Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Главная / Оглавление / Ваши знаменитые тезки / Василий Качалов Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Василий Иванович Качалов - биография

Василий Иванович Качалов

Василий Иванович Качалов (настоящая фамилия Шверубович) — российский[en] актер, один из первых народных артистов СССР (1936). С 1900 в МХТ. В течении многих лет один из ведущих актёров Художественного театра. Знак Зодиака — Водолей.

Василий Качалов родился 11 февраля (30 января по старому стилю) 1875 года в Вильно (сейчас Вильнюс), в Российской империи. Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским. В одном выпуске с ними был и Борис Исаакович Горев (наст фамиия — Гольдман, также Горев-Гольдман, Гольдман-Горев; деятель российского социал-демократического движения, публицист). У Василия там же был одноклассник и неразлучный друг — Константин Галковский, впоследствии литовский композитор Константинас Галкаускас.

Актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния, Качалов был исполнителем ряда ролей в пьесах Антона Павловича Чехова (Тузенбах — «Три сестры», Трофимов — «Вишневый сад»), Максима Горького (Барон — «На дне»). Создал выдающиеся образы в произведениях Уильяма Шекспира (Гамлет — «Гамлет»), Александра Сергеевича Грибоедова (Чацкий — «Горе от ума»), Фёдора Михайловича Достоевского (Иван Карамазов — «Братья Карамазовы»), Льва Николаевича Толстого (От автора — «Воскресение»), Вс. Иванова (Вершинин — «Бронепоезд 14-69»). Государственная[en] премия СССР (1943).

«В 90-е годы, будучи студентом петербургского университета, Василий Качалов много участвовал в любительских спектаклях. Сцена влекла юношу, и он долго колебался, кем ему быть - юристом или актером. Последнее влечение победило - он на сцене театра. Сначала выступает в Стрельне под Петербургом, потом в театре Суворина в столице, а затем уезжает в провинцию.

В Казани Качалов появился в 1897 году. Он выбрал этот город сам, так как хотел играть на сцене и продолжать занятия на юридическом факультете университета». Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с.163

Известность пришла к Качалову, когда он в 1900 году перешёл в московский Художественный театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко и стал одним из его ведущих актёров. Дебют в роли Берендея в «Снегурочке» по пьесе Александра Николаевича Островского (1900).

В Москве Василий Иванович вёл активную богемную жизнь «серебряного века». В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный Качалов — «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос». Русскому поэту Сергею Александровичу Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…».

Семья

Летом 1900 года в Кисловодске Василий Иванович Качалов женился на актрисе Нине Николаевне Литовцевой, с которой познакомился в Казанском театре, в сезон 1898/1899 года. Даже в период брака у Качалова было много связей «на стороне» (Алиса Коонен, Мария Лилина и другие знаменитые женщины того времени).

В этом браке у супругов родился[en] сын — Вадим Васильевич Шверубович, в будущем театральный деятель и мемуарист.

Внук — шекспировед, театровед Алексей Вадимович Бартошевич.

Награды и звания

Творчество Качалова

Московский Художественный театр:

Василий Качалов создал в МХАТе 55 ролей:

  • 1900 — «Снегурочка» Алексея Николаевича Островского — Царь Берендей;
  • 1900 — «Когда мы, мертвые[en], пробуждаемся» Генрика Юхана Ибсена — Рубек;
  • 1900 (ввод) — «Геншель» Герхарта Гауптмана — Посетитель пивной;
  • 1900 (ввод) — «Смерть Иоанна Грозного» Алексея Константиновича Толстого — Эльмс, Григорий Годунов;
  • 1901 — «Три сестры» Антона Павловича Чехова — Вершинин;
  • 1901 — «Дикая утка» Г. Ю. Ибсена — Экдаль;
  • 1901 — «Чайка» А. П. Чехова — Тригорин;
  • 1901 — «Микаэль Крамер» Герхарта Гауптмана — Эрнст Лахман;
  • 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов;
  • 1902 (ввод) — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда;
  • 1902 (ввод) — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах;
  • 1902 — «На дне» М. Горького — Барон;
  • 1903 — «Столпы общества» Г. Ю. Ибсена — Хильмар Теннисен;
  • 1903 — «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира — Юлий Цезарь;
  • 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана — Йоганн Фокерат;
  • 1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов;
  • 1904 — «Там, внутри» Мориса Метерлинка — Дед;
  • 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой;
  • 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов;
  • 1904 — «У монастрыря» Петра Михайловича Ярцева — Бартенев;
  • 1905 — «Блудный сын» Сергея Александровича Найдёнова — Максим Коптев;
  • 1905 — «Привидения» Г. Ю. Ибсена — Пастор Мандерс;
  • 1905 — «Дети солнца[гор]» М. Горького — Протасов;
  • 1906 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий;
  • 1906 — «Бранд» Г. Ю. Ибсена — Бранд;
  • 1907 — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин;
  • 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен;
  • 1908 — «Росмерсхольм» Г. Ю. Ибсена — Росмер;
  • 1908 — «У царских врат» Кнута Гамсуна — Карено;
  • 1909 — «Анатэма» Леонида Николаевича Андреева — Анатэма;
  • 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов;
  • 1910 — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского — Иван Карамазов;
  • 1910 — «Месяц в деревне» Ивана Сергеевича Тургенева — Ракитин;
  • 1911 — «У жизни в лапах» Кнута Гамсуна — Пер Баст;
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин;
  • 1911 — «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет;
  • 1912 — «Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева — Горский;
  • 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий;
  • 1913 — «Николай Ставрогин» Ф. М. Достоевского — Ставрогин;
  • 1915 — «Каменный гость» Александра Сергеевича Пушкина — Дон Жуан;
  • 1916 — «Будет радость» Дмитрия Сергеевича Мережковского — Федор Иванович;
  • 1918 (ввод) — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров;
  • 1922? (ввод) — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор;
  • 1923? (ввод) — «Вишневый сад» А. П. Чехова — Гаев;
  • 1924? (ввод) — «Доктор Штокман» Г. Ю. Ибсена — доктор Штокман;
  • 1924/25 (ввод) — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов;
  • 1926 — «Николай I и декабристы» Александра Рафаиловича Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I;
  • 1927 — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин;
  • 1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин;
  • 1930 — «Воскресение» Л. Н. Толстого — От автора;
  • 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков;
  • 1935 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин;
  • 1938 (новая редакция) — «„Горе от ума“» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий — Режиссер — постановщик: Владимир Иванович Немирович-Данченко.

В.И. Качалов так же играл роли в спектаклях по пьесам Л. Н. Андреева, Гауптмана, Ибсена, романам «Бесы» (Ставрогин) и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Воскресение» Л. Н. Толстого.

Чтец

Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Василий Иванович Качалов оставил заметный след в таком особом роде деятельности, как исполнение произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Георгиевича Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого) в концертах, на радио, в записях на граммофонных пластинках.

Фильмография

«Белый орёл» (1928) — губернатор (единственная роль в кино). (Википедия)

Василий Иванович Качалов скончался 30 сентября 1948 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)