)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)