Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Василий III Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Василий III Иванович — биография

Василий III

Василий III Иванович (1479 — 1533) — великий князьКнязь:

1) Почетный наследственный дворянский титул; с 18 века жаловался царем за особые заслуги.

2) Вождь племени, правитель государства или государственного образования. В средневековой Германии князь (немецкий Furst) — представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми привилегиями. В странах романских языков титул князя обозначается словом prince (от латинского princeps — первый, см. Принц). На Руси старший из князей назывался великим князем, остальные — удельными князьями.
владимирский и московский с 1505, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог — племянницы последнего византийского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Со времени Август а и его преемников титул императора приобрёл в Римской империи монархический характер.. Отец Ивана IV Грозного.

Василий III родился 25 марта 1479 года. У него было четыре младших брата: Юрий Иванович, князь дмитровский (1505—1536); Дмитрий Иванович Жилка, князь углицкий (1505—1521); Семён Иванович, князь калужский (1505—1518) и Андрей Иванович, князь старицкий и волоколамский (1519—1537).

Его жёнами были: Соломония Юрьевна Сабурова (с 4 сентября 1505 по ноябрь 1525). Елена Васильевна Глинская (с 21 января 1526 года). Дети (оба от второго брака): Иван IV Грозный (1530—1584) и Юрий (1532—1564). По преданиямПредание — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Сродне с легендой., от первого брака, после пострижения Соломонии, родился сын Георгий.

ЦарьЦарь (от латинского caesar — цезарь, титул римских императоров) — в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул царя впервые принял Иван IV Грозный (1547). С 1721 года русские цари приняли титул императоров, но неофициально существовал и титул царя. В Болгарии монархи носили титул царя до провозглашения республики (1946). энергично боролся за централизацию государства; при нём к Москве были присоединены последние полу самостоятельные русские земли: в 1510 году Псков, в 1513 Волоцкий удел, около 1521 Рязанское, в 1522 Новгород-Северское княжества. Во внутренней политикеПолитика (греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.
Василий III опирался на церковьЦерковь (от греческого kyriake (oikia), буквально — божий дом) — специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).

Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством).
, поддержавшую его в политической борьбе с феодальной оппозицией.

В 1521 году за отказ участвовать в борьбе с удельным князем Василием Ивановичем Шемячичем был сослан митрополит Варлаам, тогда же подверглись опале бояреБоярин:

1) В России до начала 18 века: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса.

2) В Румынии до 1945 г.: родовой или поместный феодал.
князья Василий Васильевич Шуйский, Иван Михайлович Воротынский и другие. В 1525 году за выступление против политики великого князя был казнён Иван Никитич Берсень-Беклемишев; осуждены Максим Грек (1525, 1531) и Вассиан Патрикеев (1531) и другие.

В правление царя Василия III Ивановича росло поместное дворянское землевладение; принимались меры по ограничению иммунитетных политических привилегий княжеско-боярской аристократииАристократия — (от греческого aristos — лучший):

1) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

2) В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.
. Во внешней политике боролся за воссоединение русских земель на Западе и Юго-Западе, а также с Крымским и Казанским ханствами.

В результате русско-литовских войн 1507 — 1508, 1512 — 1522 к России[en] был присоединён Смоленск в 1514 году. В княжение Василия III большое развитие получила общерусская культура.

Ещё из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»:

Василий III Иванович — великий князь Московский и всея Руси, сын Ивана III и Софии Палеолог. Родился 25 марта 1479 г. После смерти наследника престола — Ивана Молодого, сына Ивана III от первого брака, произошла борьба за престолонаследие, из которой победителем вышел Василий III. Он был назначен сперва великим князем Новгорода и Пскова, а потом и соправителем Ивана III, после смерти которого Василий III беспрепятственно вступил на престол 27 октября 1505 г.

Внешние дела Василия III

Василий III Иванович. Миниатюра из Царского титулярника

Василий III Иванович. Миниатюра из Царского титулярника. 1672 год

Василий III продолжал политику отца по отношению к Литве и Польше. Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами — присоединение отдельных городов и областей, подчинение пограничных мелких князей, отстаиванье интересов православия в Литовском государстве, в частности — защита сестры великого князя, королевы Елены, от посягательств на ее веру и признание со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя — «Государь всея Руси».

После смерти короля Александра был избран на литовский престол Сигизмунд. Он предъявил требование о возвращении занятых Иваном III городов, но получил отказ. Вскоре затем перешел на сторону Москвы видный и богатый литовский вельможа князь Михаил Глинский; отряды его и других служилых князей начали воевать литовские земли. Союзники Литвы — Казань, Крым и Ливония — не оказали ей помощи, и в 1508 году по мирному договору («Акты Западной России», II, № 43) все приобретения Ивана III остались за Москвой, а все завоеванное Глинским было возвращено Литве.

В 1512 году Василий III Иванович вновь выступил в поход, осадил Смоленск, но безуспешно. Только в 1514 г. Смоленск сдался, а вслед затем на сторону Москвы перешел князь Мстиславский.

У Орши московские войска потерпели жестокое поражение от гетмана князя Константина Острожского. В Смоленске часть бояр и владыка завели сношения с Литвой, но наместник князь Шуйский перевешал изменников, кроме владыки, и отбил нападение на город, после чего война велась довольно вяло.

В 1517 году выступил с посредничеством между воюющими император Максимилиан через своего посла барона Сигизмунда Герберштейна, но неудачно. В 1520 г. было заключено перемирие на пять лет без размена пленными, но с оставлением Смоленска за Москвою.

В 1526 году возобновились переговоры о вечном мире при посредничестве императора, но при Василии III они так и не привели ни к чему: обе стороны не хотели поступиться Смоленском. Между тем население Смоленска и его области постепенно менялось: местных жителей уводили в московские области, а жителей этих областей переселяли в Смоленск — обычная мера московской политики. По отношению к Крыму задачей политики по-прежнему было ограждение русских границ от набегов крымцев. Крымцев задаривали «поминками» хану, царевичам, мурзам и т. п., подстрекали Крым к набегам на литовские земли. Литва, с своей стороны, побуждала крымцев к нападениям на Москву. Наиболее значительное из таких нападений было совершено крымцами в 1521 г.; им удалось дойти до Москвы и принудить бояр, ведавших Москву в отсутствие великого князя, откупиться. Воеводе Хабару Симскому, однако, удалось разбить татар у Переяславля Рязанского.

Отношения к Казани были очень сложны. Сперва (1506) пришлось совершить поход против Казани, отложившейся от Москвы. Поход был неудачен, но вскоре Василию III удалось подчинить Казань и ее царя Мухаммеда Аминя. После смерти последнего (1518) Василий III назначил в Казань царем Шах-Али (Шиг Алея), но в 1521 году казанцы его изгнали и пригласили из Крыма Саип-Гирея, избившего немало русских.

В 1523 году Василий III совершил большой поход на Казань и на возвратном пути построил на Суре город Васильсурск. В 1524 г. совершен новый поход на Казань, приведший к Бегству Саип-Гирея и провозглашению казанским царем Сафа-Гирея. Василий III, с своей стороны, назначил царем сперва вновь Шах-Али, но затем по просьбе казанцев — Джан-Али.

При Василии III Ивановиче татарские царевичи продолжали поступать на московскую службу, получая обширные земли. Он вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии, с Данией, Швецией, Турцией (безрезультатно), с папой (об унии и о войне против Турции). При Василии III начались сношения с Францией и прибыло посольство от одного из индусских государей, султана Бабура (1533).

Внутренняя политика Василия III

Задачей Василия III относительно Пскова и уделов по-прежнему были присоединение и ассимиляция. Для достижения этой цели в средствах не стеснялись. В 1510 году Псков был присоединен к Москве, и вслед затем псковское население частично удалено в московские земли, а на его место переселены люди из московских областей. Когда последний великий князь Иван Иванович Рязанский, захотел освободиться от московской опеки и завел сношения с Литвой, Василий III переманил на свою сторону видного Рязанского боярина — Коробьина и, заманив Рязанского великого князя в Москву, заточил его в темницу, а великое княжество присоединил к Москве.

К рязанскому населению был применен обычный прием московской политики. Распрями двух северских князей — Василия Семеновича Стародубского и Василия Ивановича Шемячича Новгород-Северского, Василий III пользовался для того, чтобы крепче держать их под своей властью. С бездетной смертью Василия Семеновича Стародуб был присоединен к Москве; в 1523 году вызванный в Москву Шемячич был заключен в тюрьму, и его удел также присоединен к Москве.

Уделы двоюродного брата Василия III, Федора Полоцкого, и братьев его, Симеона Калужского и Дмитрия Углицкого, после их бездетной смерти отошли к Москве. К двум другим своим братьям, Юрию и Андрею Василий III относился недоверчиво; особенно боялся он Юрия, как более даровитого и популярного. Хотя Василий III и заключал с братьями договоры, как равный с равными, и у братьев были еще свои дворы, свои служилые люди и военные отряды, однако их положение было очень зависимое.

Относительно мелких, так называемых «служебных» князей или княжат, сидевших еще в старинных вотчинах, остатке былых уделов, Василий III держался подозрительно и сурово. Есть основание думать, что он принимал меры к обмену земель, выводя остатки удельного княжья из насиженных гнезд в новые, незнакомые и чуждые им места. Уничтожались, по-видимому, и укрепления, существовавшие в княженецких вотчинах. Принимались меры вообще против бояр и знатных людей; с них брали «поручные записи» в том, что они не отъедут. Василий III явно опасался княжеско-боярского класса, среди которого заметны следы несомненной оппозиции. Дошедшие до нас данные слишком скудны, чтобы можно было нарисовать картину борьбы разрастающейся вширь и ввысь московской царской власти с боярством.

С боярами Василий III обращался осторожно; ни один из них, кроме сравнительно незнатного Берсеня Беклемишева, не подвергся смертной казни, и опал было немного. Зато и внимания большого Василий III боярству не оказывал, советовался с боярской думой, по-видимому, более для формы и «встречи», т. е. возражений не любил, решая дела преимущественно с дьяками и немногими доверенными людьми, среди которых виднейшее место занимал дворецкий — Иван Шигона, подьячий из тверских бояр. Тем не менее сила традиции была такова, что на все видные места в войске и по управлению Василию III приходилось назначать представителей подозрительного ему боярства.

Церковные дела при Василии III

В княжение происходила борьба между двумя церковными течениями — «иосифлянами» и «нестяжателями», велась борьба с еретикамиЕретик — приверженец Ереси.

Ересь — (от греческого hairesis — особое вероучение) — в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В переносном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.
, и замечалось движение в области церковной мысли и книжности. «Иосифляне» были симпатичны Василию, как сторонники усиления великокняжеской власти, заявившие устами своего главы, Иосифа Волоцкого, что цари — «боги» и «сынове Вышняго»; но, с другой стороны, великокняжеская власть имела тенденцию к захвату монастырских недвижимостей, и это сближало Василия III с «нестяжателями», противниками права монастырей владеть вотчинами.

Отношения усложнялись еще личной близостью Василия III к вождю «нестяжателей», Вассиану Косому. Одно время могло казаться, что «нестяжатели» возьмут верх. Может быть, в связи с усилением «нестяжателей» стоит приглашение с Афона ученого монаха Максима Грека, внесшего свежую струю в московскую церковную жизнь и ставшего центром нестяжательских и тесно слившихся с ними боярских оппозиционных кружков. С течением времени, однако, естественный союз великого князя и «иосифлян» восстановился и укрепился. Когда на митрополию был возведен иосифлянин Даниил, наступил решительный поворот: суд и осуждение Максима Грека и Вассиана, а также нескольких других лиц однородного направления, знаменовали победу «иосифлянства». Практическим представителем теории «иосифлянства» был неразборчивый на средства митрополит Даниил, оказавший великому князю существенную услугу при аресте Шемячича и при разводе.

Несмотря на союз с «иосифлянами», Василий едва ли не первый сделал шаг к подчинению монастырей надзору светской власти. Соборы на еретиков и инакомыслящих при Василии III Ивановиче заседали: в 1520 г. — на жидовина Исаака, в 1525 г. — на Максима Грека и его единомышленников, в 1531 г. — на Максима же и Вассиана Косого.

Семейные дела и характер Василия III Ивановича

От брака с Соломонией Сабуровой у Василия не было детей, и в 1526 году он развелся с нею, несмотря на протесты Максима Грека и некоторых других лиц, постриг Соломонию в монахини и женился на Елене, дочери князя Василия Глинского. От этого брака родились сыновья Иван (будущий Грозный) и слабоумный дегенерат Юрий.

Василий III, судя по рассказам современников, был нрава сурового и крутого; он был типичным московским князем, но, по мнению некоторых историков, без дарований отца. (Алексей Елачич)

Василий III Иванович скончался 3 декабря 1533 года от злокачественного нарыва, успев постричься в агонии под именем Варлаама. Похоронен в Архангельском собореСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени.

Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии.

В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.
, в Москве. (В. И. Буганов).

Более подробно о Василии-3 читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
(кроме общих трудов по истории России и русской церкви):

  • «Полное Собрание Русских Летописей» (тт. III, IV, VI, VIII, XII, XIII);
  • «Собрание Государственных Грамот и Договоров», I — II;
  • Акты Истор. I. Дополнение к Актам Ист. I, Акты Зап. Рос. II, Акты Арх. Эксп. I. Памятники Дипломатический Сношений, т. I. Сборник русского исторического Общества, т. 35;
  • Герберштейн «Rerum Moscovitarum Commentarii» (пер. Анонимова «Записки о Московии», СПб., 1866);
  • Павел Иовий «De legatione Basilii M. P. Moscoviae liber» (пер. в «Библиотеке иностранных писателей», изд. Семеновым);
  • Г.Ф. Карпов «История борьбы Московского государства с Польско-Литовским» (Москва, 1866);
  • Жмакин «Митрополит Даниил» (Москва, 1881).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)