Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
30 марта родились[en]: Поль Верлен, Винсент ван Гог, Эрик Клэптон, MC Hammer
Скончались[en]: Виктор Конецкий, Людмила Марковна Гурченко, Валерий Сергеевич Золотухин

Василий I Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Василий I Дмитриевич — биография

Василий I

Василий I Дмитриевич — великий князь московский с 1389; из рода Рюриковичей. Сын Дмитрия Донского, отец великого князя московского Василия II Темного. Знак зодиака — Козерог.

Присоединил к Московскому Великому княжеству Нижний Новгород, Муром, Вологду и земли коми. Боролся с Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой.

Василий I Дмитриевич родился 30 декабря 1371 года в Москве. В 1390 году женился на дочери князя Литовского Ордена Витовта Софье. Он познакомился с ней в Литве, когда в 1386 году бежал из Орды от Тохтамыша и был задержан Витовтом. С условием, что Василий женится на его дочери, Витовт освободил его. Свое обещание Василий выполнил.

Он мало, а часто совсем не делился доходами с Ордой и считал себя независимым. Хотя ханские послы и набегали к Москве за данями, но в ответ получали бедные дары. Ханы делали вывод, что Великое Московское княжество оскудело и ослабело.

В княжение Василия I россияне[en] начали именоваться вместо прозвищ по фамилиям; стали выходить из употребления древние славянские имена; прославлялись иконописцы: Семен Черный, старец Прохор, монах Рублев. Козлов Ю. Страницы правления государством Российским - Йошкар-Ола, 1990, с.89.

При сыне Дмитрия Донского Василии Дмитриевиче «...Нижний Новгород навсегда присоединен был непосредственно к московским владениям». Николай Иванович Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991, с.130.

Подробнее:

Василий Димитриевич — великий князь владимирский и московский (1389—1425). Хотя Василий, сын Димитрия Донского, и возведен был на великокняжеский престол послом хана, но с его княжения великое княжество стало окончательно достоянием московских князей. Перевес его над другими князьями и над старыми родовыми притязаниями сказался в самый год его вступления на престол. Князь Владимир Андреевич, его дядя, поссорился с Василием, но должен был, однако, уступить племяннику. Он признал последнего старейшим себя, обязался ходить на войну, сидеть в осаде, где Василий прикажет.

Великий князь находил сильную опору в боярстве. Боярские роды начали оседать в Московском княжестве со времен второго сына Калиты, Ивана Ивановича. Эта оседлость дружины породила связь осевших боярских родов с домом Калиты, вследствие которой им невыгодно было, чтобы Московским княжеством завладела какая-либо другая линия дома св. Владимира; точно так же в выгодах боярства была передача престола от отца к сыну, при которой им было удобнее проводить свою наследственную политику.

Возвышая значение московского князя над другими князьями, московское боярство возвысило себя над боярством других княжеств. Боярство в других княжествах, видя усиление Москвы, стремилось служить сильному и богатому московскому князю. Таким положением дел и настроением боярства объясняется легкое падение Нижегородско-Суздальского княжества. Василий Дмитриевич, зная настроение нижегородского боярства, купил в Орде ярлык на Нижний Новгород и Суздаль. Борис, князь нижегородский, созвав своих бояр, сказал им: "Господа мои и братия, милая дружина! Вспомните крестное целование, не выдайте меня врагам моим". Бояре клялись, и во главе их клялся боярин Румянец, который, между тем, уже давно завел переговоры с Москвою. Когда в Нижний Новгород явились московские бояре с татарскими послами, то тот же боярин Румянец сказал Борису: "Господин князь! Не надейся на нас (на бояр), мы уже теперь не твои и не с тобою, а на тебя".

Борис был схвачен с женою и детьми[en], а его немногие доброхоты разосланы по разным городам. В. таким образом приобрел, кроме Нижнего Новгорода, Городец, Мещеру, Муром, Тарусу, а через несколько лет и Суздаль.

В 1395 году Восточной России грозила страшная беда. Тамерлан, победив Тохтамыша, перешел Волгу и овладел Ельцом. Москва была в ужасе, но еще живы были сподвижники Димитрия Донского на Куликовом поле. Московские бояре не пришли в отчаяние, собрали полки и уговорили В. стать во главе ополчения, чтобы с оружием в руках встретить грозного врага. Но Тамерлан, простояв недели две в земле Рязанской и опустошив страну[en] в верховьях Дона, отступил. Причину отступления восточные историки приписывают приближению осени (отступление было начато 26 августа).

Благочестивое предание повествует, что отступление Тамерлана произошло в тот день, когда в Москву принесли икону Богоматери из Владимира. Николай Иванович Костомаров весьма метко указал значение этого перенесения: Василий приказал перенести икону, которую Андрей Боголюбский тайком увез из Киева в свой любимый[en] город Владимир; теперь эта икона служила освящением первенства и величия Москвы над другими русскими городами. Но подчинить вполне своей воле Великий Новгород, к чему стремились великие князья с Андрея Боголюбского, Василию не удалось, хотя и ему, как и его преемникам, весьма много облегчал борьбу раздор Новгорода с бывшим его пригородом, Псковом.

Василий Дмитриевич в борьбе с старым вечником оперся на митрополита, с выгодами которого уже его предшественники, начиная с Калиты, умели соединить судьбу Москвы и своего дома. В 1392 году в Новгород прибыл митрополит Киприян. Он потребовал, чтобы новгородцы по-старому относились к нему в делах судных, ибо незадолго до этого новгородское вече постановило на суд к митрополиту не ездить. Вечевым приговором митрополиту было отказано. Великий князь вступился за митрополита, новгородцы отказали и ему.

Дело дошло до кровавых расправ. В 1393 году в Торжке убили московского доброхота. Великий князь, захватив Торжок, приказал разыскать виновных, и 70 человек преданы были в Москве мучительной казни четвертования. Новгородцы, опасаясь за свою двинскую торговлю, уступили и прислали митрополиту судную грамоту.

В 1396 году враждебные действия возобновились. Великий князь хотел захватить Двинскую землю. Сначала он успел в том, но в 1398 году должен был отказаться от Двинской земли, Вологды и других новгородских владений. В 1404 году опять возникли неприязненные отношения. Новгородский архиепископ Иоанн три года содержался в Москве в заточении, но великий князь, помирившись с Новгородом, освободил Иоанна и захваченных в этом году новгородских бояр. Ускорению примирения содействовало опасение замыслов Витовта, великого князя литовского, который, захватив Смоленск, явно стремился к захвату и Пскова с Новгородом.

Витовт, несмотря на родство с Василием, который был женат на его дочери, Софье Витовтовне, был грозный враг. Владея Смоленском и юго-западными русскими княжествами, он недаром носил титул великого князя литовского и русского; на восток его владения простирались до Оки. Родственные отношения смягчали борьбу, но Витовт был не из тех людей, которые всему предпочитают родственные связи. Псковичи и новгородцы просили помощи у великого князя московского. Три раза сходились тесть и зять, и ни разу битвы не было, каждый раз дело кончалось свиданием и миром: в 1406 году близ Крапивны, в 1407 г. у Вязьмы и в 1408 на берегах реки Угры. После мира на реке Угре не было больше столкновения у Василия с Витовтом.

Для Василия было великим счастьем, что в Орде, после нашествия Тамерлана, 12 лет царствовала неурядица, которая давала Москве возможность свободно действовать по отношению к Литве. В это время казна великий князь московского чрезвычайно обогатилась: он в Орду и сам не ездил, и никого не посылал; на требование денег отвечал, что у него денег нет, а между тем, постоянно собирал деньги на ордынский выход. Все эти деньги оставались в казне великокняжеской. Но в Орде все изменилось, когда власть перешла в руки мурзы Эдигея, который, подобно Мамаю, стал распоряжаться и ханами, и ордою. Эдигей хотел заставить Василия повиноваться, но не решился открыто напасть на Москву и прибегнул к хитрости. В 1408 году он дал знать Василию, что идет на Литву, а сам повернул к Москве. Василий бежал в Кострому, оставив своего дядю Владимира Андреевича защищать столицу. Эдигей не мог взять Москву, но отдельные татарские отряды опустошили Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Верею, Нижний Новгород, Городец, Клин. Эдигей, получив известие, что в Орде неспокойно, отступил, разорив на обратном пути Рязань.

Но нашествие Эдигея нисколько не поколебало значения Москвы. В 1412 году Василий Дмитриевич ездил в Орду на поклон к Джела-Ледину (Зелени-Султан наших летописей), по поводу дарования им ярлыка изгнанным нижегородским князьям. В 1399 году умер тверской великий князь Михаил, давши клятву за детей, внуков и племянников не искать ни Москвы, ни Новгорода. Великий князь рязанский обязался чтить Василия как старейшего брата. Братья Василия Дмитриевича дали такие же записи, кроме Юрия.

В княжение Василия случилось важное событие в истории церкви, которое имело политическое значение: после смерти[en] Киприана, в 1406 году, митрополитом поставлен был грек Фотий, ничего не понимавший в русских отношениях. Его надменное отношение к Витовту дало последнему предлог исполнить давнишний замысел: он созвал всех русских епископов, которые в 1425 году поставили в киевские митрополиты болгарина Григория Цамблака. Влияние Москвы на южную Россию было ослаблено.

В княжение Василия Россию посетило и грозное бедствие — мор, и трехгодичный голод. О главном действующем элементе в Москве, то есть о боярстве, в княжение Василия Дмитриевича, сохранилось показание в письме к нему Эдигея, в котором указывается на смену старого поколения бояр поколением новым. Первое слушалось татар, второе было враждебно им. Первое, конечно, восхваляется Эдигеем. Из боярских родов на первом месте стоял род боярина Феодора Кошки и его сыновей, предков Романовых; потом род Ивана Родионовича Квашни, род Вельяминовых, Челядниных, Всеволожских, Плещеевых, племянников митрополита Алексея, Жеребцовых. (Е. Белов, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»)

Князь Василий I Дмитриевич умер 8 марта 1425 года (по другим данным 27 февраля 1425). Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Подробнее о Василии I читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)